Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ценности семьи в системе брачно-семейных отношений



1. Социология семейных ценностей.

2. Православные ценности семьи и брака.
3* Ценности современной семьи.

1. Социология семейных ценностей

Семья — дрейнейшее жизнеустройство на земле, один из механизмов самоорганизации общества, с которым связано утверждение целого ряда общечеловеческих ценностей. Во все времена семейно-брачные отношения занимали особо важное место в человеческом обществе: крепкие семьи были залогом его стабильности на протяжении всей истории и являлись нормой и ценностью.

Нормы и ценности — это то, что в социальной жизни мы ощущаем не физически, но психологически. Социологи на­зывают их нематериальной культурой. Нормы — это прави­ла поведения, ценности — это общие представления, разде­ляемые большей частью общества, относительно того, что желательно, правильно и полезно.

Весь мир человека — это мир ценностей. Ценностями яв­ляются не только драгоценности, т.е. вещи, имеющие высо­кую цену. Ценности — это прежде всего то, что дорого для человека, то, что имеет для него значение. Люди разного возраста, социального статуса, состояния здоровья и т.д. будут иметь и разные ценности. Хотя часть из них, несом­ненно, является общечеловеческой.

Ценности — это значимые для человека объекты (мате­риальные или идеальные). В широком смысле слова ценнос­тями называют обобщенные, устойчивые представления о чем-то, как о предпочтительном, как о благе, о том, что от­вечает каким-либо потребностям, интересам, намерениям, Целям, планам человека. Некоторые философы отмечают что ценности — это, главным образом, идеалы обществен­ной жизни, которые лежат в основе и личной деятельности.

«Ценность» — термин, широко используемый в философ­ской и социологической литературе для указания на чело­веческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Важный элемент ценностных отношений в обществе — системы ценностных ориентации личности.

Следует отметить, что с ценностями связан философ­ский вопрос об отношении человека к действительности: ценность — не всякая значимость, а лишь та, которая иг­рает положительную роль в развитии общества, которая в конечном счете связана с социальным прогрессом. Во вто­рой половине XIX в. выделилась особая отрасль философ­ского знания — «философия ценностей», впоследствии по­лучившая название «аксиология» (от греч. axia — ценность, logos—учение).

В многовековой истории общества люди выработали спо­собность выделять в окружающем мире предметы и явле­ния, которые приобретают для них особую значимость и к которым они испытывают особое отношение: ценят и обе­регают их, стремятся к овладению ими, ориентируются на них в своих действиях и поступках. Те или иные предметы и явления окружающего мира приобретают в глазах людей ценность от того, удовлетворяют они или нет определенные материальные или духовные потребности людей. Следова­тельно, без ценностного подхода к явлениям действитель­ности невозможны ни деятельность, ни сама жизнь челове­ка как социального существа.

Ценности носят общий и абстрактный характер и не указывают конкретно, какие типы поведения приемлемы, а какие нет. Ценности формируют критерии, с помощью ко­торых оценивают события, предметы и людей по их относи­тельным достоинствам, красоте или моральным качествам.

Таким образом, категория «ценность» используется для обозначения объектов и явлений, их свойств, воплощаю­щих в себе общественные идеалы и выступающих в качест­ве эталонов должного.

В педагогическом словаре под ценностями понимается любой объект,, имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, этноса).

Таким образом, ценность — это предметы, явления и их свойства, которые нужны членам определенного общества или отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов. Ценности охватывают всю жизнь человека, наполняют ее особым смыслом и формиру­ют его как личность.

Ценность — не природное свойство человека. В ней от­ражено отношение индивида к предмету, событию или явлению, а именно отношение, в котором проявляется признание этого нечто как важного, значимого для чело­века.

В рамках европейской культуры к основным ценностям относятся успех в работе, материальный -достаток, свобода самовыражения, демократия, патриотизм и т. д. Среди цен­ностей называют: образование, труд, культуру, мораль. Из­вестна высшая ценность — человек.

В своем поведении, в принятии решений, в суждениях человек исходит из тех или иных ценностей, ориентируется на них.

Семья и брак традиционно относятся к числу ценностей человека. Социологи отмечают, что:

• ценности семьи — важнейший элемент социального института и малой группы;

• ценности семьи включают все человеческие свойства и качества;

• семья и семейные ценности — один из элементов фун­дамента культуры;

• ценности семьи уникальны, большинство из них реа­лизуется в основном в сфере брачно-семейных отноше­ний;

• разные семьи имеют свой набор ценностей, однако мно­гие из которых повторяются;

• число ценностей зависит от ряда факторов: потребнос­тей и целей членов семьи, стажа супружеской жизни, степени важности тех или иных ценностей, националь­ных и религиозных особенностей и т. п.;

• семейные ценности оказывают влияние друг на друга; чем существеннее взаимосвязь ценностей, тем крепче целостность семьи (и наоборот);

• семья воспроизводит ценности не только для себя, но и для общества.

