Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Боур, Брюс, Меншиков, Ренне, Репнин, Шереметьев — российские военачальники, участвовшие в сражении под Полтавой. 20 страница



Запустение Правобережной Украины было вызвано не только иноземными вторжениями, но и политикой казацких предводителей, в частности гетмана П. Дорошенко. Опустошение правого берега Днепра, произведенное турецко-татарскими войсками в 1677—1678 гг., завершил весной 1679 г. сын гетмана И. Самойловича Семен. Были разрушены еще уцелевшие населенные пункты, в том числе Корсунь и Жаботин. В результате принудительного «сгона» все население приднепровской полосы было переселено на левый берег.

Опустошению Правобережья в немалой степени содействовал и диктат международных договоров. Намерение оставить незаселенной территорию, которая была колыбелью украинского казачества, представлялась удобным способом решения спорных вопросов дипломатическим путем. Так, по Бахчисарайскому договору 1681 г. земли между Южным Бугом и Днепром должны были оставаться незаселенными. «Вечный мир» 1686 г. не предусматривал заселения земель по Днепру (от Киева до Чигирина), им надлежало «быть в пусте всегда».

Однако жизнь брала свое. Уже в 1687 г. по р. Тясьмин, правому притоку Днепра, где запрещались поселения, насчитывалось свыше 14 тыс. дворов, основанных беглецами из Гетманщины. И все же значительная часть территории Правобережья даже в начале XVIII в. оставалась, по-видимому, незаселенной. Так, русский монах И. Лукьянов, проезжая через Украину, за пять дней пути не встретил ни души.

Возрождение казачества. Хотя по международным договорам второй половины XVII в. Правобережная Украина и была разделена между Речью Посполитой и Турцией, власть короля и султана была здесь вначале чисто номинальной. Причиной этого были не только перманентные военные действия, но и полное запустение городов и сельских поселений. Первый шаг в деле заселения края сделали турки, которые стали завлекать беглецов к возвращению на Подолье различными льготами. Однако поляки увидели в подобной колонизации угрозу собственным интересам.

На первых порах в качестве альтернативы турецкому присутствию на Правобережье Корона решила восстановить казачество. В 1683 г. Ян Собеский привлек около 5 тыс. казаков к участию в победоносном сражении с турками под Веной. Ввиду опасности распространения власти левобережных гетманов на Правобережье король в 1684 г. издал универсал, разрешавший основание казацких поселений к югу от р. Роси. Следующим шагом стало решение сейма (1685) о восстановлении на территории бывших украинских полков казацких прав и вольностей.

Началось возрождение казацких полков: Богуславского, Корсунского, Брацлавского и Фастовского (Белоцерковского). Во главе их стали авторитетные полковники С. Самусь, З. Искра, А. Абазин и С. Палий. Прельщенное восстановлением казацких льгот и привилегий на Южную Киевщину буквально хлынуло население из Полесья, Волыни, Подолья, а также из левобережных полков, особенно соседних: Гадячского, Лубенского, Миргородского. В крае стремительно восстанавливалась жизнь, строились православные храмы, возникали новые слободы и местечки, подчиненные непосредственно полковникам.

Предполагалось, что казацкие полки будут подчиняться назначенным королем гетманам. Однако гетман А. Могила и сменивший его Г. Гришко авторитетом у украинского населения не пользовались и воспринимались им как польские марионетки. Зато стремительно росла популярность полковника С. Палия, который стал фактическим хозяином значительной территории — «Палиивщины».

Польские феодалы стремились восстановить в регионе свою утерянную собственность на землю, но каждый раз наталкивались на сопротивление крестьян и казаков. Даже в имениях коронного гетмана С. Яблоновского хозяйничали казаки С. Палия. Борьба правобережного казачества с польской шляхтой значительно активизировалась после подписания Речью Посполитой и Россией «Вечного мира» 1686 г. С. Палий неоднократно обращался к российскому правительству и левобережному гетману И. Мазепе с просьбой принять Правобережье в российское подданство и таким образом решить вопрос воссоединения украинских земель. Однако Петр I, не желая портить отношения с королем, не давал согласия на присоединение «Палиивщины». И. Мазепа же не упускал случая вмешиваться в дела «тогобочной» Украины, но в поддержке С. Палию фактически отказывал, т. к. видел в его лице нежелательного соперника.

