Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Библейский Календарь



Счет месяцев:   Названия месяцев — ДРЕВНИЕ И АССИРО-ВАВИЛОНСКИЕ, число дней в месяце, особые дни   Соответствует месяцам современного календаря
в священном году в гражданском году
I II III IV V VI VII VIII IX Х XI XII XIII   АВИВ, НИСАН 30 дней 14. Пасха 16. Принесение первого снопа жатвы ячменя.   ЗИФ, ИЯР 29 дней 14. Вторая пасха — для тех, кто не мог совершить первую.   СИВАН 30 дней 6. Пятидесятница или праздник седмиц. Принесение начатков жатвы пшеницы и начатков всех плодов земли.   ФАММУЗ (ТАММУЗ) 29 дней 17. Пост. Взятие Иерусалима.   АВ 30 дней 9. Пост. Разрушение храма Иерусалимского.   ЭЛУЛ 29 дней   АФАНИМ, ТИШРИ 30 дней 1. Праздник труб. Новый год. 10. День очищения. 15-22. Праздник кущей.   БУЛ, МАРХЕШВАН 29 дней   КИСЛЕВ (ХАСЛЕВ) 30 дней 25. Праздник обновления.   ТЕБЕФ 29 дней   ШЕВАТ 30 дней   АДАР 29 дней 11. Пост Есфири. 14-15. Праздник Пурим.   ВЕАДАР (Вставной) март — апрель   апрель — май     май — июнь   июнь — июль     июль — август   август — сентябрь     сентябрь — октябрь   октябрь — ноябрь     ноябрь — декабрь   декабрь — январь   январь — февраль   февраль — март     март

В Библии священный год со времени исхода из Египта начинается с весны, с месяца авив, что значит месяц зрелого колоса. Это был месяц весеннего равноденствия и время созревания ячменя. Позже он стал называться нисаном. В 14-й день этого месяца, который приходится в полнолуние, праздновали Пасху. Другие месяцы названий не имели, лишь в рассказе о постройке храма Соломона приведены финикийские названия трех месяцев: зиф (месяц цветения), афаним (месяц бурных ветров) и бул (месяц произрастания). После вавилонского плена появились приведенные в таблице ассиро-вавилонские названия месяцев.

Гражданский год начинался и кончался осенью.

Начало месяца определялось по появлению видимого серпа луны; этот день, новомесячие, был праздничным. Когда новолуние случалось сразу после 29-го дня, немедленно начинался новый месяц; если нет, вставлялся 30-й день. Поэтому месяцы имели продолжительность в 29 и 30 дней попеременно (от одного новолуния до другого проходит 29 1/2 суток). 12 лунных месяцев составляют год в 354 дня, что на 11 дней меньше солнечного года. За три года разница между лунным и солнечным годом составляет целый месяц, поэтому раз в три года добавлялся 13-й (вставной) месяц и получался год в 384 дня. Это делалось для того, чтобы авив оставался весенним месяцем.

Дни недели, кроме субботы (шабат), особых наименований не имели. Неделя завершалась субботой, которая была седьмым днем недели, поэтому “день первый” (после субботы) соответствует нашему воскресенью.

Сутки начинали считать с захода солнца (примерно с 18 часов). В древности как ночь, так и день делились на три части: ночь на первую, вторую и третью стражи, а день — на утро, полдень и вечер.

Позднее, со времен римского владычества, ночь делилась на 4 стражи, вошло в употребление понятие “час” — двенадцатая часть дня или ночи. С 18 до 21 часов, по нынешнему счету, была первая стража, с 21 до 24-вторая стража, с 0 до 3-третья стража, с 3 до 6-четвертая стража; счет дневного времени начинался с 6 часов утра, время от 6 до 9 называлось третий час, с 9 до 12-шестой час, с 12 до 15-девятый час, с 15 до 18-двенадцатый час.


[1] Слово жена произошло от слова муж. По-еврейски иш – муж, а иша – жена.

