Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лава —коллегия магистрата, ведавшая судом по уголовным делам. 2 страница



Распад праславянской общности. Процесс этнической дифференциации славянства начинается в эпоху великого переселения народов. В миграционный процесс славяне включились в IV в., когда в результате нашествия гуннов южные границы обитания славянских культур были взломаны. К началу VI в. они появились на Дунае, отсюда двинулись на Балканы, в Чехию, Польшу. Продвигаясь в южном, западном и восточном направлениях, славяне сталкивались с местным населением: на юге с иллирийскими и фракийскими племенами, на западе — с кельтами и германцами, с финно-уграми и балтами — на востоке. В результате этих контактов и этнических взаимодействий праславянская общность распалась, и на ее основе началось формирование трех больших этнических групп: западных, южных и восточных славян. Миграция славян достигла апогея в VII в., когда ими были заселены обширные пространства Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы.

Осваивая новые территории, славяне подошли к границам Восточной Римской империи, постоянно нарушая ее оборонительные рубежи. Именно поэтому о славянах стали писать римские и византийские историки — Тацит, Плиний Старший, Иордан, Прокопий Кесарийский, Маврикий Стратег и др. Славяне в их трудах названы как венеды, склавины, анты. Древнейшее наименование славян — венеды — встречается у Плиния Старшего и Тацита. В I—II вв. и позднее, в раннем средневековье, имя венеды распространялось на значительную часть западных славян.

По данным античных источников, в середине I тыс. общность венедов распалась на две группы — склавинов и антов. Византийские писатели VI в. локализуют склавинов на западном участке от верхнего Дуная до Днестра, а антов — на восточном, примерно от Днестра до Азовского моря. Современники склавинов и антов — готский историк Иордан и византийский писатель Прокопий Кесарийский — отмечали, что оба племени происходят от одного корня — венедов — и близки между собой. Сравнивая антов и склавинов, Иордан подчеркивает, что анты — храбрейшие из племен. Собирать сведения о склавинах и антах Византию заставили постоянные войны с ними.

По данным Иордана, склавины располагались на север от Дуная, между Дунаем, Днестром и Вислой; анты заселяли территорию между Днепром и Днестром. Под именем венедов выступают те славянские племена, которые не участвовали в переселении на юг и обитали между Вислой и Эльбой. Многие ученые полагают, что в разделении славян на склавинов, антов и венедов можно видеть три современные ветви славянства: западную, южную и восточную.

Византийские писатели донесли до нас важные сведения о быте, общественной и военной организации славян. Так, Прокопий Кесарийский сообщает, что «славяне и анты не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве» Упоминаемые византийскими авторами славянские вожди — это не князья или цари, а скорее всего, предводители военных дружин периода военной демократии. Это подтверждается сообщениями о том, что весь народ антов вооружен, все мужчины — воины. Таким образом, основой общественной организации антов был родоплеменной строй.

Формирование восточного славянства. Продвигаясь в восточном направлении по необозримым пространствам Восточно-европейской равнины, славяне контактировали с балтскими и финно-угорскими племенами, частью ассимилируя, частью вытесняя их. В результате этих этнических взаимодействий возникло восточное славянство как самостоятельная этническая общность, отличающаяся от других славянских народов. Восточнославянские племена расселились в обширном регионе Восточной Европы от озера Ильмень до Причерноморских степей и от Восточных Карпат до Волги. Ядром формирования этой ветви славянства было Нижнее и Среднее Поднепровье, где уже несколько тысяч лет жили земледельческие племена.

Миграция восточнославянских племен была направлена по крупным рекам и речным системам. Не случайно названия некоторых племен произошли от названий рек (бужане, полочане). Когда славяне овладели истоками Днепра, Волги и Западной Двины, подошли к реке Волхову и озеру Ильмень, в их руках оказались исключительно важные пути сообщения, которые соединяли Балтийское море с Черным и Каспийским. Важнейший из них — «великий путь из варяг в греки». Он начинался от Финского залива и шел в реку Неву, в Ладожское озеро, в реку Волхов, в озеро Ильмень, в реку Ловать. Из Ловати через мелкие речки и систему волоков он вел в Западную Двину, а оттуда — в верховья Днепра. Через Днепр славяне выходили в Черное море, к «грекам», т. е. в Византию. Этой важнейшей торговой дорогой пользовались не только славяне, но и варяги.

