Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные принципы семейной политики



Основными принципами семейной политики являются: при­нцип суверенности (независимости семьи от государства), принцип общественного договора, принцип свободы выбора семьей любого образа жизни, принцип единства целей феде­ральной и региональной политики и принцип социального участия.

1. Принцип суверенности семьи означает, что семья не­зависима от государства и имеет право принимать любые решения, касающиеся ее жизни, совершенно самостоятель­но, сообразуясь лишь с собственными целями и интересами. Это означает и право семьи на любой тип семейного поведе­ния и на любой образ и стиль жизни, в том числе и на тот, который, с точки зрения преобладающих социокультурных и моральных норм, рассматривается как девиантный, от­клоняющийся (лишь бы он не был криминальным с точки зрения норм правовых). Принцип суверенности означает, что любые типы взаимосвязи супружества, родительства и родства в лоне семьи также независимы от государства.

Любое ограничение принципа суверенности семьи, обосно­вываемое интересами общества или государства (например, регулирование производства абортов, установление процеду­ры регистрации брака или развода, введение воинской повин­ности и т.п.), должно вводиться и регулироваться законода­тельно или конституционно. При этом все не оговариваемые юридические случаи прямого вмешательства государства или иных социальных институтов в жизнедеятельность семьи должны считаться нарушением принципа суверенности.

Вместе с тем не является нарушением принципа суверен­ности семьи пропаганда каких-либо типов семьи и семейного поведения, моделей семьи, равно как и социальная (эконо­мическая и любая иная) поддержка их. Во всяком случае, до тех пор, пока семья имеет возможность выбора этих типов и моделей. Только лишение семей реальной свободы выбора из альтернативных вариантов может рассматриваться как принуждение к чему-либо одному.

2. Принцип суверенности семьи тесно связан с принципом свободы выбора. В действительности свобода выбора имеет вполне конкретные, исторически определенные границы, которые связаны с определенными периодами. Например, быстрое снижение смертности сделало ненужной высокую рождаемость и, следовательно, обусловило распад системы социокультурных норм многодетности, отмирание запретов на применение контрацепции и аборты. Этот распад норма­тивной системы многодетного родительства привел в итоге к широкому распространению норм малодетности.

В наше время массовым, нормативным, стало одно-двух-детное родительство. Вся же свобода выбора свелась к выбо­ру между семьей с одним или двумя детьми, между однодетностью и двухдетностью, которые и с демографической, и с социально-психологической, и с любой иной точки зрения совершенно неразличимы, абсолютно идентичны. Следо­вательно, этот «выбор семьи» абсолютно безальтернативен, т, е. никакого выбора в действительности нет.

Семейная политика и должна быть ориентирована на со­здание подлинной свободы выбора, на создание возможнос­ти реализовать любую альтернативу.

Разумеется, общество в лице государства и других со­циальных институтов также свободно в принятии и под­держке тех типов семей и семейного поведения, которые в наилучшей мере удовлетворяют его интерес в обеспечении устойчивого воспроизводства и успешной социализации подрастающих поколений.

3. Принцип общественного договора развивает и кон­кретизирует описанные выше принципы суверенитета и свободы выбора. Он означает договорную регламентацию взаимоотношений семьи как социального института и го­сударства. Иначе говоря, семья и государство заключают между собой общественный договор, в котором на равно­правной основе формируются все существующие полити­ческие, социальные, экономические и другие отношения между ними. Этот принцип особенно важен в условиях нашей страны, в условиях реформирования экономических и политических отношений.

Семья, как социальный институт, обеспечивает обще­ство трудовыми ресурсами, исполнителями социальных ролей. Без этого «продукта семейного производства» соци­альная система не может функционировать. Точнее — она просто не существует.

Следовательно, общество должно испытывать потреб­ность, заинтересованность в том, чтобы семья выполняла свои функции воспроизводства и социализации новых по­колений. В то же время, чем дальше, тем в большей мере ослабевают и даже полностью исчезают стимулы, опреде­ляющие личную заинтересованность в рождении и соци­ализации новых поколений. В этих условиях семья может потребовать от общества и его представителя — государ­ства — на договорной основе обеспечить всестороннюю под­держку тех моделей семейной жизни, которые способствуют эффективной реализации функций воспроизводства и со­циализации.

