Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Закат Древнего Востока. Завоевания персов



35. Стрелки исторических часов приближались к 500 году до Рождества Христова. Древний Восток, просуществовавший более чем 3000 лет, стал клониться к упадку. Народы «Плодо­родного полумесяца» и Нила стареют, их творческий импульс истощился, они выполнили свою задачу, и уже настало Для них время сойти со сцены истории. Солнце Древнего Востока спускалось за горизонт истории, и его народы смутно чувство­вали приближение ночи. В это время новый свет засиял с гор Ирака: шли персы. Симитские государства и Египет уступали историческую дорогу индоевропейским народам.

В 539 году персы покорили Вавилон.

О чем рассказывает глиняный цилиндр Кира — освободителя?

36. Персы во время завоеваний чужих стран вели себя гораздо гуманнее, нежели симиты. Во время завоеваний не видно было столбов дыма, поднимавшихся из-за разрушенных стен городов, храмы и дворцы не стирались с лица земли, ни один дом не был разграблен, ни один человек не был посажен на кол, так как жестокость и деспотизм были чужды Киру.

Глиняный цилиндр Кира, найденный археологами, рассказы­вает нам вавилонскими письменами об этом следующим обра­зом: «Когда я вступил в Вавилон в мире и установил свою царскую резиденцию во дворце принцев среди ликования и радости, Мардук, великий господь, расположил сердца вави­лонян ко мне... Мои войска мирно шли по всему Вавилону. Во всем Шумере и Аккаде я не устрашил ни одного человека... Жителей Вавилона... я освобождаю от ига, которое стало для них злом.

Я — Кир... царь всех, великий царь, царь Вавилона, царь четырех концов земли...»

Последнее изречение наводит нас на мысль, что библейский летописец знал текст глиняного цилиндра. «Так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог Небесный»

Могила царя Кира сохранилась до настоящего времени. Она находится в Южном Иране, около Персополиса. Это скром­ное небольшое каменное строение. Шесть квадратных плит, образуя ступени, ведут к небольшой комнате, над входом в которую когда-то еще можно было прочитать следующую надпись: «О человек! Кто бы ты ни был и когда бы ты ни пришел,— потому что я знаю, что ты придешь, я — Кир, который дал персам империю. Не позавидуй мне, не позавидуй этому клочку земли, который покрывает мое тело».

Манна

Начиная с восьмого стана — в пустынe Син — манна сдeлалась источником пропитания израильтян и служила таковым до самого вступления в землю обeтованную. Источник этот был совершенно необычайный и чудесный; но для уяснения того, что собственно представляла собой эта манна, может отчасти служить встрeчающаяся на Синайском полуостровe естественная манна, так называемая тамарисковая, с которой нeкоторые исслeдователи, усиливающиеся все чудесное низводить на почву естественную, стараются отождествить ее.

В нeкоторых частях Синайскаго полуострова, дeйствительно, встрeчается естественная манна, по своим свойствам отчасти похожая на библейскую и даже теперь называемая у мeстных бедуинов манна эссема, т.е. «небесная манна». Это — бeловатое смолистое вещество, имeющее душистый запах, высачивающееся из стволов кустарника. Тамариск растет в западной половинe Синайского полуострова, в Аравии и в странах заиорданских. Собственно на Синайском полуостровe истечение этого смолистого всщества происходит в мeсяцах маe и июнe. В другие мeсяцы его совершенно не бывает. Оно имeет вкус меда и сочится из кустарника совершенно так же, как смола, которая высачивается по временам из вишневого ствола, и в случаe особенного изобилия падает на землю. При падении на землю манна естественно принимает в себя и другие элементы, так что для ее употребления требуются извeстные приспособления. Арабы кипятят ее в горшкe, пропускают через полотно для очищения и потом сливают в жестянки, в которых она может сохраняться по нeсколько лeт. Мeстные бедуины и греческие монахи eдят ее с хлeбом как медовую приправу, но она никогда не употребляется взамeн самого хлeба. Ясно, что такая манна не можеть служить источником пропитания, так как она не в состоянии поддерживать жизненных сил.