2. Православные ценности семьи и брака

Число венчающихся в Православной Церкви постоянно рас­тет. Такая ситуация обусловлена тем, что происходит возврат к традиционной русской культуре, к христианским ценнос­тям семьи. И все же, если задать вопрос о значении брака и венчания многим парам, которые приходят в церковь для освящения брачного союза, чаще всего можно услышать неопределенные ответы. Это объясняется тем, что мы не зна­комы с истинными основами религии, имеем поверхностное представление о догматах Православной Церкви в отноше­нии семьи и брака.

В настоящее время Библия представляет интерес пре­жде всего тем, что является энциклопедической летописью наших предков. Это один из самых глубоких корней совре­менной культуры. Священная книга содержит в себе то на­чало, которое определяло многие черты культуры прошед­ших веков и которое для наших современников становится необходимым. Сегодня многие люди обращаются к рели­гии, видя в ней источник духовных сил, нравственность, гуманность.

Христианство, бесспорно, представляет одно из самых величественных явлений в истории человечества. Религи­озная мораль — это совокупность нравственных понятий, принципов, этических норм, складывающихся под непо­средственным влиянием религиозного мировоззрения. Ут­верждая, что нравственность имеет сверхъестественное, божественное, происхождение/проповедники всех религий провозглашают тем самым вечность и неизменность своих моральных установлений, их вневременной характер.

Нормы нравственности, в том числе нормы брачно-се-мейных отношений, могут быть различными в разных ре­лигиозных системах. Это объясняется прежде всего тем, что складывались они в разных странах, у разных народов, на разных этапах общественного развития.

Православие — одно из основных направлений хрис­тианства. В православии признается семь таинств (свя­щеннодействий, в которых под видимым знаком дается невидимая божественная благодать). Это крещение, миро­помазание, причащение, исповедь, брак, священство, еле­освящение.

Половое влечение в христианстве осуждается как нечто низменное. Еще Г. Гегель в «Философии любви» отмечал, что вне ценностей христианства находится дружба, а также лю­бовь мужчины и женщины, потому что половое влечение — то начало, которое особенно привязывает к земному и тем самым отвращает от неба. Любовь к женщине противостоит любви к Богу.

Женщина в религии — существо греховное. С этой точки зрения, наверное, и следует объяснить религиозное оправ­дание социального и семейного неравенства женщины, ко­торое существует по сей день.

Брак в христианстве и православии является таинством, потому что это особое, требующее благословения небес, пер­сональное разрешение на отступление от правила девства, снисхождение к слабости человека.

Церковь усматривала в браке не только основание семьи и ячейку общества, но и образ союза Христа и Церкви. В сво­ем учении апостол Павел называет семью «малой Церковью», а брачный союз уподобляет союзу Христа и Церкви.

Христиане, с их глубоким и духовным представлением о браке, считали, что вступление в брак должно быть не по страсти, а с мыслью о Боге, о Его нравственном законе.

Брачный возраст определялся религиозными нормами и был очень низок как для женщин, так и для мужчин. В Рос­сии в 1714 г. Синод установил брачный возраст для женщин в 13 лет, для мужчин — в 15 лет. Указом Николая I (1830 г.) брачный возраст был повышен на три года для обоих полов, за исключением Закавказья, где был сохранен прежний брачный возраст. В связи с тем, что «брак от Бога установлен для продолжения рода, чего после 80 лет ждать бесполезно» был установлен предельный брачный возраст — 80 лет. Для вступления в брак после 60 лет требовалось получить осо­бое разрешение архиерея.

В православии создание семьи было традицией и нор­мой. Для русского человека семья всегда являлась основой его нравственной и хозяйственной деятельности, смыслом всего существования. Если человек не имел семьи, то его жалели, считали обиженным Богом и судьбой. Иметь семью и детей было так же необходимо и естественно, как и тру­диться. Многодетные семьи пользовались уважением, без­детность воспринималась как аномалия и несчастье.

Рассматривая систему православных ценностей и роль семьи с точки зрения православия, В.В. Форосова предлага­ет выделить следующие элементы:

1) происхождение и сущность брака; 2) альтернативы браку и семье; 3) допустимость до- и внебрачных контактов; 4) вступление в брак; 5) распад семьи; 6) обязанности супру­гов; 7) воспитание детей в семье.