Другой важный торговый путь проходил по Волге, в земли хазар и волжских булгар. Из Днепра через небольшие речки славянские купцы выходили на Дон, достигали Азовского и Каспийского морей. Этими же путями и иноземные купцы ездили в славянские земли. Активная торговля славян с Византией и с греческими колониями в Крыму доказана обилием кладов римских серебряных денариев по течению Днепра. Клады арабских монет, найденные археологами вдоль Волжского торгового пути, свидетельствуют об оживленных торговых связях славян со странами Востока. Этот поток римского и арабского серебра (как в монетах, так и в ювелирных изделиях) шел, очевидно, в обмен на те продукты, которые могли предложить славяне — хлеб и пушнину.

Расселение восточнославянских племен. Торговые связи с Византийской империей и странами Востока, несомненно, способствовали экономическому прогрессу восточных славян и их этнической консолидации. Не случайно, именно по речным дорогам возникают славянские племенные центры — Новгород у ильменских словен, Киев у полян, Смоленск у кривичей, Полоцк у полочан.

Территория расселения восточнославянских племен очерчена летописцем. Оба берега Днепра, недалеко от устья реки Десны, занимало племя полян с центром в Киеве. Происхождение этнонима «поляне» летописец объясняет так: «зане в поли седоху», противопоставляя это племя обитателям лесной зоны. Их северо-восточными соседями были северяне, обитавшие в бассейне рек Десны, Сулы и Сейма, с центром Черниговом. Восточные и южные границы северян, лежавшие на окраине степей, занятых кочевниками, не были постоянными и временами достигали Северного Донца. Далее, к северу, находились радимичи, занимавшие верхние притоки Днепра. В летописи о радимичах сказано: «радимичи же и вятичи от ляхов», что некоторыми историками трактуется как свидетельство их генетических связей с западными соседями, однако это не подтверждается археологическими данными. Верховья Днепра и Западной Двины, а также отчасти и Волги, заселяли кривичи, одно из самых крупных племенных объединений восточного славянства, центром которого являлся Смоленск. Ответвление кривичей, полочане, жили по реке Полоте, по Западной Двине. Область Ильменского озера и бассейн рек Волхова, Ловати, Мсты была занята словенами, наиболее северной группой восточных славян. Их древнейшим племенным центром было городище Старая Ладога на Волхове. В верхнем течении Оки и ее притоков — Москвы и Угры — находилась территория вятичей, которых летописец производит от их легендарного родоначальника Вятко. В Полесье, на правом берегу Днепра, севернее полян, расселились древляне, территория которых доходила до реки Припяти. Главным городом древлян был Искоростень на реке Уж. Между Припятью и Двиной, на Полесье, простирались владения дреговичей. Как и другие племенные объединения, дреговичи имели свое «княжение» с центром в Турове. По верхнему течению Припяти и Западного Буга обитали дулебы, или волыняне. По среднему и нижнему течению Днестра до самого морского побережья жили уличи и тиверцы, а северо-восточные отроги Карпат населяли белые хорваты.

Итак, ареал расселения восточнославянских племен, согласно «Повести временных лет», включал в себя приблизительно большую часть современной Западной Украины и некоторые области Восточной, преобладающую часть нынешней Беларуси и ряд областей России. Таким образом, в перечисленных летописцем восточнославянских племенах можно видеть этнических предков русских, белорусов и украинцев. При этом северяне явились предками как русских, так и украинцев, а кривичи и радимичи — русских и белорусов.

