Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Демократия



Основные вопросы параграфа

►понятие демократии

►формы демократической власти

►основные ценности демократии

► Понятие демократии. Дословно термин «демократия» (греч. demos — на­род; kratos — власть) переводится с греческого языка как народовластие. В настоящее время под демократией понимается тип властвования, при ко­тором осуществляется народовластие и реализуются права человека.

Демократии присущ в первую очередь народный суверенитет, т. е. обладание населением реальной возможностью определять социально-экономический, политический и духовный уклад общества и государства. Осуществляя свой суверенитет, народ регулярно, на основе всеобщего, равного, тайного голосования выбирает органы местного самоуправления, представительную (законодательную) власть, которая в последующем формирует исполнительную и судебную ветви государственной власти. Власть избирается на определенный срок, по истечении которого вновь проводятся выборы. Демократические выборы являются альтернативными: на голосование выставляется несколько кандидатур.

При демократии осуществляется реальное обеспечение прав и свобод человека, в первую очередь гражданских (права на равенство, свободу и неприкосновенность личности, частную жизнь, свободу мысли и слова, совести и вероисповедания и т.п.) и политических (права на участие в управлении делами государства, на создание партий и других институтов гражданского общества, проведение собраний, митингов и т. п.).

Под особой защитой демократии находятся права меньшинства — политической оппозиции. Хотя решения при демократии принимает большинство, но при этом учитывается мнение отдельных групп населения. В демократическом государстве имеется развитая система местного самоуправле­ния, осуществляется разделение властей, экономика основывается на ры­ночных принципах, а политическая система — на идеологическом плюрализме, что означает признание разномыслия в обществе, а не единой, обязательной для всех официальной идеологии, свободное формирование общественных объединений, конкуренцию партий и иных политических сил.

► Формы демократической власти. В зависимости от способов участия народа в управлении делами государства демократия делится на прямую, представительную и плебисцитарную.

При прямой демократии все граждане непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система имеет практический смысл при относительно небольшом числе голосующих, например в процессе деятельности органов местного самоуправления. Прямая демократия существовала в Древних Афинах, где народное собрание, состоявшее из нескольких тысяч граждан, решало наиболее важные вопросы общественной жизни.

В современных условиях наиболее распространенной формой участия граждан в управлении государством является представительная демократия. Представительная демократия заключается в том, что граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, создании законов и реализации социальных и других программ. Процедура выборов может быть различной, но, какова бы она ни была, выбранные лица в представительной демократии осуществляют свои полномочия от имени народа и в интересах народа.

При плебисцитарной демократии возможности политического участия граждан ограничены выражением мнения по социальным проблемам. Посредством голосования граждане одобряют или отвергают тот или иной проект закона или решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень незначительны. Формами осуществления плебисцитарной демократии могут быть референдумы, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование и т. п.

► Основные ценности демократии. Главнейшими ценностями демократии являются свобода и равенство. Можно сказать, что основная задача демократической власти — найти золотую середину между свободой и равенством. Не надо быть слишком искушенным в тонкостях человеческих отношений, чтобы не заметить очевидного факта: внешне, а также в своих способностях и дарованиях люди не равны уже при рождении. Первоначальные различия людей становятся глубже под воздействием семейного воспитания, образования, профессиональной деятельности и других факторов. Равенство людей, выступающее демократической ценностью, следует понимать не как факт, а как принцип: власть обязана предоставлять равные возможности всем гражданам для реализации в общественной жизни их способностей, в равной степени учитывать интересы всех тех, кого касаются ее решения. Таким образом выражается не то, что есть, а то, что должно быть.

Принцип равенства согласуется со многими этическими и религиозными учениями. Практически все мировые религии утверждают, что люди сотворены Богом и потому равны между собой. Руководство принципом равенства людей в деятельности властных институтов продиктовано не только религиозно-этическими, но и прагматическими соображениями. Когда отдельные группы людей (элиты, сословия, классы) закрепляют в законах и реализуют на практике принцип неравенства, в соответствии с которым этим группам предоставляются исключительные права в области принятия властных решений, то остальная часть населения всегда выступает против. На почве социального неравенства объективно возникает конфликт, который перерастает в бунт, восстание или революцию. Удержать людей в неравенстве не может даже самая могущественная власть, поскольку каждая сила имеет свои пределы и на каждое действие всегда находится противодействие.

Тем не менее предположим, что некая группа людей лучше всех остальных знает, что является общим благом, и какие пути ведут к его достижению. Такое предположение вполне допустимо, если учесть, что каждый из нас может назвать профессионалов, обладающих большей, чем другие, компетентностью в вопросах права, медицины, техники и т. п. Отчего бы не предположить, что существуют специалисты, лучше нас разбирающиеся в том, какие решения необходимо принимать ради общего блага? Знатоки в области управления могут действительно найтись. Но из этого факта не следует, что специальных управленческих знаний достаточно для наделения их носителей исключительными властными полномочиями. Для принятия управленческих решений, касающихся многих людей, требуются также преданность общественному благу, принципиальность, неподкупность, умение противостоять искушению обратить власть в свою пользу.

Как показывает история, полностью полагаться на принципиальность властвующих не стоит. Весьма вероятные последствия воздействия власти на людей были высказаны лордом Актоном: «Всякая власть развращает; абсо­лютная власть развращает абсолютно». Известный политолог Р. Даль сфор­мулировал один из основополагающих выводов, вытекающих из принципа равенства, следующим образом: «Никто из граждан, достигших совершенно­летия, не может в такой степени превосходить других своей компетент­ностью в вопросах государственного управления, чтобы ему можно было вверить полную и окончательную власть над правительством страны».

Свобода при демократии необходима для полного и беспрепятственного развития личности. Нередко демократию называют свободным правлением. Но поскольку возможность самореализации должна предоставляться каждому гражданину, то из этого вытекает равенство людей прежде всего в свободе выбора образа жизни. В следовании принципу свободы демократическая власть проявляется не меньше, чем в утверждении равенства. Свобода без равенства — это угнетение одной части населения другой. Равенство без свободы — это неволя, рабство.

Однако демократия не является совершенным политическим режимом. Вопросы в ней обсуждаются долго, и решения по ним принимаются сложно. Кроме того, уровень общественного сознания может быть таким, что прогрессивное решение будет отвергнуто, а привычное, но не продуктивное поддержано. Однако при всех своих недостатках демократия оставляет возможность сменить то правительство, которое действует против интересов и блага всего народа. У. Черчилль в свое время сказал: «Демократия — плохая форма правления, однако ничего лучшего человечество пока не придумало». Являясь по сути самоуправлением народа, демократия требует от граждан политической зрелости, осознания важности своих прав и обя­занностей, уважительного отношения к правам и свободам других граждан, способности к самоограничению. Такой уровень политического сознания и культуры не дается сразу, а приобретается долгим, порой драматическим опытом жизни.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1004 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...