[2] Некоторые исследователи возражают, будто бы немыслимо допустить построение города в такое раннее время. Но до этого события могло пройти от происхождения человека уже несколько столетий, в продолжение которых люди могли придти к мысли о лучших средствах защиты своего существования от внешних врагов. Притом под именем «города» конечно нельзя разуметь в нынешнем смысле город, а просто ограду, возведенную для защиты находившегося среди нее жилища.

[3] Первобытное состояние общества было патриархальным. Патриарх, т.е. глава рода, имел над своими детьми и их потомками неограниченную власть, принадлежавшую впоследствии царю; он был в то же время священником, который приносил жертвы, и пророком, хранителем истинной религии и провозвестником будущих судеб. Поэтому сказанное Ноем своим сыновьям действительно имело решающее значение для их будущей судьбы.

[4] Около месторасположения древнего Вавилона и теперь высятся громадные развалины какой-то исполинской, в семь разноцветных этажей, башни, называемой Бирс-Нимруд, т.е. «Башней Нимрода», и предание иудейское видит в ней именно ту башню, построением которой до небес племя Хамово хотело прославить свое имя.

[5] Предположительно, терафимы — это складные идолы, изображавшие человеческие фигуры или предметы, наиболее чтимые местными жителями.

[6] Сфинксы, относящиеся к этому времени, имеют совершенно своеобразный тип лица, отличающийся как от египетского, так и от еврейского, и, очевидно, представляют тип этой чужеземной народности.

[7] Египтолог Бругш высказал теорию касательно места исхода, возбудившую значительный интерес в ученом мире. Он предполагал, что израильтяне пошли не южной дорогой к Чермному морю, а к северо-востоку, по направлению к Пелузию. Ваал-Цефон, по его мнению, был храм на горе Касие, уже за египетской пограничной стеной, в направлении к Ханаану. Так как эта дорога ведет уже не через Чермное море, а гораздо севернее его, то, по мнению Бругша, вместо библейского «Чермное море» нужно читать «Травное (тростниковое) море», какое название давалось не только заливам Чермного моря, наполненным водорослями, но и, главным образом, широким и страшным топям, известным под названием Сирбонских озер, между Пелузием и Гесемом, у берега Средиземного моря. Между этими озерами и Средиземным морем проходила узкая береговая полоса, которая по-видимому могла служить путем сообщения между Египтом и Палестиной, но во время бурь заливалась волнами моря. Этим-то путем и проведены были, по его предположению, израильтяне, между тем как во время прохода войска фараонова поднялась буря, которая стала заливать береговую полосу, вследствие чего войско пришло в смятение и ужас, потеряло свое направление и погибло в волнах. Как ни остроумна эта теория сама по себе, но принять ее невозможно, и не только потому, что она далеко отступает от библейского текста, но и потому, что проход по этой береговой линии невозможен, так как в некоторых местах она совершенно прерывается. Быть может, берег с того времени совершенно изменился; но и в таком случае кажется невероятным, чтобы Моисей повел свой народ этим путем, так как тут он был бы вынужден прорваться чрез укрепления Пелузия, запиравшие выход из страны в этом месте.

[8] Египетский историк Маневон рассказывает, что фараон Аменофис сослал в рудники и каменоломни до восьмидесяти тысяч «прокаженных», как несомненно назывались израильтяне, не соблюдавшие египетских законов о чистоте.

[9] Под именем Синая разумеется целая группа гор, отдельные отроги которой носят различные названия, и определить, какая из них именно была горою законодательства, составляет трудный вопрос науки. Самая величественная из них есть гора Сербал, но перед нею нет такой равнины, на которой мог бы расположиться станом народ. Поэтому большинство исследователей склоняются в пользу горы Рас-Сафсафех. Она почти так же величественна, как Сербал, и перед ней расстилается обширная равнина Эр-Раха, и вообще особенности этой горы более соответствуют подробностям библейского повествования.

[10] «Царством священников», т.е. служителями Бога, посредниками между Ним и другими людьми (Лев. 10, 3). «Народом святым», т.е. посвященным Богу, принадлежащим Ему. Это обетование получает свое конечное осуществление в духовном Израиле, в Церкви Христовой, в которой верующие именуются святыми!