4. Принцип единства целей федеральной и региональной семейной политики означает, что цели семейной политики едины для всей страны и не зависят от конкретных особен­ностей изменения семьи и семейного поведения на той или иной территории — части одного и того же государства. Этот принцип исходит из того, что отмирание многодетности яв­ляется глобальным процессом, отражающим фундаменталь­ные изменения экономических, социальных и демографичес­ких условий жизни общества. И потому, хотя и существуют территории, где преобладают «традиционные» типы семьи и семейного поведения (многодетность), но и на них необходи­ма политика, ориентированная на укрепление семьи, тех ее моделей и образцов, которые наиболее адекватны целям эф­фективной реализации специфических функций семьи.

Учет региональных особенностей при этом может до­стигаться как за счет путей конкретизации единой в своей основе цели семейной политики, так и путем применения специфических средств ее достижения. Наилучшим орга­низационным механизмом обеспечения единства целей се­мейной политики и учета региональных особенностей явля­ются региональные программы семейной политики.

5. Принцип социального участия. В настоящее время как цели семейной политики, так и пути их достижения в возрастающей мере формируются в рамках гражданско­го общества, во взаимодействии трех субъектов социаль­ной жизни: 1) семьи как малой группы, осуществляющей свою жизнедеятельность в конкретных социально-экономи­ческих условиях и преследующей свои собственные цели и интересы; 2) разного рода социальных и территориальных общностей и объединений, формальных и неформальных (соседские общины, этнические и социокультурные мень­шинства, партии, общественные, политические, религиоз­ные и другие объединения и союзы, группы интересов и т.д); 3) государства в лице его специализированных органов (фе­деральных, региональных и локальных), в чью компетен­цию входят разработка и осуществление социальной поли­тики, в том числе семейной.

В этих условиях семейная политика возможна лишь как деятельность по созданию и реализации программ нового типа, по взаимовыгодному для всех использованию ресурсов и возможностей, которыми располагает каждый из участ­ников, для достижения согласованных целей, интересов и потребностей. Иными словами, субъекты семейной поли­тики — это, наряду с государством, разнообразные объеди­нения граждан — партии, союзы, общества, ассоциации, фонды и т.п., в том числе и те, которые создаются (или могут создаваться) с целью защиты и отстаивания собственно се­мейных (или более широко — демографических) интересов. Важно лишь, чтобы все эти объединения имели четко осоз­нанные и выраженные цели и намерения относительно того, какой должна быть семья, как она должна изменяться, в чем состоит общественный интерес применительно к воспроиз­водству населения вообще. Такая новая технология форми­рования и реализации семейной политики и выражена в том, что здесь названо принципом социального участия. Социальное участие:

• это форма реализации прав и свобод личности и семьи. Оно предполагает право и возможность каждого чело­века и каждой семьи непосредственно или через свои объединения влиять на решения, имеющие самое пря­мое и непосредственное отношение к их важнейшим потребностям и интересам;

• обеспечивает улучшение качества решений и про­грамм, касающихся семьи. Семейная политика пере­стает быть чем-то навязанным сверху, она как бы ста­новится общим достоянием всех соучастников, которые идентифицируют себя с нею;

• это демократический посредник, медиатор между госу­дарством и его гражданами. Социальное участие укреп­ляет и улучшает связи между ними, повышая вероят­ность реализации программ и решений;

• минимизирует социальную напряженность и уменьша­ет вероятность социальных конфликтов, конфигураций между гражданами и государством;

• способствует развитию чувства ответственности за соб­ственную судьбу и судьбу семьи, помогает преодолению, с одной стороны, иждивенческих настроений по отноше­нию к государству и обществу, а с другой, — патернализм этого государства по отношению к своим гражданам;

• это первый шаг к социальной активности и реальной политической вовлеченности, к формированию демо­кратической политической культуры.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 6505 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...