Первые попытки ликвидации «Палиивщины». Заселение казаками пустующих земель привело к возрождению полково-сотенного устройства, которое неизбежно вступало в противоречие с административным устройством Речи Посполитой. Шляхетская Речь Посполитая рассматривала такую ситуацию как временное явление. Поэтому, пусть медленно, но неуклонно восстанавливалось и деление польской части Правобережья на воеводства: Киевское, Брацлавское, Волынское и Подольское. Шляхта каждого воеводства периодически собиралась на сеймики: киевская — в Житомире, брацлавская — во Владимире, волынская — в Луцке, подольская — в Каменце-Подольском (во время турецкого господства — во Львове).

По условиям польско-турецкого Карловицкого договора 1699 г. Турция отказывалась от претензий на правобережные украинские земли и соглашалась на возвращение их сопернику по принципу «uti possidetis» («после завоевания»). В этих условиях Варшавский сейм уже в 1699 г. принял решение ликвидировать правобережное казачество. Через несколько месяцев последовало сеймовое постановление о запрете православным проживать в Каменце и занимать выборные должности в магистратах других городов.

Когда казацкие предводители отказались от роспуска своих полков, в борьбе против реставрации польско-шляхетской власти их поддержало население Правобережья. Отношения казаков с коронными войсками принимали характер открытого военного противостояния. В 1700 г., в начале Северной войны, войска коронного гетмана С. Яблоновского захватили Немиров, Бар, Винницу, Брацлав и попытались пленить С. Палия в Фастове, однако взять город не сумели.

Восстание 1702—1704 гг. В начале 1702 г. в Фастове состоялось совещание казацких полковников с участием представителей крестьянства и мещанства, утвердившее план всенародного восстания против Речи Посполитой. Начавшееся освободительное движение опиралось на казацкую войсковую организацию и имело целью ликвидацию социального, национального и религиозного притеснений, а также объединение с Левобережной Украиной. Во главе восстания стояли авторитетнейшие предводители: С. Палий, С. Самусь, З. Искра и А. Абазин. Поэтому оно воспринималось современниками как «новая Хмельнитчина».

Восстание началось весной 1702 г. на Подолье и Брацлавщине, а летом распространилось на Киевщину. В октябре полковник С. Самусь захватил оплот польской шляхты — Белую Церковь. Начались крестьянские выступления на Волыни и даже в Галичине. В 1703 г. 15-тысячное польское войско жестоко подавило движение на Подолье и Брацлавщине, но наступать на Киевщину не решилось.

Польский король Август II как союзник Петра I обратился к нему за помощью. Весной 1704 г. по приказу царя войска гетмана И. Мазепы перешли Днепр и заняли Киевщину и Волынь. С. Палий был арестован. Но Речь Посполитая, значительная часть которой была оккупирована шведскими войсками, не могла реально претендовать на Правобережную Украину. Таким образом, Правобережье оказалось под властью И. Мазепы. Причем тут даже возросло число казацких полков, т. к. добавились еще три — Чигиринский, Уманский и Могилевский полки.

Правобережье в международно-правовых актах 1711—1714 гг. Система международных договоров 1711—1714 гг. окончательно определила правовой статус украинского Правобережья. После неудачного Прутского похода Петр I от «тогобочной» Украины отказался и одновременно в 1711 г. издал указ, разрешавший свободный переход населения с правого берега Днепра на левый. Турецкий султан в 1712 г. отдал было Правобережье под власть Ф. Орлика, однако власть гетмана-изгоя из-за неуступчивости Речи Посполитой была призрачной. В апреле 1714 г. Турция, озабоченная балканскими проблемами, отказалась от создания на Правобережной Украине марионеточного казацкого государства и подтвердила Варшаве свое согласие с условиями Карловицкого трактата 1699 г.

Новая волна польской колонизации. С 1714 г. вся Правобережная Украина вновь оказалась под властьюРечи Посполитой. Началась усиленная польская колонизация. Потомки шляхты, которая несколько десятков лет назад покинула свои имения, спасаясь от Освободительной войны, возвращались на Украину. Они разыскивали в архивах старинные документы, подтверждавшие их владельческие права. Но если границы огромных владений можно было еще восстановить, то найти остатки мелких имений среди пустырей и пожарищ было невозможно.