Верования. Языческие культы. Общественному развитию восточных славян соответствовали их верования. Господствующей религией являлось язычество, обожествлявшее силы и явления природы (воду, огонь, землю), а также животных и растения. Славяне поклонялись огню, деревьям, камням, источникам, молились в священных рощах, приносили кровавые жертвы своим богам. Языческие боги были растворены в природе и жили рядом с людьми. Наряду с верой в языческих богов восточным славянам были свойственны древнейшие мифологические представления, согласно которым в глубоком омуте обитал водяной, в воде жили утопленницы, обратившиеся в русалок, в лесу хозяйничал леший, в жилище незримо присутствовал домовой — его покровитель.

Языческие представления были связаны с разными ступенями в развитии идеологии первобытного общества: фетишизмом, тотемизмом, культом предков. Древнейшим из них у славян был культ Рода, Чура или Щура (отсюда слово «пращур»), предков по женской линии называли Рожаницами.

Культ семейно-родового предка-владыки, патриарха, деда стал основой для возникновения культа племенного бога. Нередко у разных племен одни и те же боги имели разные имена. Например, бог солнца назывался Даждьбогом, Сварогом, Хорсом, Ярилом. Боги отдельных племен постепенно сводились в общий пантеон. Несмотря на условность и неустойчивость, в нем устанавливалась своеобразная иерархия, выделялись главные божества, почитаемые всеми или многими племенами: Перун — бог грома и молнии, бог дождя, Стрибог — бог ветра, Семаргл — бог плодородия и др.

Обожествляемые силы и явления природы персонифицировались и изображались в виде людей — идолы. Археологические исследования открыли языческие культовые сооружения — капища и требища, где славяне поклонялись своим идолам, пытаясь активно воздействовать на них. С этой же целью устраивались языческие празднества (гульбища, братчины). В честь богов закалывали быков и баранов, всем племенем варили пиво, пекли пироги. Служителями языческих культов были волхвы-кудесники.

Хозяйство и социальная организация славян. Основой экономики славян являлось земледелие, имевшее свои особенности в зависимости от регионов Восточноевропейской равнины. В лесных районах была распространена подсечная система, при которой расчистка леса была необходимым условием для расширения посевов. Вырубленные деревья и кустарники сжигались, а оставшаяся по «пале» зола служила удобрением. Верхний слой подготовленного таким образом участка разрыхлялся мотыгами. Подсечное земледелие не знало постоянных полей: несколько лет с удобренного золой участка собирали хорошие урожаи, а когда почва истощалась, участок забрасывали до восстановления плодородия почвы, расчищали и засевали новые земли.

В местах, где лесов было мало или не было совсем, «подсека» для посевов не применялась, но и здесь ручная обработка целины требовала больших затрат труда. Черноземные почвы степных и лесостепных районов создавали более благоприятные условия для земледелия, но, не получая никаких удобрений, они тоже истощались. Поэтому в степных и лесостепных местностях применялась переложная система земледелия; истощенные земли оставляли «под залежь», а для посева выбирали новые участки, которые предварительно возделывали мотыгами. Обе системы примитивного земледелия (подсечное хозяйство и перелог) имели общую особенность: они требовали постоянного применения больших усилий значительных людских коллективов и наличия обширных массивов земли.

Хотя при ручном земледелии не было постоянных полей, славяне вели вполне оседлый образ жизни. Существование в лесной и лесостепной полосе укрепленных поселков-городищ свидетельствует не только об оседлости, но и о том, что славяне вели коллективное хозяйство. На последней стадии первобытнообщинного строя кооперирование труда выражалось в сохранении большой родопатриархальной семьи, в состав которой входило не менее трех поколений. Такие большие семьи и жили в славянских укрепленных городищах. Несколько таких семей составляли патриархальный род, а несколько родов — племя.