[11] После Вавилонского плена, чтобы избежать всякого греха против этой Заповеди, евреи перестали произносить само имя Ягве, они Его заменили другими наименованиями, напр. Адонаи (Господь), Предвечный, Всевышний, Святой.

[12] Обычай праздновать седьмой день недели (субботу) был и до Синайского законодательства, но с этого времени он получает законодательную силу.

[13] Почтение к родителям издавна считалось нравственной обязанностью детей, но это естественное чувство не имело еще высшей законодательной санкции, и потому у большинства народов преобладало вопиющее варварство. У некоторых народов древности был обычай предавать смерти своих престарелых родителей или оставлять их без помощи. У древних народов мать вообще занимала низшее положение, и после смерти своего мужа она становилась в подчиненное положение к своему старшему сыну. Но теперь было заповедано, что сын, хотя и становится главой семейства, должен был также почитать свою мать, как почитал отца.

[14] Локоть ≈ 50 см.

[15] Талант ≈ 26-35 кг.

[16] Скиния Свидения – Священный шатер-храм, свидетельствующий о том, что Иегова пребывает среди Израиля.

[17] Возможно, народ не имел в виду идолопоклонства в собственном смысле слова и хотел поклоняться Иегове, но только под какой-нибудь более доступной народному сознанию и знакомой ему формой.

[18] Еще продолжавших праздновать.

[19] Некоторые исследователи сомневаются в возможности того, чтобы у израильтян мог быть такой большой запас драгоценных металлов. Но при этом забывают, что среди израильтян было немало богатых семейств, и притом при выходе из Египта, а также во время прохода через египетские рудники они могли сделать значительные захваты потребовавшихся для скинии материалов.

[20] Счет этот основан был на количестве подати, собранной с народа по полсиклю с каждого мужчины в пользу скинии, женщины же и дети остались без всякой переписи. Обычай такого исчисления впоследствии так укоренился в народе, что попытка римлян во времена Ирода ввести более точную систему исчисления повела к народному восстанию.

[21] Сорок лет, считая со дня выхода евреев из Египта.

[22] У Ханаана было одиннадцать сыновей, ставших родоначальниками одиннадцати отдельных племен. Четыре из них поселились в Сирии и Финикии, а остальные семь (хеттеи, иевусеи, аморреи, гергесеи, евеи, хананеи и ферезеи) заняли и заселили Палестину.

[23] Ваал олицетворял солнце, а Астарта – луну, но не как небесные светила, а как производительные силы природы, возбуждающие к плодоношению землю, животных и людей. Кроме того, хананеи почитали еще семь низших богов, олицетворявших собой семь известных тогда планет, и с ними еще особого восьмого бога под именем Асмуна, который олицетворялся под образом змея и считался богом-целителем. Служение этим богам отличалось крайней чувственностью. При этом главную роль играли женщины. Жертвенники и капища устраивались на вершинах гор, под деревьями, и посвящались Ваалу и Астарте. В каждом капище Ваала был каменный фаллический символ, служивший главным предметом религиозного чествования. В конце осени совершался праздник печали, заканчивавшийся самым грубым распутством. Женщины в течение семи дней скорби отыскивали исчезнувшего Ваала, т.е. его деревянное или каменное изображение, от исступленной скорби рвали на себе волосы и ударяли себя в грудь. Жрецы под раздражающие звуки унылой музыки резали себе руки и тело ножами и кололи копьями. Но вот к концу праздника печали все исступленно восклицали: «жив Ваал!», и в исступленной радости девицы жертвовали своей честью за деньги, которые предназначались в жертву Астарте. При храмах существовали особые храмовые блудницы, которые в течение целого года предавались распутству как в самых храмах, так и на улицах, и назывались «посвященными» (кедешот). В честь Астарты мужчины и юноши оскопляли себя и одевались в женские одежды, чтобы этим уподобиться богу, который одновременно был и Ваалом и Астартой, мужским и женским началом. Эти фанатические скопцы, которые занимались выпрашиванием милостыни для капищ, назывались также «посвященными» (кедешим). Понятно, что такая религия всю жизнь этих народов делала нечистой, навлекавшей на себя страшный гнев Божий (наказание Содома и Гоморры).