За время, прошедшее после восстания Б. Хмельницкого, отдельные магнатские роды (Конецпольские, Вишневецкие) повымирали. Их земли достались другим собственникам, в первую очередь представителям породненных с ними фамилий. Наиболее крупными землевладельцами Правобережной Украины стали Любомирские, Потоцкие, Яблоновские, Чарторыйские, Браницкие. Пользуясь слабостью королевской власти, они захватывали даже государственные владения — староства: Потоцкие присвоили Каневское староство, Яблоновские — Чигиринское и Корсунское. В границах своих владений местные «крулевята» были полновластными хозяевами. Значительная часть шляхты довольствовалась тем, что получала землю от магнатов в форме аренды, становилась их управителями. Образовывалась целая пирамида собственников, которая возвышалась над крестьянами.

Польские магнаты прекрасно понимали, что условием их обогащения является возрождение и хозяйственное процветание занятых ими земель. Для привлечения рабочих рук они завлекали переселенцев на слободы, гарантируя им на довольно значительный срок освобождение от всех повинностей. При этом, охотно принимая крестьян, землевладельцы не спрашивали их о прошлом и о том, откуда они пришли. Такие льготные условия жизни и хозяйствования вызвали массовое крестьянское переселение из Галичины, Волыни и Полесья. Возвращались на старые места и многие крестьяне с Левобережья.

Надворные казаки. Численность коронного войска, базировавшегося в воеводствах Правобережной Украины, не превышала 4—6 тыс. человек, что не могло гарантировать эффективность управления краем. Внутренняя нестабильность усугублялась постоянной опасностью турецких и татарских вторжений, нападениями запорожцев. В этой связи магнаты Правобережья стали самостоятельно определять политику в отношении населения края, формировать отряды надворного казачества из своих крестьян, освобождая их от работ и организуя на казачий лад. Надворные казаки имели ограниченное самоуправление, выбирали сотников, есаулов, но полковников магнаты назначали из шляхты. За несение военной службы бывшие крестьяне получали денежное жалованье, а иногда и земельные наделы. Обеспеченность вместе с ореолом привилегированности и даже некоторая надежда, пусть призрачная, на получение шляхетства — все это, казалось бы, гарантировало преданность надворных казаков своим магнатам. В действительности же в периоды волнений часть надворных казаков переходила на сторону восставшего народа, как это уже бывало раньше, и даже возглавляла вооруженную борьбу против польского господства.

Крестьянский вопрос. Положение крестьянства в разных регионах Правобережья было неодинаковым. Наиболее тяжелым оно было там, где панский гнет не был до конца уничтожен в годы Освободительной войны — на Волыни, Западном Подолье, в северо-западной части Брацлавщины. Так, на Волыни барщина в XVIII в. достигла 240 дней в год. Кроме того, крестьянин выполнял множество дополнительных повинностей, рост числа которых чаще всего инициировался временными пользователями панских владений — арендаторами.

Иная картина наблюдалась в Приднепровье, бывшем эпицентре Руины. Тут за все оставшееся время польского господства преобладало относительно свободное крестьянство, чиншевики, отстаивавшие свою личную свободу и самостоятельность хозяйствования. Помимо обитателей магнатских слобод в этой части Правобережной Украины существовала довольно многочисленная группа крестьянства, создававшая хутора в лесах и не желавшая ничего платить возвращавшимся польским панам. Такие очаги крестьянского землепользования и собственности объективно способствовали распространению духа неповиновения феодалам. Шляхетские сеймики Брацлавщины, Киевщины и Подолья неоднократно поднимали вопросы о ликвидации крестьянских хуторов с помощью военной силы и предоставлении собственникам «священного» права возвращать беглых, даже не дожидаясь решения суда.