Развитие земледелия вносило значительные перемены в хозяйственную жизнь славян. Часть продуктов сельского хозяйства стали использовать для откорма скота, в то время как другие отрасли хозяйства — охота, рыболовство, бортничество — становились второстепенными. Развитие подсечной системы создавало условия для перехода к более совершенной форме обработки земли — пашенному земледелию, при котором посеву стала предшествовать распашка. Переход к пашенному земледелию происходил неравномерно. В первую очередь он начинался в так называемых «опольях» — на открытых местах лесных районов, где вспашка земли деревянным ралом была единственным средством увеличить урожайность, весьма низкую при ручной обработке. Распространение пашенного земледелия, зафиксированное археологами уже в начале первого тысячелетия, имело исключительное значение для развития экономики и общественной организации славян. Лесной перелог в сочетании с пашенным земледелием заметно повышал производительность труда и уже не требовал непременного кооперирования рабочей силы для обработки земли.

Пашенное земледелие с его более устойчивым циклом сельскохозяйственных работ, с более производительными орудиями труда и применением тяглой силы рабочего скота открывало возможность для индивидуализации хозяйства. Поэтому можно видеть бесспорную связь между возникновением и развитием пашенного земледелия у славян и появлением сельской (соседской, территориальной) общины, которая пришла на смену прежним родовым объединениям. Вместе с тем, распространение пашенного земледелия сопровождалось ростом населения, которое выходило за пределы укрепленных поселков-городищ и строило новые поселения, которые, как правило, не укреплялись. Несколько таких поселений составляли соседскую общину — вервь, мир, которую возглавляли выборные старейшины. Большинство историков относят этот процесс к VI—VII вв., хотя любая его датировка может быть лишь относительной.

Во второй половине I тыс. пашенное земледелие стало господствующим для всей территории расселения восточных славян. Широкое распространение, как свидетельствуют археологические данные, получили пахотные орудия с железными рабочими частями — рало (в южных областях) и соха (на севере). Среди зерновых культур преобладала пшеница, небольшое место занимала рожь, известны были также просо, гречиха и ячмень. Подчиненную роль в хозяйстве играло скотоводство. Хозяйственной ячейкой у восточных славян стала малая семья («дым») с индивидуальным хозяйством. Если пахотные земли находились во владении отдельных семей, то другими земельными угодьями община владела совместно — выгонами для скота, водоемами, лесами. Это нераздельное владение создавало основу для сохранения общинного землевладения и самой сельской общины.

Таким образом, сельская территориальная община была основана на коллективной форме собственности. Это была корпоративная социальная система, организующая все виды деятельности ее членов и основанная на принципах уравнительности. Ее внутренняя структура строилась на принципах прямой демократии (выборность старейшин, коллективность принятия решений).

Возникновение городов. Сельские общины в VI—VIII вв. имели в своем составе не только неукрепленные села, но и городища — «грады». Это были общинные убежища, где за валами и стенами могло укрыться («деться») местное население во время нападений врагов. Некоторые «грады» имели постоянное население, занимающееся в основном ремеслом. Заселение ремесленниками городов-убежищ было началом возникновения городов как ремесленно-торговых центров. Археологические данные позволяют утверждать, что многие города возникли уже в VII—VIII вв. К ним относят Киев, Изборск, Ладогу, Новгород, Полоцк, Смоленск, Ростов, Чернигов.

К IX в. города восточнославянского региона были настолько развиты, что варяги стали называть эту страну «Гардарик», т. е. страной городов. Города постепенно становились экономическими и административными центрами. В городах формировалась администрация — старейшины городских общин или «старцы градские», которых упоминают древнерусские письменные источники. Развитие городов как центров ремесла свидетельствовало об экономическом прогрессе восточного славянства. Раньше всего видоизменились и обособились от других видов хозяйственной деятельности две отрасли производства: обработка металлов и гончарное дело. Но и другие промыслы — кожевенное дело, обработка кости, ткачество также стали приобретать ремесленный характер — производство с целью обмена.