Происхождение и сущность брака. Сфера брачных отно­шений настолько тонка и таинственна, что апостол Павел о браке говорит: «Тайна сия велика есть». Учение об этом та­инстве трех различных христианских исповеданий — пра­вославного, католического и протестантского - различ­но. Более того, нет согласия даже в границах православия. Спорными вопросами являются: кто совершает это таин­ство — священник или сами брачующиеся; где главный мо­мент таинства; какое значение в браке имеет физическая сторона. Нет согласия даже в понимании самой существен­ной стороны брака — его цели.

Тем не менее можно обозначить два основных положения: брак установлен Богом; брак есть образ духовного союза Христа с Церковью. Муж должен заботиться о жене своей как Христос о Церкви, — если надо, отдать за нее душу, испытать многократные потери и т.д. (Учение св. Иоанна Златоуста).

Следует отметить, что в период раннего христианства господствовали три распространенные точки зрения на брак. Согласно первой из них, брак — это дар Божий, его цель — деторождение.

Вторая точка зрения сводилась к тому, что брак — это необходимое зло: лучше вступить в брак, чем «сгореть от лю­бовной страсти». Иначе говоря, признавалась потребность удовлетворения сексуальных отношений, которую необхо­димо узаконить с помощью брака.

Третья точка зрения полностью отвергала брак: необхо­димо быть свободным, чтобы посвятить себя религии (в на­ши дни есть люди, которые сознательно избегают брака, чтобы достичь, например, профессионального роста).

Альтернативы браку и семье. По христианскому учению, устраниться от заключения брака могут лишь те, кто не способен к брачному сожитию.

Альтернатив браку не существует. Удовлетворение сексу­альных потребностей вне брака гибельно для человека.

Допустимость до- и внебрачных контактов. Брак узако­нен для христиан во избежание блуда, значит внебрачные и добрачные контакты — «яд, умертвляющий душу». Половая жизнь вне брака — отречение от Христа.

Вступление в брак. Данный элемент в православном уче­нии о браке и семье имеет две взаимосвязанных ступени — земную и небесную.

Низшая, земная, ступень состоит в выборе жениха и не­весты. От разумности этого выбора во многом зависит счас­тье в семейной жизни. Разумность (Учение св. Иоанна Зла­тоуста) состоит в том, чтобы избегать как браков по расчету, корысти, так и браков по любви или страсти. Главное, что нужно искать в невесте, — доброту души и благонравие. Равным образом и при выборе жениха родители невесты должны иметь в виду преимущественно его душевные ка­чества, в первую очередь благочестие.

Когда сделан выбор жениха и невесты, они переходят на вторую ступень — освящение брака Церковью. При благо­словении священником жениха и невесты на них невидимо нисходит благодать Святого Духа, освящая их супружеский союз. Эта благодать придает им силы для совместной жизни по заповедям Христовым, законного рождения и христианс­кого воспитания детей.

Распад семьи. Основной заповедью, определяющей отно­шение христианства к разводу, является следующая: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает».

Развод — дело противное как природе, так и божествен­ному закону. Природе — потому, что рассекается одна, цель­ная, плоть. Закону — поскольку разделяется то, что соеди­нил Бог и повелел не разделять.

Кто разводится с женою, тот встает на путь прелюбодеяния. Христианин должен избегать прелюбодеяния, так как оно на­рушает условие брака, унижает достоинство детей, расторгает родственные связи и расстраивает всю человеческую жизнь.

Очевидно, что Церковь не признавала развода и, тем более, не выдавала его. Развод в церковном сознании рас­сматривался как неизбежное зло и грех. Но как и после вся­кого греха возможно покаяние, так и после развода возмож­но новое начало и новая жизнь.

Только после X в., когда по указанию императоров Цер­ковь отвечала не только за нравственную, но и за юридическую сторону заключения всех брачных союзов, она была вынуждена принять формальную ответственность и за разводы. Если брак получал юридическую силу от церковного благословения, то и развод должен был получать отныне. формальную церковную санкцию.

Именно с этого времени началась практика венчания вто­рых и третьих браков, т.е. таких браков, которых Церковь не могла признать соответствующими ее абсолютной норме, а также и выдача развода церковной властью. Но в сознании массы верующих духовная разница между первым браком и последующими брачными союзами и особенно браками после развода была в значительной мере утеряна.

Православная церковь, в отличие от католической, допускала не только аннулирование брака, но и развод, хотя и приравнивала его к тяжкому греху. Чтобы не совершить греха, многие знатные люди, князья, бояре, даже русские цари (Василий III, Иван IV, Петр I) насильно отправляли своих жен в монастырь — это был особый способ развода, после которого можно было вступать в повторный брак. Это явление приняло такие размеры, что в XVII в. патриарх Иоаким даже издал Указ о запрете постригать в монахи мужа от живой жены и жену от живого мужа, и о запрете супругам, оставшимся в миру, вступать в новый брак.