Требования средней и мелкопоместной шляхты, у которой крупные землевладельцы переманивали крестьян, уничтожить слободы магнаты попросту игнорировали. Конечно же, введение денежной ренты и увеличение крестьянских наделов было всего лишь тактическим маневром правобережных «крулевят», рассчитанным в перспективе на распространение фольварочно-барщинного хозяйства. По мере того, как проходили льготные годы пребывания на слободах, положение крестьян катастрофически менялось. Как и до Освободительной войны, крестьянство стало ощущать отношение к себе панов-поляков, как к «быдлу», к «холопам». Особенно тяжелым было положение крестьян тех сел, которые были отданы в аренду мелкой шляхте. Стремясь получить наибольшие прибыли, арендаторы доводили крестьян до полного разорения. Познав, пусть на короткое время, свободу от внеэкономического принуждения, крестьяне упорно сопротивлялись новому закрепощению.

Распространение унии и исчезновение православной иерархии на Правобережье. По условиям «Вечного мира» 1686 г. все православные приходы и монастыри в Речи Посполитой были в подчинении киевского митрополита, который, в свою очередь, подчинялся московскому патриарху, а с 1720 г. — Синоду. Однако религиозная нетерпимость поляков-католиков, которые на Правобережной Украине представляли главным образом шляхетское сословие, к украинцам-православным, искусственно ставшим «крестьянским» этносом, оказалась сильней международных договоров. Православные мещане не допускались к занятию выборных должностей в городских магистратах. Сеймовым постановлением 1699 г. православным было запрещено проживание в Каменце-Подольском. Их храмы автоматически передавались униатам, но греко-католиков в городе было так мало, что они взяли себе только одну церковь, а остальные были закрыты.

Вновь началось обращение православных в униатство. В Луцкой епархии только за 1686—1695 гг. греко-католикам было передано около 300 церквей и монастырей. После бегства из Луцка епископа Гедеона Святополк-Четвертинского (1684) в 1688 г. во главе епархии был поставлен Афанасий Шумлянский, симпатизировавший униатам. Кандидатом на освободившуюся с его смертью в 1694 г. епископскую кафедру Луцкое братство, православные духовенство и шляхта предложили волынского шляхтича Дмитрия Жабокрицкого. Король Ян III Собеский дал ему грамоту на замещение кафедры, и он принял монашество под именем Дионисия. Однако киевский митрополит Варлаам Ясинский усмотрел каноническое препятствие к посвящению Д. Жабокрицкого в епископы в том, что тот был женат второй раз. Целых семь лет статус Д. Жабокрицкого был неопределенным, пока он в 1702 г. не объявил себя униатом. Однако вскоре в связи с присутствием на Волыни российских войск и левобережных казаков, а также недоброжелательным отношением православного населения он вынужден был бежать в Венгрию

В 1708 г. киевский православный митрополит Иоасаф Краковский санкционировал замещение луцкой кафедры Кириллом Шумлянским. Тогда сеймик Волынского воеводства под влиянием митрополита-униата Юрия Винницкого постановил передать Луцкую епархию в управление холмскому униатскому епископу. В 1711 г. королевский универсал подтвердил «незаконность» К. Шумлянского, а католическая шляхта Волыни пригрозила ему арестом и ссылкой. В конце концов, К. Шумлянский в 1712 г. бежал в Киев. Так получилось, что он был последним православным луцким епископом. Поскольку западноукраинские Львовская и Перемышльская епископии перешли в унию уже в конце XVII в., на территории Речи Посполитой в руках православных иерархов осталась только Могилевская (Белорусская) епархия.

В унию стали переходить целые села северо-западной части Правобережной Украины. Случалось даже так, что у православных и не спрашивали согласия на унию, а просто объявляли униатами. В 1725 г. стал униатским Почаевский монастырь — главная православная святыня Волыни. Однако продвижение унии на юго-восток Правобережья встретилось с движением православным. Этому в значительной степени способствовали не только соседство с православными Левобережьем и Запорожьем, но и политика части польских магнатов. Среди льгот, дававшихся населению слобод, особенно ценилось разрешение исповедовать православную веру.