Выделение и рост ремесла естественно приводили к развитию обмена; так в славянском обществе появляются купцы. Центрами местной торговли были города и погосты — центры сельских общин. В городах составлялись торговые караваны и направлялись по торговым путям, в т. ч. «из варяг в греки». Торговали мехами и полотном, скотом и медом, рабами-пленниками. Охрана товаров на путях требовала военной силы, поэтому в городах складывались военные дружины, в состав которых входили сильные молодые люди. Во главе таких дружин стояли князья. Так в восточнославянском обществе возникает господствующий слой в лице князей, дружинников, племенных старейших и «старцев градских», который, накапливая богатства, торгуя, захватывая лучшие угодья и рабов, превращался в силу, стоящую над обществом и подчиняющую общину.

Племенные союзы. Племена, перечисленные автором «Повести временных лет», по существу являлись племенными союзами, т. е. территориально-военными федерациями, объединенными общими хозяйственными задачами или необходимостью борьбы с внешними врагами.

Внешняя опасность была мощным катализатором общественной консолидации славянства. Так, в VI в. грозным врагом славян был Аварский каганат, совершавший по подстрекательству Византии грабительские нападения на соседние славянские земли. Вероятно, в борьбе с аварами и сложился племенной союз дулебов-волынян, наиболее ранний из славянских союзов племен и известный как Антский. В него входили и западнославянские, и восточнославянские племена. Летопись сохранила предание об «обрах» (аварах), которые жестоко угнетали славян.

Перечисляя племенные объединения, летописец называет их «княжениями», отмечая существование у восточных славян княжеских династий: у полян, например, династии Кия, который основал город Киев, совершил путешествие в Царьград, где был принят императором. Легендарный Тур назван основателем Турова, а Радим и Вятко — предводителями радимичей и вятичей. Летописные племена-княжения возникали в результате консолидации нескольких соседних племен. Первоначально у восточных славян существовало около 150 небольших племен, которые с течением времени образовали более крупные объединения. Однако это был не единственный путь возникновения племенных союзов. Сопоставление летописных сообщений о кривичах и полочанах дает основание предполагать, что княжение полочан возникло в процессе выделения полочан из состава обширного племенного объединения кривичей. Княжения у уличей, тиверцев, белых хорватов и волынян, вероятно, находились в зависимости от западнославянских политических объединений — Великой Моравии, а позднее Чехии и Польши.

Племенные союзы были достаточно устойчивыми объединениями, о чем свидетельствует прочность родоплеменных границ. Дробление Киевской Руси в удельный период происходило именно по этим рубежам. Внутри союзов племен, просуществовавших несколько столетий, складывались общие черты культуры и быта, формировался свой диалект. Именно в племенных княжениях и племенных союзах следует искать истоки государственности у восточных славян. Новым этапом в этом процессе явилось образование в VIII — начале IX в. нескольких политических центров (суперсоюзов): Куявии, Славии и Артании, о которых сообщают арабские авторы.

«Русский каганат». Завершающий этап создания государства у восточных славян связан с образованием «Руси», «Русской земли» и народом, создавшим это государство — «русами» или «росами». Известия о «русах» появляются в различных источниках, начиная с VI в. Сирийские и арабские писатели знали народ «рос», живший в районе Приднепровья. «Русы» в 30—40-х гг. VII в. совершили несколько походов на Дербент и закавказские владения Персии. От конца VIII — начала IX в. до нас дошло известие о новгородском князе Бравлине, который во главе «рати великой русской» воевал в Крыму с хазарами, пройдя от Судака до Керчи. Еще более крупные масштабы имело «нашествие Руси» на византийский город Амастриду (30-е гг. IX в.). Наконец, в 860 г. поход Руси на Византию едва не привел к взятию Константинополя. Предпринятый не только для захвата добычи, но и с целью демонстрации силы, он закончился неудачно.