В XIX в. в законодательстве Российской Империи сущест­вовало немало оснований для развода:

- осуждение мужа или жены «к лишению всех прав состояния»;

- его или ее «неспособность к брачному сожитию», если на возникла до брака;

- «безвестное отсутствие супруга свыше 5 лет»;

- «доказанное прелюбодеяние» (А.Б. Синельников указывает, что этой причиной мотивировалось около Й5% разводов).

Лица, виновные в нарушении правил семейной жизни, особенно в неверности, теряли право вступать в новый брак после развода в течение 7 лет.

Отношение к разводу и безбрачию всегда было отрица­тельным. Но при этом люди понимали, что если развод плох в принципе, то и брак хорош лишь в идеале, т. е. в случае, когда нормы и правила семейной жизни соблюдаются обои­ми супругами.

Таким образом, развод всегда являлся неотъемлемой час­тью брачного поведения. Он и теперь остается механизмом, обеспечивающим соблюдение принятых правил семейной ясизни, играет корректирующую роль в случае их наруше­ния, обеспечивает оптимальный подбор супружеских пар.

Обязанности супругов как еще один элемент системы пра­вославных ценностей обусловлены высокой целью брачного союза христиан — духовного, нравственного совершенство­вания друг друга, возможного только при внутреннем еди­нении их душ. Достижению этой цели и подчинены нрав-' ственные обязанности супругов: преодоление самолюбия, взаимная любовь, уважение и доверие, взаимопомощь, сни­сходительность к недостаткам другого, терпимость, велико­душие, умение прощать, способность к самоотвержению.

Православие подчеркивает значение трех основных по­нятий в семье: власть, ответственность и любовь. Главное преимущество брака перед безбрачием состояло в лучших условиях для воспитания детей.

Муж признается единственным главой семьи: «Господ­ство мужа над женой естественно. Муж старше жены по сотворению. Он является как нечто основное, а жена как нечто последующее. Он творится самостоятельно, а она уже родится от него, получает жизнь свою из ребра его. Не муж создан для нее, а она сотворена из потребности его — чтобы быть ему в сообществе с подобным».

Обязанностями мужа в христианской семье являются стремление к воплощению православного идеала мужа и отца: быть духовным главой семьи, ее опорой и защитой, принимать на себя ответственность за судьбу семьи, жены и детей, самоотверженно любить жену и детей, если понадо­бится — отдать за них свою жизнь. Муж — не только мораль­ная сила семьи, но и ее высший суд, строгий и мудрый.

Любовь мужа к жене должна быть чувством разумным, подчиненным одной цели — нравственного исправления и усовершенствования жены. Муж одинаково согрешает перед Богом и если остается равнодушным к слабостям жены, и если жесток в своих попытках искоренить ее недостатки.

Обязанностью жены в православии является, прежде всего, стать на второе место в семье, быть покорной мужу. Жена должна быть целомудренной, чистой. Она обручена с мужем для общения, рождения детей, помощи мужу. Обязанностью жены является сохранение приобретенного мужем, употребление с бережливостью его доходов, попечение о доме. Около любящей, преданной жены муж набирается сил.

Женщина может успешно выполнять обязанности мате­ри и жены и в то же время служить своим трудом обществу, если на это у нее есть силы и желание. Поле деятельности для женщин, не желающих жить только интересами своей семьи очень широко: благотворительная деятельность в христианском ее понимании (чтобы левая рука не знала, что творит правая), лечение и уход за больными и учитель­ство. Подобный подход к участию женщины в общественной жизни позволяет ей выполнять в полной мере обязанности матери, жены и воплощать собою ее идеал.

Воспитание детей в семье. Согласно православному уче­нию нерадение о детях (отсутствие заботы) — самый боль­шой грех.

Ребенок подобен молодому деревцу, легко склоняемому на любую сторону, он может стать и ангелом, и дьяволом, в за­висимости от воспитания, которое получит. Лучше настав­лять детей не словом, а примером своей жизни, так как дети склонны подражать родителям в добром и дурном. Полезно детей учить наукам и художествам, но учить их жить по-христиански крайне необходимо. Как Бог, любя, наказы­вает избранных., так и христиане, подражая Ему, должны любить и потому наказывать детей своих: «ненаказанные в юности, в зрелости остаются как кони необъезженные и дикие, ни к какому делу не пригодные».

Дети во всем должны быть послушны родителем, почи­тать их, проявлять всяческую благодарность: по/могать в нуждах, кормить и одевать в старости, извинять их немощи.

Таким образом, мы рассмотрели вкратце семь основных элементов системы ценностей семьи и брака православной церкви. Все они не связаны с конкретной социальной струк­турой, и могут приниматься современным человеком или нет.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 3078 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...