Униатский Замойский собор. Сильному давлению со стороны господствующих верхов Речи Посполитой и католического духовенства подвергалась не только православная, но и униатская церковь. Польская шляхта стремилась на каждом шагу унизить униатов, дать им почувствовать, что униатство, как и православие, не более как вера людей невежественных, «хлопская вера». В 1717 г. неизвестный автор даже предложил проект полного уничтожения «русской» веры на Правобережье. Униатские иерархи, с завистью глядя на привилегированное положение католической церкви, решились на новые уступки Риму путем дальнейшего сближения униатства с католичеством. В этом отношении они нашли полную поддержку у базилианского ордена, который выступал ревностным сторонником латинизации греко-католической церкви.

В 1720 г. по инициативе униатского митрополита Льва Кишки был созван Замойский собор, который принял решение о введении в обрядовую практику католического «Символа веры» и замене некоторых обрядов римско-католическими. Собор закрепил привилегированное положение ордена базилиан в составе униатской церкви и признал преимущества монахов в занятии епископских кафедр.

В 1726 г. в Житомире решения Замойского собора были объявлены волынскому духовенству как руководство к действию. Благодаря стараниям базилиан в униатской церкви зачастую вводилось даже то, что вовсе не упоминалось в соборных постановлениях. Изменения коснулись и внешнего вида священнослужителей: они стали стричь волосы, брить бороды, носить одежду католических ксендзов. В униатских храмах начали появляться открытые алтари, конфессионалы (исповедальни), органы, боковые престолы и т. п.

Возникновение гайдамачества. Поскольку казачества на Правобережной Украине не осталось, возглавить организованную борьбу против угнетателей было некому. Поэтому первоначально протест вылился в стихийные выступления крестьян и мещан, которые небольшими отрядами нападали на панские имения, грабили и поджигали их, уничтожали документацию. Движение поддерживалось также православным духовенством. Зародилось оно в начале XVIII в. на Волыни и Западном Подолье, а со второй четверти столетия перекинулось на Киевщину и Брацлавщину. Польская шляхта называла участников подвижных повстанческих отрядов гайдамаками. Первое письменное упоминание о гайдамаках относится к 1714 г. Позже это название закрепилось также в официальных документах царского правительства и Запорожской Сечи. Запорожские казаки, приняв участие в гайдамацком движении, со временем внесли в него некоторое организующее начало.

В ватагах гайдамаков было немало искателей приключений, настоящих разбойников, маргиналов. Тактика их действий была партизанской. Они появлялись внезапно, быстро расправлялись со своими жертвами и так же быстро исчезали. Кроме польской шляхты от их действий страдали арендаторы, ростовщики, шинкари (по большей части евреи). Однако гайдамаки пользовались уважением и поддержкой населения, видевшего в них народных мстителей угнетателям. Поэтому в гайдамачестве причудливо переплелись элементы социального бандитизма со всеми его жестокостями и национально-освободительной борьбы.

Восстание 1734—1738 гг. Первое значительное гайдамацкое восстание началось в 1734 г. Поводом к нему послужило обострение внутриполитической обстановки в Речи Посполитой, вызванное борьбой шляхетских группировок за корону и вступлением на Правобережье в конце 1733 г. царских войск для поддержки Августа III в борьбе против Станислава Лещинского. Разрешение российского командования формировать вооруженные отряды из местных жителей для давления на сторонников Лещинского местное население расценило как призыв к борьбе со шляхтой вообще.

Восстание охватило Киевщину, Брацлавщину, Подолье и Волынь. В ходе борьбы активно шел процесс массового «оказачивания», когда крестьяне поголовно записывались в казаки и вводили казацкое устройство. Возглавил движение сотник надворных казаков Верлан, которого гайдамаки провозгласили полковником. Среди населения распространялись подложные грамоты императрицы Анны Иоанновны, которая будто бы обещала повстанцам свою помощь и даже заявляла, что примет Правобережье в свое подданство.

Ситуация на Правобережье резко изменилась, когда Август III вышел победителем в войне за корону. Выполнив свою основную миссию, царские войска были брошены на подавление гайдамацкого движения. Шляхта, впрочем, сдерживалась в своей мстительности опасением лишиться «живого реманента» (рабочей силы), на приобретение которого было потрачено столько усилий. Только в 1738 г. польско-шляхетские карательные отряды с помощью российского корпуса нанесли поражение основным силам повстанцев. Часть предводителей восстания сумела скрыться в Молдавии и на Запорожье, а один из них — С. Чалый — присягнул на верность королю.

