Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лава —коллегия магистрата, ведавшая судом по уголовным делам. 5 страница



Вместе с тем, к этому времени христианство уже было известно на Руси. Первые христианские общины появились здесь в 60-х гг. IX в., тогда же на Русь были направлены греческие священники и проповедники. В Киеве функционировала церковь св. Ильи. В 957 г., совершив поездку в Царьград, крестилась киевская княгиня Ольга; вслед за ней приняла христианство часть русской знати, дружина и слуги. Сын Ольги князь Святослав отказывался креститься, ссылаясь на то, что над ним будет насмехаться дружина. В то же время длительное пребывание Святослава в Болгарии, где уже существовала разнообразная христианская литература на славянском языке, должно было объективно усилить распространение христианства в дружинной среде. Большинство историков считает, что Русь в это время не принимала христианства в общегосударственном масштабе, поскольку это могло повлечь за собой вассальную зависимость от Византии. Однако сам факт принятия христианства Киевской Русью был связан с обстоятельствами ее заинтересованности в укреплении политических отношений с Византией.

В 988 г. император Василий II обратился к Владимиру Святославичу за помощью в покорении мятежа в Малой Азии. За это Владимир потребовал выдать за него сестру императора Анну, что подразумевало принятие христианства киевским князем. Этот брак, несомненно, поднимал международный авторитет Руси. Соглашение было достигнуто, и шеститысячный русский отряд принял участие в разгроме мятежников. Однако император нарушил обещание. Тогда Владимир захватил центр крымских владений Византии — Корсунь (Херсонес). После этих событий, демонстрировавших политическую силу Руси, Владимир вместе с дружиной принял крещение и вступил в брак с византийской принцессой. Вернувшись домой, он крестил киевлян, и новая религия стала распространяться по всей Руси. Вводилась она как мирным, так и насильственным путем. Разрушались языческие идолы, для крещения жителей загоняли в реку, «аки стада» — сообщает летописец.

Принятие христианства означало смену всего жизненного уклада. Новая вера требовала соблюдения строгих ограничений и моральных принципов. Поэтому христианство утвердилось далеко не сразу. Православной церкви пришлось вести длительную борьбу с дохристианскими верованиями. Однако языческое сознание народа было настолько глубоким и мощным, что христианство восприняло многие его черты. Древние славянские празднества были приурочены к христианским, многие святые восприняли прежние языческие «функции». Политеизм слился с христианством. В то же время язычество продолжало существовать как самостоятельное социальное явление, неоднократно проявляя себя как идейное знамя в борьбе с христианским государством и его институтами.

Крещение Руси создавало основу для объединения древнерусского общества, для формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов, способствовало исчезновению племенной розни, закреплению в общегосударственном масштабе терминов «Русь», «Русская земля», «русичи», «русины». Русь оказалась приобщенной к христианскому миру и его культурным ценностям, наследству античной цивилизации. Укрепилось международное положение Руси. В конце X — начале XI в. посольство римского папы побывало в Киеве, а русские посольства были приняты в Риме. В то же время христианство было воспринято в восточном, византийском варианте, который позднее получил название православия, т. е. «правильной веры». В исторической перспективе это привело к возникновению противоположных тенденций — политическому и культурному отчуждению Руси от латинской Европы, к утверждению другой модели развития.

Распространение христианства в Киевской Руси носило характер государственного мероприятия. Поэтому церковные институты оказались в тесной связи с великокняжеской властью и другими политическими структурами и во многом способствовали становлению и развитию государственности. Все первые епископы, священники и монахи на Руси были из греков. Новая церковь была объявлена составной частью Константинопольской патриархии и организована по образцу греческой. В Киеве, а затем в Новгороде были учреждены митрополичьи кафедры, подчиненные Константинополю. Митрополитов патриарх назначал сам, иногда даже не спрашивая киевского князя. За все время существования Киевского княжества на митрополичьем престоле только дважды бывали русские епископы: оба раза в моменты конфликтов Киева с Византией. В других городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы (первоначально пять). В епархиях строились церкви и монастыри, которые получали княжеские или боярские земельные пожалования. На эти земли монастыри принимали «странников», отпущенных холопов, изгоев, разорившихся купцов и ремесленников. Они составили в древнерусском обществе особую группу «церковных людей».