[24] По мнению блаж. Феодорита, это был Архангел Михаил, по­кровитель еврейского народа (Дан. 10, 21). На праздник Архангела Михаила читается паремия об этом событии.

[25] К сожалению, он имел неосторожность сделать из этой добычи эфод или священническую ризу, и суеверный народ, придав ей магическое значение, стал «блудно ходить туда за ним», совершая нечто вроде идолопоклонства.

[26] Филистимляне были одним из самых воинственных народов земли Ханаанской. Они переселились с о. Крита и еще во времена Авраама твердо укрепились на богатой прибрежной равнине (Шефела), к северу и югу от Аскалона. Впоследствии они сильно расширили свои владения и достигли такого могущества, что влияние их чувствовалось на всем протяжении страны, в которой они сохраняли свое господство до самого Давида.

[27] Само первосвященство его не имело достаточного основания, так как он происходил не от старшего сына Ааронова Елеазара, а от последнего его сына Ифамара.

[28] Вечной памятью об этом событии остались те псалмы, которые составлены были Давидом по случаю великого торжества. При поднятии ковчега для перенесения его в Иерусалим составлен был и пелся псалом 67, начинающийся словами: «Да восстанет Бог и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его». При вступлении ковчега в Сионскую крепость пелся псалом 23, в котором на сам момент вступления указывает восторженное обращение к вратам крепости: «поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь двери вечные, и войдет Царь славы!»

[29] Сикль = 9 или 18 гр.

[30] В благословении Иакова Ефрему предсказана была великая будущность, которая отчасти находила осуществление в том, что из его колена вышел такой великий вождь, как Иисус Навин, и вообще оно до воцарения дома Давидова было центром и давало тон всей религиозной и государственной жизни народа; и вот теперь оно должно было рабски служить представителям колена Иудина.

[31] Скорпионы – унизанные металлическими шипами плети, которыми наказывались тяжкие преступники

[32] Поход Сусакима вновь приводит Библейскую историю в соприкосновение с египетской, и библейское сказание о нем вполне подтверждается свидетельствами египетских памятников. На стенах знаменитого египетского храма Карнакского (в Фивах) изображено это событие, и среди пленных, захваченных фараоном, ясно видны пленники с иудейскими чертами лица, и в присоединенном к этим изображениям списке покоренных народов и царств значится и имя «Иуда Мелхи», т.е. царство Иудейское.

[33] Главный дворец вавилонских царей с его знаменитыми висячими садами был вдвое больше всего Иерусалима, а главный храм, посвященный Бэлу (халдейскому богу солнца), представлял собой исполинскую семиэтажную башню, вершина которой как бы доходила до небес, напоминая иудеям о древней вавилонской башне, которую в гневе Своем разрушил Бог.

[34] Предсказания пророка Даниила исполнились в точности. После Вавилонского царства, следовали одно за другим еще три всемирных царства: Мидийско-Персидское, Македонское или Греческое, и Римское, из которых каждое владело иудейским народом. Во время Римского царства пришел на землю Христос, Спаситель мира, и основал Свое всемирное, вечное Царство – Святую Церковь.

[35] Издавая указ об освобождении иудейского народа, Кир в точности исполнил предсказание пророка Исаии, который за двести лет до его рождения назвал его по имени, как освободителя иудейского народа и восстановителя храма, разрушенного вавилонянами.

[36] Учрежден в воспоминание избавления народа от истребления в царствование Артаксеркса по коварному навету Амана. Предпразднество его 13 Адара (в феврале) состояло в строгом посте, а 14-го и 15-го народ предавался неудержимому ликованию. В собраниях народа с благоговением читалась книга «Есфирь» и при всяком упоминании имени Амана все присутствующие ударяли руками и топали ногами, громко произнося: «да погибнет память о нем!»

[37] Праздник Обновления установлен был в воспоминание обновления храма Иудой Маккавеем после осквернения его Антиохом Епифаном. Он продолжался восемь дней, совершался с необычайной торжественностью и ознаменовывался пышными процессиями и блистательной иллюминацией, вследствие чего назывался также «праздником огней».





Дата публикования: 2014-10-14; Прочитано: 554 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...