Гайдамацкое движение 1750 г. и новое обострение социальной напряженности. Следующее крупное выступление гайдамаков произошло в 1750 г. Десятки отрядов, возглавляемые смелыми и находчивыми предводителями, действовали во многих районах Правобережья. Перепуганная шляхта оставляла свои владения. Гайдамацкие отряды осуществляли успешные нападения даже на такие хорошо укрепленные города-крепости, как Винница, Володарка, Умань и др. Под влиянием этих событий начались волнения на Левобережной и Слободской Украине. Однако на самом Правобережье движение не имело единого руководства и было подавлено с помощью российских войск.

В 50—60-х гг. XVIII в. вызревали предпосылки для нового взрыва народного гнева. Именно в этот период происходит торговая переориентация магнатских хозяйств с экспорта зерна в Гданьск на побережье Черного моря. Нечеткость перспектив развития шляхетских имений отразилась на взаимоотношениях украинских крестьян и польских панов, усилив социальное напряжение. К тому же, в южной части Киевщины, которая в дальнейшем стала базой массового выступления, новое заселение началось поздней других земель Украины и фольварочно-барщинная система не успела получить здесь распространения. Поэтому малейшее увеличение повинностей вызывало бурную реакцию местного крестьянства. Катализатором недовольства служила также близость Запорожья.

Диссидентский вопрос. В 1764 г. польским королем был избран ставленник Екатерины II Станислав Август Понятовский. Императрица через своего посла в Варшаве Н. В. Репнина потребовала уравнения в правах православных и протестантов с католиками. В 1765 г. во время аудиенции у польского короля епископ могилевский (белорусский) Г. Конисский выступил в защиту православных и других диссидентов (некатоликов) с речью, которая была переведена на европейские языки как образец защиты веротерпимости. Эти действия были обусловлены тем, что в Речи Посполитой, в первую очередь на Правобережной Украине, резко обострились религиозные отношения в связи с активным наступлением на права православных. Для утверждения католицизма и униатства использовались польские войска, подвергались арестам православные священники 1766—1768 гг. в Речи Посполитой были отмечены значительными волнениями т. н. диссидентов. Они обратились к европейским державам с просьбой вмешаться во внутренние дела Короны с целью защиты их вероисповедных и гражданских прав. По сути это послужило толчком к внешнеполитическому вмешательству иностранных государств в дела Речи Посполитой.

В конфессинальном отношении православное население польской Украины пользовалось покровительством переяславского епископа Гервасия Линцевского, который назначил своим представителем на Правобережье игумена Мотронинского монастыря Мельхиседека Значко-Яворского. Последний превратил в очаги православного движения монастыри, расположенные в густых лесах недалеко от Запорожья (Медведевский, Лебединский и др.). Он сумел даже добиться аудиенции у Екатерины II, которая пообещала православным Речи Посполитой свою защиту.

Сейм 1767—1768 гг., проходивший в окруженной российскими войсками Варшаве, в конце концов, создал комиссию, которая заключила с Россией союзный договор. К Варшавскому договору был приложен специальный трактат («Сепаратный акт») о формальном уравнении в правах с католиками верующих православной и протестантской церквей.

Барская конфедерация. Уже в феврале 1768 г. фанатично настроенная польская шляхта объединилась в конфедерацию для борьбы с королевской властью и провозгласила «крестовый поход» против православных. Центром оппозиционно настроенных магнатов и шляхты стал г. Бар на Подолье. Среди основателей Барской конфедерации, которые объединились под лозунгами защиты католицизма, шляхетских прав и освобождения Польши от влияния России, были Ю. Пулавский, братья А. и М. Красинские. Конфедераты беспощадно расправлялись с населением, которое не желало отказываться от веры отцов, разрушали православные монастыри и церкви.

Не имея возможности самостоятельно угомонить непокорных магнатов и шляхту, польское правительство обратилось за помощью к России. Екатерина II удовлетоворила их просьбу. Тем не менее борьба приняла затяжной характер. Поскольку открытых столкновений с царскими войсками конфедераты не выдерживали, их сопротивление свелось к тактике партизанской войны. Только в 1772 г. Барская конфедерация была окончательно разгромлена, что подготовило почву для первого раздела Речи Посполитой.