Князья предоставляли церкви значительные права (судебные, имущественные и др.). Управление и суд на церковных и монастырских землях осуществлялись на основании особого сборника законов — Номоканона или Кормчей книги. Сами князья были основателями многих монастырей и церквей. Так, Владимир после крещения Руси основал в Киеве церковь Богородицы, на содержание которой выделил десятую часть своих доходов, поэтому церковь и получила название Десятинной. Церковь пыталась влиять на политическую жизнь, но это редко приводило к успеху. Напротив, князья пользовались своей силой и не раз изгоняли неугодных им епископов. Показательно, что первыми святыми на Руси стали не клирики и не монахи, а князья Борис и Глеб, убитые во время усобиц.

Социальные конфликты и развитие древнерусского законодательства. В 1015 г. умер великий киевский князь Владимир Святославич. К этому времени Киевская Русь превратилась в одну из сильнейших держав Восточной Европы. Четко обозначились ее внешние границы, определились отношения с соседями. В XI в. быстро росла и укреплялась феодальная вотчина, множились города, усложнялась общественная жизнь, и в ней господствующей тенденцией становились укреплявшиеся феодальные отношения.

Однако внутреннее единство древнерусского государства не было прочным. Еще при жизни Владимира от Киева попытался «отложиться» Новгород, где на правах вассала княжил его старший сын Ярослав. Готовясь к войне с отцом, Ярослав нанял «за морем» варяжскую дружину.

Получив известие о том, что старый князь скончался, а между братьями, управлявшими отдельными частями Руси, началась кровавая борьба за киевский стол, он поспешил в нее вмешаться. Предательски убив князей Бориса и Глеба, власть захватил пасынок Владимира Святополк. Против него на правах старшего сына решил выступить Ярослав, нуждавшийся для предстоящей борьбы в сильной военной помощи новгородцев. Ему удалось собрать дополнительно к тысячной варяжской дружине еще 3000 новгородцев. После завоевания киевского стола Ярослав щедро наградил участников похода, «дав им Правду и устав».

Это был первый общерусский законодательный памятник, известный как «Правда Ярослава». Исследователи относят к ней первые 17 статей Краткой редакции «Русской Правды». Устав Ярослава лишь регулировал отношения между новгородцами и варягами. Устав как бы делил население Новгорода на две части: к одной относились все горожане от боярина до изгоя; к другой — чужеземцы-варяги, которые были поставлены Уставом в неравноправное положение. Появившаяся в результате острой политической борьбы «Правда Ярослава» гарантировала новгородскому населению охрану от притеснений княжеских дружинников, и наемных варягов.

В древнейшей части «Русской Правды» еще заметны пережитки родовых обычаев. Так, в ней устанавливалось право кровной мести за смерть общинника, хотя круг мстителей ограничивался ближайшими родственниками. Ограничение общинного народного суда происходило одновременно с развитием княжеского суда. Вначале княжеский суд распространялся не на все население, а только на определенные его категории, которых брала под свою защиту княжеская власть: «княжи мужи», гриди, мечники, купцы. Эти представители состоятельных слоев видели в княжеской власти политическую опору.

Объективно «Русская Правда» не была первым русским законом. Наименование ее («Древнейшая») носит условный характер. Ряд правовых норм, включенных в нее, возник значительно раньше, в IX—X вв., а может быть, и в VIII в. До нее существовал «Закон Русский», который упоминается в договорах Руси с Византией X в. Не могли не оказать влияние на законодательство Ярослава «Уставы» и «Уроки» Ольги, возникшие после восстания в древлянской земле в 945 г. и трактующие формы властвования князей в Киевской Руси (суд, взимание повинностей и др.). Система вир (штрафов), зафиксированная в Уставе Ярослава, восходит, как полагают историки, к «Уставу земленому» Владимира, о котором сообщает летопись под 996 г.