В источниках мы находим многочисленные данные о торговле Руси с Византией и другими странами, о политическом устройстве Руси и о самих русах. Так, арабский писатель IX в. Ибн-Хордадбех в рассказе о купцах-русах отмечает, что Русь имела столь обширные торговые связи с Византией и с арабскими странами, что Черное море называлось «Русским морем», а река Дон — «рекой славян». Из рассказа о русском посольстве в Византию в 838 г. узнаем, что правитель «народа Рос» носил титул «каган» или «хакан». Этот титул глава русов принял, демонстрируя тем самым свое равенство с повелителем Хазарии.

Таким образом, уже в первой половине IX в. у восточнославянских племен существовала верховная политическая власть. Ее возглавляли князья-каганы, получившие широкую известность далеко за пределами своих княжеств. Свидетельства источников не позволяют точно определить регион расселения русов в VI—IX вв. По некоторым данным — это район среднего течения Днепра и его притоков, ограниченный с юга степями Северного Причерноморья и тяготеющий к Киеву. Однако, кроме поднепровской, известна и другая Русь — северо-западная или варяжская.

И «избрались трое братьев…». Одновременно с образованием ядра государства во главе с полянами вокруг Киева, происходил процесс объединения северной части восточнославянских племен во главе со словенами вокруг Новгорода. В этот процесс втягивались и неславянские этносы (финно-угорские чудь, меря). Объединительные процессы у восточных славян происходили в обстановке борьбы на юге с хазарами, на севере — с варягами. «Повесть временных лет» сообщает, что «варяги, приходя «из Заморья», брали дань на чуди, словенех,… и кривичах, а хазары брали дань на полянах, северянах и вятичах». Однако ни хазарам, ни варягам не удалось надолго подчинить славян. Зависимость полян была ликвидирована во время правления киевских князей варяжского происхождения Аскольда и Дира, которые действовали уже вполне как самостоятельные и сильные правители.

Несколько иначе развивались события на севере. Походы варягов «из Заморья», т. е. из Скандинавии, на земли восточных славян носили характер разбойных набегов. Словене, кривичи и другие племена, как сообщает летопись, «восстали на варягов», изгнали их «за море» и стали сами «владеть собой». Новгород, подобно Киеву, являлся политическим центром складывающейся славянской государственности. Однако в Новгороде были очень сильны традиции родового строя, что привело к острой борьбе за власть между родовыми старейшинами. В результате восстал «род на род» и «град на град» и начали сами с собой воевать».

В этой обстановке в Новгороде (862 г., по датировке летописца) и появился Рюрик — легендарный родоначальник правящей династии на Руси. Летописная легенда — яркий рассказ о «призвании варягов» — повествует, как славяне решили: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву», как они пошли к варягам и заявили им: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». В ответ «избрались трое братьев» и «пришли к славянам, и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой — Синеус — на Белоозере, а третий — Трувор — в Изборске. И от тех варягов прозвалась «Русская земля».

Теории и версии о начале Руси и русской государственности. Начиная с XVII в., вопрос о возникновении государства у восточных славян и роли варягов в этом процессе является дискуссионным. Летописная легенда легла в основу так называемой «норманской теории». Ее сторонники утверждают, что варяги (скандинавы) стали создателями государства у восточных славян, к чему сами они оказались не способны. Полемика между «норманистами» и «антинорманистами» продолжается в течение столетий, однако аргументация обеих позиций уязвима. При этом обе стороны признают, что государство у восточных славян формировалось в процессе длительного общественного развития.

Рассказ летописца о «призвании варягов» отразил события, которые могли иметь место. По самой распространенной версии возникновения Руси, к которой склоняется большинство историков, варяжское (скандинавское) происхождение первых русских князей (Рюрик, Олег, Ольга, Игорь) не ставится под сомнение. Значительное количество скандинавских захоронений на территории Восточной Европы свидетельствует об участии варяжских дружин и их предводителей в политических событиях середины IX в. Многие ученые связывают с правлением варяжской династии и «лествичный» (по старшинству) порядок престолонаследия, отражавший взгляд на древнерусское государство как на общую собственность правящего варяжского рода. Вместе с тем, варяги довольно быстро растворились в славянском обществе, втянутые в славянскую культуру: не случайно летописец дает им емкое имя — «находники».