Колиивщина. Политический хаос в Речи Посполитой и деятельность барских конфедератов, тяжелый социальный и национально-религиозный гнет, своеволие магнатов и шляхты, злоупотребления арендаторов и корчмарей вызвали взрыв в 1768 г. нового восстания — Колиивщины, которая стала кульминацией всего гайдамацкого движения. Поводом к выступлению стало появление российских войск на Правобережной Украине. Среди местного населения разнесся слух, что Екатерина II издала «Золотую грамоту» с призывом уничтожать польскую шляхту. При этом народ надеялся на поддержку не только императрицы, но и польского короля. Центром подготовки восстания стал Мотронинский монастырь, расположенный в непосредственной близости от Запорожской Сечи. Здесь при участии игумена М. Значко-Яворского несколько запорожцев выработали план действий. Руководителем восстания был избран М. Железняк, который провозгласил себя полковником.

Местом сбора повстанцев стало урочище Холодный Яр в Черном Лесу недалеко от Чигирина. Весной 1768 г. отряд М. Железняка, ядро которого составляла запорожская сирома, выступил в поход. Повстанцы взяли Фастов, Жаботин, Черкассы, Богуслав, Канев, истребляя на своем пути шляхту, ксендзов, униатов, польское и еврейское население, разрушая костелы. В начале лета гайдамаки подошли к Умани — твердыне польской власти на Подолье, принадлежавшей магнатам Потоцким. Тут на сторону повстанцев перешел сотник надворного войска И. Гонта, что предрешило судьбу жителей города и бежавшей сюда шляхты. Гайдамаки учинили в Умани страшный погром. Позже на допросе М. Железняк определял число жертв в 2 тыс. человек. Другие источники насчитывают от 12 до 20 тыс. погибших. Но в целом и современники, и исследователи единодушны в одном: фанатизм греческий и холопий боролся огнем и мечем с фанатизмом католическим и шляхетским.

Уманская резня стала кульминационным моментом движения. Повстанческая рада избрала М. Железняка гетманом, а И. Гонту — уманским полковником. Из Умани восстание распространилось на другие районы Правобережья. Под влиянием Колиивщины произошли волнения на Левобережной Украине, Волыни и в Галичине, разгорелась антифеодальная война польского крестьянства. В действиях гайдамаков соединялись разрушительные и конструктивные элементы. Отдельные предводители стремились организовать на занятой территории нормальную хозяйственную жизнь, передавали крестьянам землю, освобождали их от барщины, пытались приостановить межконфессиональные конфликты. Греко-католикам давалась возможность оставить край или перейти в православие.

На начальном этапе Колиивщины Россия не вмешивалась в действия гайдамаков, рассчитывая с их помощью ослабить Речь Посполитую и усилить собственное влияние среди православных Правобережья. Но угроза распространения антифеодального движения на российскую почву заставила Екатерину II пересмотреть свою тактику в отношении повстанцев. К тому же политика благожелательно-нейтрального отношения к гайдамакам привела к осложнению российско-турецких отношений, поскольку повстанцы, преследуя шляхту и евреев, перешли границу и сожгли турецкий город Балту. Турция стала грозить России войной. После захвата российскими войсками Бара Екатерина II отдала приказ о подавлении восстания гайдамаков. В конце июня 1768 г. Россия начала против повстанцев карательные акции. Были схвачены М. Железняк и И. Гонта, а в июле-августе разгромлены основные гайдамацкие отряды. Однако окончательно Колиивщина была подавлена только весной 1769 г.

Наказание гайдамаков — подданных России в значительной степени носило характер демонстрации. Оно должно было убедить поляков и турок в непричастности российской стороны к возникновению восстания. 250 гайдамаков во главе с М. Железняком были привезены в Киев и приговорены к смертной казни, замененной наказанием батогами, вырыванием ноздрей, клеймением и пожизненными каторжными работами в Сибири. Польская же сторона расправилась с гайдамаками чрезвычайно жестоко. Наибольшее число повстанцев было казнено после истязаний в местечке Кодня возле Житомира (около 3 тыс. человек) и селе Сербы близ Могилева-Подольского (около 2 тыс. человек).





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 301 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...