Дальнейшее «окняжение» общинных земель, обложение данью и подчинение населения княжескому суду вызывало обострение общественных отношений и открытые конфликты. Социальная борьба обычно активизировалась в голодные, неурожайные годы. Так произошло в 1024 г. в Суздальской земле. По рассказу летописи, в этом году «был мятеж велик и голод». Мятеж заключался в том, что «встали волхвы» и «избивали старую чадь». На подавление восстания спешно прибыл Ярослав с дружиной. Подавив выступления, Ярослав, размышляя о том, как предотвратить «разбои» в дальнейшем, разработал дополнение к своей «Правде» — «Покон вирный», т. е. закон о сборе штрафов (вир), где регламентировались права вирников и ограничивался их произвол.

В 1068 г. произошло восстание в Киеве. Поводом явилось поражение русских князей от половцев на реке Альте, когда киевский князь Изяслав Ярославич бежал с поля боя. Возмущенные киевляне ворвались во дворец, захватили и разделили княжескую казну, разгромили дворы знати. Изяслав вынужден был покинуть Киев, а на киевский стол, по решению веча, был посажен полоцкий князь Всеслав Брячиславич. Через семь месяцев Изяслав, скрывавшийся у польского короля Болеслава II, вернулся и с его помощью восстановил свою власть.

В 60—70-х гг. волнения происходили и в других русских землях. Бунтовали смерды вокруг самого Киева, отказывались платить дань жители Смоленской земли, беспорядки происходили в далеком Белоозере. В Ростово-Суздальской земле в 1071 г. поднялся мятеж, возглавленный волхвами. Летопись называет число восставших — 300 человек, громивших дворы, амбары и житницы богачей и знати. Разбил мятежников княжеский «подъездной» Ян Вышатич, который как раз в это время собирал дань в Ростовской земле. В этом же году произошел «мятеж велик» в Новгороде. И на этот раз во главе движения стоял волхв, подстрекавший новгородцев против епископа. Народ повсеместно поддерживал волхвов и шел за ними. Попытки возврата к язычеству были актом отчаяния перед стихийными бедствиями и произволом власти.

Большинство историков считает, что именно в этот период была составлена «Правда Ярославичей», сохранившаяся в составе Пространной редакции «Русской Правды». Законодательство братьев-Ярославичей (Изяслав, Святослав, Всеволод) возникло в результате острых столкновений общественных интересов, и должно было предотвратить их в будущем. Новый закон ограждал жизнь княжеских администраторов, бояр и охранял неприкосновенность их имущества. Суровые наказания устанавливались за разбой, поджог, увечья, кражи, нарушение межевых знаков. Под охраной закона находились и низшие административные должности вотчин: старосты сельские (стоявшие во главе дворцовых сел) и «ратайные» (ведавшие организацией сельских работ в вотчинах). Законодательство Ярославичей дифференцированно подходило к оценке жизни не только представителей господствующего класса, но и зависимого населения.

Толчком к дальнейшей разработке правовых норм послужило народное восстание, вспыхнувшее в Киеве в 1113 г. после смерти князя Святополка. Причиной восстания явилась финансовая деятельность «сребролюбивого» князя. Святополк использовал любые средства для пополнения казны. Он изобретал новые налоги, отбирал сокровища у монастырей, занимался ростовщичеством. Восстание бушевало в Киеве 4 дня. Были разгромлены дворы крупнейших бояр и ростовщиков, которые пользовались при Святополке значительными льготами. В разгар восстания по решению веча на княжение был приглашен внук Ярослава Мудрого Владимир Мономах.

Во главе сильной дружины Мономах направился в Киев. Одним из его мероприятий, направленных к ликвидации волнений, было издание специального устава. До нас он дошел в составе Пространной редакции «Русской Правды». По сообщению летописи, Владимир сначала «утолил мятеж в людех», а затем «принял княжение всея Русской земли». Ответом на требования разгневанных киевлян стал «Устав Володимир Всеволодич», который облегчал положение городских низов, задолжавших богатым ростовщикам, и закупов, попавших в долговую кабалу к боярам. Значительно снижались проценты за взятые долги, а срок их выплаты ограничивался тремя годами. Устав Владимира Мономаха обоснованно называют законом о закупах. Действия Мономаха достигли цели. На время был установлен социальный мир.