Однако этническая принадлежность, как и родина варягов, до сих пор окончательно не определены. Ничего не сообщает об этом и «Повесть временных лет». Часть исследователей, отрицая скандинавское происхождение варягов, склоняется к тому, что варягами называли не шведов, датчан или норвежцев, а славянское население южного побережья Балтики. Согласно этой версии, термин «варяги» произошел от названия западнославянского племени вагров или варов, населявших Вагрию — область, расположенную между Балтийским морем и рекой Травой. В пользу данной концепции свидетельствует полное отсутствие в наименованиях древнерусских городов, (даже основанных варягами — Новгород, Белоозеро, Изборск) скандинавских названий. Археологические, антропологические и лингвистические данные доказывают активную колонизацию северо-западных восточнославянских территорий балтийскими славянами. Вероятно, поэтому новгородский летописец отметил, что новгородцы — люди «от рода варяжска».

Таким же дискуссионным является вопрос о происхождение термина «Русь». По традиции его связывают с финским словом «ruotsi» — гребцы, участники похода на гребных судах. Эта гипотеза подтверждается замечанием летописца о том, что призванные новгородцами варяги пришли «с русью». Данный этноним был со временем воспринят восточными славянами и постепенно трансформировался в «русы», «росы», «Русь». Возможно, первоначально он распространялся на неваряжскую часть княжеской дружины, а позднее принял широкое геополитическое значение.

Приверженцы южнобалтийских корней происхождения варягов связывают «Русь» с названием древнего прибалтийского народа — ругов, населявшего остров Руяну (современный Рюген).

Сторонники третьей версии придерживаются местного, восточнославянского происхождения названия «Русь». В качестве подтверждающих аргументов приводятся данные гидронимики и лингвистики, а также уже отмеченные свидетельства арабских писателей. Однако как бы ни были отрывочны и спорны в интерпретациях данные летописей, анналов и записок современников, все они убеждают в активной деятельности пришельцев-варягов в ранней истории Восточной Европы.

Роль варяжских князей особенно заметна уже после смерти Рюрика. Его родственник или приближенный Олег начал подчинение славянских племен за пределами северного центра. С 879 г. он правил в Новгороде как опекун малолетнего сына Рюрика Игоря. Вместе с Игорем во главе дружины он двинулся на юг по великому пути «из варяг в греки». Покорив Смоленск и Любеч на Днепре, он подошел к Киеву, где княжили Аскольд и Дир, вероятно, также из окружения Рюрика. Хитростью выманив их из города, Олег убил обоих на том основании, что они «не князья и не княжеского рода». Затем он занял Киев, сделал его своей столицей, объявив: «Да будет матерью городам русским». Это событие, отнесенное летописцем к 882 г., традиционно считается датой образования Киевского государства. Несмотря на скандинавское происхождение Рюрика и Олега, государство это было славянским. Успех варяжских князей объяснялся тем, что их политика объективно отражала процесс объединения восточнославянских племен, начавшийся задолго до появления варягов и независимо от них.

II

533 — д вижение склавинов и антов на Дунай. Появление аваров в Восточной Европе.

538 — образование Аварского каганата.

626 — образование Хазарского каганата.

VI—IX вв. — возникновение племенных княжений и союзов восточнославянских племен.

IX в. (первая половина) — к няжение династии Кия в Киеве.

838—839 — посольство варягов-русов к византийскому императору Феофилу с целью заключения союза (по сведениям Бертинских анналов).

860 — совместный морской поход днепровских славян и варягов на Константинополь (Царьград).

862 — «призвание варягов» по решению новгородского веча. Установление власти варяжских конунгов (Рюрика, Синеуса, Трувора) в Новгороде, Белоозере, Изборске.

862 (?) — 879 — княжение Рюрика в Новгороде.

862—864 — княжение Синеуса на Белоозере, Трувора в Изборске.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 315 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...