Итак, на протяжении столетия в Киевской Руси шли интенсивные процессы в экономике, усложнялась социальная структура, что неизбежно влекло общественные конфликты. Эти процессы влияли на правовые отношения, эволюцию политических институтов и законодательства.

Начало удельного дробления. XI в. стал важным рубежом в политическом развитии древнерусского государства. В это время создаются условия для более глубокого обособления областей. В стране появились крупные князья-землевладельцы, иногда более богатые, чем киевские. Рост городов и феодальных вотчинных владений на местах предвещал начало политического дробления, а постоянные династические претензии князей стимулировали этот процесс.

Междоусобная борьба за киевский стол происходила и ранее, но к дроблению Руси не приводила. Она началась вскоре после смерти князя Святослава. Уходя воевать на Балканы, он оставил великое княжение старшему сыну Ярополку, в древлянской земле княжил Олег, а в Новгороде — Владимир. В 977 г., поссорившись с Олегом, Ярополк с войском пошел на древлян и убил Олега. Против него, опираясь на варяжскую дружину, выступил Владимир. Разгромив войско Ярополка и убив его самого, Владимир стал единовластным правителем Руси.

К концу княжения Владимира относятся первые признаки распада государства. Они проявились в борьбе между Киевом и Новгородом, в котором раньше всего обнаружились тенденции к независимости. С самого возникновения Киевской Руси Новгород занял особое место в политической структуре государства. По существу киевские князья (от Олега до Ярослава) являлись ставленниками Новгорода. Мощной опорой в их борьбе за великое киевское княжение являлись не только наемные варяжские дружины, но и новгородское ополчение. За Новгородом сохранялось место второго по значению государственного центра. Его привилегированное положение проявлялось и в том, что в Новгород со второй половины X в. киевские князья посылали своих старших сыновей в качестве наместников.

Другим центром сепаратистских тенденций был Полоцк. Двигаясь с военными отрядами из Новгорода на Киев, в 979 г. Владимир овладел Полоцком, силой взял в свой гарем полоцкую княжну Рогнеду, а князя Рогволода и княжичей убил. В 988 г. Владимир послал в Полоцк на княжение своего сына от Рогнеды Изяслава. С этого времени в Полоцке утвердилась самостоятельная княжеская ветвь Изяславичей, и «Рогволодовы внуки», как называет их летописец, все последующее время враждовали с Киевом.

После смерти Владимира в 1015 г. возник династический кризис, и началась усобица между его сыновьями, управлявшими отдельными частями Руси — уделами — на правах вассалов. Первоначально Владимир ввел 6 уделов, центрами которых стали Новгород, Полоцк, Туров, Ростов, Муром и далекая Тмутаракань. Постепенно их число росло. Из 12 сыновей Владимира великокняжеский стол удалось захватить Святополку, который, по словам летописца, решил «избить братию свою и принять власть русскую один». За убийство трех своих братьев (Бориса, Глеба и Святослава) он вошел в русскую историю с именем «Окаянный».

Почти все сыновья Владимира погибли в междоусобной борьбе. Но один из них, Ярослав, в 1017 г. занял Киев, хотя вскоре был изгнан польским королем Болеславом I, которого с войсками привел Святополк. Польские гарнизоны стали «чинить насилия» в русских городах, и население, взявшись за оружие, изгнало поляков. Собрав в Новгороде новую рать, Ярослав в 1018 г. снова пошел на Святополка. Соперники встретились на реке Альте, где Святополк был разбит. Ярослав стал великим князем, однако усобица не закончилась. У Ярослава оставался еще один брат — Мстислав, княживший в Тмутаракани. Между ними началась война, результатом которой стал раздел государства. Киевом и землями западнее Днепра владел Ярослав; Черниговом и землями восточнее Днепра — Мстислав. Только в 1036 г. после смерти Мстислава Ярослав, прозванный Мудрым, вновь смог установить единовластие на Руси.

Ярославу удалось на время сохранить единство государства, но лишь путем уступок местным центрам. Преодолеть тенденции к распаду ему не удалось. Он сам вынужден был признать этот распад, разделив территории Руси между сыновьями. На одном из княжеских съездов в 1054 г., как сообщают «Повесть временных лет» и Новгородская Первая летопись, Ярослав дал сыновьям «Ряд», по существу — завещание, которое имело не столько морально-нравственный характер, сколько политический. Оно определяло форму государственного строя, при котором верховная власть должна была принадлежать группе князей-родственников, связанных вассальными отношениями. Каждый из них был полновластным государем в пределах отведенной ему территории и не должен был вторгаться на территорию другого князя, посягая на его власть. Князья обязаны были поддерживать политический союз. Старший сын Ярослава, который по завещанию получал киевский стол, должен был стать «старейшим».

«Ряд» Ярослава был основан на том, что Русь принадлежала всему княжескому роду. Старший князь правил в главном городе — Киеве, а младшие сидели в разных по значению городах. Великому князю наследовал не его сын, а брат или племянник, старший после него в роде. Если в Киеве умирал великий князь, то все князья продвигались на одно место, «восходили лествицей» к киевскому престолу. Если же кто-то из князей умирал, так и не дожив до великого княжения, то его дети теряли права на наследство в княжеском роде и считались «изгоями». Однако эти правила обычно не соблюдались, и княжеские распри за первенство захватывали широкие круги боярства, горожан и крестьян.

После смерти Ярослава Мудрого в Киевской Руси установился своеобразный политический строй. Основная государственная территория и политическая власть были поделены между пятью сыновьями Ярослава, каждый из которых получил отдельное княжение, а все они вместе под руководством («старейшинством») великого князя киевского возглавляли государство. Когда двое из пяти братьев-Ярославичей умерли, власть сосредоточили в своих руках три князя — Изяслав, Святослав и Всеволод. Подобная структура власти отвечала потребностям государства на данном этапе и обеспечивала укрепление аппарата власти в различных частях Киевской Руси. Эта система, по мысли Ярослава, должна была стать гарантией ее внутренней целостности. Возможно, Ярослав исходил при этом из опыта собственной борьбы за власть с братьями.

Совместное правление Ярославичей (1054—1073), опиравшихся на три наиболее крупные области Руси, давало им возможность контролировать все государство. Однако оформленная «рядом» Ярославичей политическая система в виде союза князей просуществовала недолго. Она распалась вследствие династической борьбы и социальных конфликтов 60 — начала 70-х гг. XI в. Кроме того, несмотря на завещание Ярослава, фактически не существовало четкой иерархии центральной власти. Княжеский стол передавался и по завещанию, и по старшинству, и по наследству от отца к сыну. Нередко князья силой захватывали престол. Начались «которы» (ссоры) между Ярославичами. В 60-х гг. нападением на Псков и Новгород развязал междоусобную войну полоцкий князь Всеслав Брячиславич; в 70—90-х гг. враждовали, не брезгуя ничем, дети и внуки Ярослава. В междоусобных войнах князья приводили на Русь то печенегов, то поляков, то наемные варяжские дружины.

Внутренний кризис ослабил внешнее положение Киевской Руси, и она стала объектом постоянных опустошительных набегов кочевников-половцев. В этих условиях княжеские усобицы приобрели характер всенародного бедствия. Свои счеты князья решили, наконец, свести на общем съезде в 1097 г. в Любече, где было принято решение, чтобы каждый князь «держал отчину свою». Это был новый принцип взаимоотношений между князьями. Русская земля больше не считалась владением всего княжеского рода, а была совокупностью отдельных вотчинных владений. Единовластие киевских князей пало, признавалась автономия местных центров.

Однако на некоторый период русским землям удалось сохранить государственное единство. Этот период связан с княжением Владимира Мономаха, который сумел усмирить в 1113 г. восстание в Киеве, на время обезопасить Русь от половецких набегов и стянуть к Киеву разбегавшиеся волости. Такую же объединительную политику вел и его сын Мстислав. После его смерти снова вспыхнули феодальные усобицы, которые не прекращались в течение всего XII и начала XIII в. В этой феодальной смуте Киев переходил из рук в руки боровшихся за власть князей, и Киевская Русь окончательно потеряла политическое единство. Ко второй половине XII в. в ее границах сложился ряд феодальных государств, различных по силе и значению.

Борьба со степью. Отношения с кочевниками составляли одну из самых сложных задач внешней политики Киевской Руси. Кочевая стихия проявляла себя как постоянный фактор древнерусской истории, выступая как активная, наступательная, но в то же время переменчивая сила. Борьба с набегами кочевников дорого обходилась жителям юго-восточной части страны.

В VIII—IX вв. территорию летописных «обров» (аваров) в причерноморских степях от Дуная до Дона заняли тюркоязычные кочевники — печенеги. Под 915 г. «Повесть временных лет» сообщает о том, что печенеги впервые пришли на Русскую землю и, заключив мир с князем Игорем, направились к Дунаю. Это был первый русско-печенежский договор. Однако отношения Руси с печенегами проявлялись и в войнах, и в союзных отношениях. Печенеги были объектом активной византийской дипломатии, которая рассматривала кочевников как противовес Руси. Такую же дипломатию пытался проводить Киев. Если в 920 г. Игорь воевал с печенегами, то в 944 г. он «нанял их» для похода на Византию. Но когда Святослав был с войсками в Болгарии, печенеги осадили Киев, хотя потом сняли осаду, боясь, что князь их «погубит». Вернувшись с Дуная, Святослав «собрал воев и прогнал печенегов в поле, и был мир». Возможно, в соответствии с его условиями, в следующем походе Святослава на Болгарию участвовали и печенеги, но не все: часть кочевников была подкуплена Византией. Они во главе с ханом Курей замкнули устье Днепра и перебили русские дружины. Именно на это время приходится наибольшая активность печенежских орд, занявших районы к северу от реки Рось.

В конце X в. борьба с кочевниками стала насущной потребностью Руси. Каждый их набег приводил к уничтожению сел и пашен, захвату «полона». Князь Владимир Святославич оборону Руси сумел сделать не только государственным, но и общенародным делом. При нем отношения с печенегами стабилизировались. Он стал возводить города по Десне, Осетру, Трубежу, Суле, Стугне». В итоге была построена первая засечная черта к востоку от Киева.

Святополк Владимирович, напротив, был в союзе с печенегами. Они составляли значительную часть его наемной дружины, но были разгромлены варяжско-новгородской ратью Ярослава в 1018 г. Печенеги вмешивались в династическую борьбу. Учитывая это, Ярослав в 1032 г. «начал ставить города по Роси». В результате была занята территория, которая долгое время считалась нейтральной, отделяя русские границы от степи. Пытаясь закрепиться на прежних рубежах, печенеги в 1036 г. предприняли большой поход на Киев. Собрав новгородско-варяжское войско и присоединив к нему киевские дружины, Ярослав разбил печенегов. Победа Ярослава была последним крупным сражением с печенегами и фактически решила их дальнейшую судьбу. Зажатые между русскими и наступавшими с востока половцами, печенеги превратились в пассивный этнический элемент. Часть их растворилась в половцах, часть ушла на Балканы. Значительная часть печенежских племен подчинилась Руси и осела на землях вблизи степного пограничья. Позднее, смешавшись с другими кочевыми народами, они получили название «черных клобуков» и несли сторожевую службу, охраняя русские рубежи.

С середины XI в. наиболее опасным противником Руси стали тюркские кочевники — половцы (кипчаки, куманы). Они пришли из-за Волги в степи Северного Причерноморья и вытеснили кочевавших там печенегов. Занятая ими обширная территория получила в русских летописях название «Половецкой степи». Отсюда половецкие орды начали вторжения в прилегающие к степям южнорусские волости — Киевскую, Переяславскую, Чернигово-Северскую. В «Повести временных лет» половцы впервые упомянуты под 1056 г. Во главе с ханом Болушем они пришли на Русь, и «Всеволод заключил мир с ними, и возвратились половцы туда, откуда пришли». Однако, несмотря на заключенный мир, в 1061 г. они впервые «повоевали» Русь, разбив войска Всеволода. Сокрушительное поражение от половцев потерпели братья-Ярославичи — Изяслав, Святослав и Всеволод, бежавшие с поля боя у реки Альты в 1068 г. Однако в этом же году Святослав с 3-тысячным войском разбил 12-тысячную рать половцев у Сновска (под Черниговом) и захватил в плен хана Шарукана. Набеги половцев на русские земли были часты и опустошительны, «рать велика... от половцев повсюду» — отмечал летопиец.

Безопасность Руси требовала включения Половецкой степи в вассальную зависимость. Однако династические конфликты князей, а также отсутствие единства среди половецких ханов препятствовали этому. Оскорбленный половецкими послами, неоднократно битый в сражениях, киевский князь Святополк в 1094 г. смог заключить с половцами мир, взяв в жены дочь хана Тугорхана. С этого времени политика Руси по отношению к степи стала сложнее и гибче. Она связана с деятельностью переяславского, а затем и великого киевского князя Владимира Мономаха. Его политика систематического и активного наступления на половцев была одобрена на Долобском съезде князей в 1103 г.

Тактика, предложенная Мономахом, заключалась в том, чтобы перенести войну с половцами на степные кочевья, не дожидаясь их набегов на Русь. Борьба Мономаха с половцами была для него неизбежной, поскольку он владел пограничным со степью Переяславским княжеством, но в то же время князь сумел превратить ее в общее дело, объединяющее Русь. Для организации совместных походов «на поганых» он не жалел сил; такие походы предпринимались в 1103, 1109, 1110, 1111 гг. Они принесли Мономаху славу народного героя и победителя, склонили на его сторону киевское боярство и в конечном итоге способствовали его утверждению на великокняжеском престоле. Кроме того, борьба с половецкой опасностью объединяла и консолидировала Русь, внутренние противоречия переносились в степь, и киевские бояре имели право прикрикнуть на враждующих князей: «Почто вы распри имеете между собой? А поганые губят русскую землю!».

Со второй трети XII в. сепаратистские тенденции стали определяющими как во внутриполитическом развитии русских земель, так и в отношениях со степью. Общие походы против половцев становятся редкостью. Так, поход, предпринятый в 1185 г. северскими князьями, закончился не только их поражением и пленом, но привел к разорению ханом Кончаком Переяславля и Путивля. Подробности этих событий изложены летописцем и воспеты неизвестным автором в «Слове о полку Игореве».

Половцы стали активными участниками междоусобной борьбы удельных князей, которые обращались к ним за военной помощью, натравливали их на своих врагов, ради зыбкого союза женились на ханских дочках. Дружбой с половецкими ханами особенно прославился двоюродный брат Владимира Мономаха Олег, выразительно названный современниками «Гориславичем». Эти обстоятельства объективно вели к усилению половецких ханов. «Почти двухвековая борьба Руси с половцами имеет свое значение в европейской истории, — отмечал В. О. Ключевский. В то время как Западная Европа крестовыми походами предприняла наступательную борьбу на азиатский Восток, Русь своей борьбой со степью прикрывала левый фланг европейского наступления. Однако эта историческая заслуга Руси стоила ей очень дорого».

II

882—912 — княжение Олега в Киеве.

907 — поход Олега на Константинополь. Первый договор Руси с Византией о дружественных отношениях, нормах взаимной торговли и мореплавании (по летописным сведениям).

911 — второй поход Олега на Константинополь. Новый договор Руси с Византией (по летописным сведениям).

912—945 — княжение Игоря в Киеве.

915 — приход печенегов на Русь (первое упоминание в «Повести временных лет»).

941 — первый поход князя Игоря на Константинополь, закончившийся провалом.

944 — второй поход князя Игоря на Константинополь. Договор Руси с Византией (Русь теряла права беспошлинной торговли и обязывалась оказывать помощь в охране пограничных с ней владений Византии).

945 — восстание древлян. Убийство киевского князя Игоря.

945—964 — правление княгини Ольги в Киеве (после убийства древлянами ее мужа князя Игоря).

947 — реформа налогового обложения.

Около 957 — посольство княгини Ольги в Константинополь, принятие ею христианства (под именем Елена).





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 324 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...