Но кромe этого, между небесной манной, служившей источником пропитания израильтян, и манной тамарисковой есть много других существенных отличий, дeлающих отождествление их совершенно невозможным. Израильтяне получили ее впервые в пустынe Син, в восьмом станe (Исх. XVI, 1-14), когда на поверхности земли, к изумлению народа, появилось «нeчто мелкое, круповидное, мелкое как иней на землe», и они питались ею в течение всего своего сорокалeтнего странствования по пустынe. Она перестала падать уже тогда, когда они перешли чрез Иордан (І.Нав. 5:12). В течение всего странствования она выпадала каждое утро как роса и в таком количествe, котораго достаточно было для пропитания цeлого народа, состоявшего не менeе как из двух миллионов душ. Каждый собирал ее столько, сколько достаточно было для пропитания себя и своего семейства, именно по гомору на душу (Исх. 16:16). Наканунe субботы выпадение манны и сбор ее были в двойном количествe, чтобы не нарушать субботнего покоя (16:22-24), и она не портилась, хотя в остальные дни недeли всякий излишек подвергался порчe и гниению. В субботние дни манна совершенно не появлялась, хотя нeкоторые сначала выходили для сбора ее и по этим дням (Исх. 16:27). По дальнийшему описанию — «манна была как кориандровое сeмя; бeлая, вкусом же подобна лепешкe с медом» (16:31). Кориандр – это небольшое зонтообразное растение, с мелкими круглыми сeменами. В Числ. 11:7 манна по виду уподобляется бдолаху («видом как бдолах»); бдолах есть смолистое вещество, вытекающее из бдоллы, особого рода пальмы. Она была настолько твердая, что ее нужно было молоть на жерновах, толочь в ступe, варить в котлах и затeм дeлать из нее лепешки, которые вкусом были подобны лепешкам с елеем или медом (Числ. 11:8; Исх. 16:31). Со временем эта однообразная пища, естественно, приeлась и надоeла израильтянам, так что они роптали и называли манну «негодной пищей» (Числ. 21:5), или точнeе — «слишком легкой», но в дeйствительности они не голодали и во всяком случаe не умирали с голоду, как это было бы неизбeжно с манной тамарисковой.

Из этих подробностей видно, что библейская манна отнюдь не то же, что тамарисковая. Кромe непригодности послeдней для питания, ее было бы далеко не достаточно для израильтян. Для них, по меньшей мeрe, требовалось до полумиллиона пудов манны еженедeльно, между тeм как тамарисковой манны даже в хорошие годы собирается не болeе 25-30 пудов в год, и она служит лишь лакомой приправой к хлeбу для мeстных жителей. Притом тамарисковая манна была хорошо извeстна в Египтe, о ней часто упоминается на памятниках под наэванием «бeлая манна», и она поэтому не могла бы так поразить израильтян, как поразила их манна чудесная.

Валаам

Валаам представляет собой одну из замeчательнeйших личностей в Библейской истории по той смeси в нем истины и заблуждения, которые он обнаруживает в своих дeйствиях. Он происходил из города Пефора, лежавшего на берегу Евфрата, в сeверной части Месопотамии. Город этот был центром всякого рода волхвов и прорицателей, и пользовался обширной извeстностью во всeх окружающих странах. Самым замeчательным из них был Валаам, который обладал знаниями, далеко превосходящими познания обычных языческих прорицателей. В нeкоторых своих изречениях он прямо обнаруживает знание истинного Бога и даже тeх обeтований, которые даны были Аврааму и послeдующим патриархам избранного рода. Это, несомнeнно, объясняется, прежде всего, тeм, что на р. Евфратe среди населения сохранялись предания о бывших Аврааму откровениях. Кроме того, как прорицатель, пользовавшийся обширной извeстностью у различных сосeдних народов, Валаам должен был слeдить за ходом религиозных воззрeний этих народов, изучать их, чтобы при случаe не обнаружить своего невeжества перед прибeгавшими к его помощи царями. Отсюда, если сравнить его изречение в Числ. 23:10 с обeтованием Божиим Аврааму в Быт. 13:16, и особенно Числ. 23:24; 24:9 с Быт. 49:9; Числ. 24:17 с Быт. 49:10, сразу будет видно, что Валаам хорошо был знаком с религией Иеговы и историей избранного народа. Это знакомство не могло не имeть на него благотворного влияния, и он в глубинe своей души носил искру истинного боговeдeния и убeждения в превосходствe Иеговы над всeми языческими богами. Но внeшнее его положение в качествe прорицателя и, особенно, обычное у волхвов корыстолюбие не давали разгорeться этой искрe и заглушили ее до того, что он противился прямым внушениям Божиим.

Ввиду этого взгляды на Валаама различны. Одни, как, например, Тертуллиан и блаж. Иероним, считают его истинным пророком, но только погрeшившим через свою корысть и честолюбие; другие, как, например, Филон, св. Амвросий и блаж. Августин, видят в нем ложного пророка и язычника, который только сдeлался орудием благословения для израильтян.

Вопреки своим глубочайшим убeждениям, он за «мзду неправедную» хотeл проклясть Израиля, но в самый торжественный момент, под влиянием Духа Божия, истина в нем восторжествовала над ложью и он превратился в истинного пророка, изрекшего одно из самых возвышенных пророчеств о Мессии: «Вижу Его, но нынe еще нeт; зрю Его, но не близко. Восходит звeзда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всeх сынов Сифовых» (Числ. 24:17). Эта звeзда, восходящая от Иакова, этот жезл, поражающий Моава и всeх врагов Израиля, есть Мессия, как на это указывает сама торжественность тона, возвышенная иносказательность, отдаленность времени и единогласное предание как иудеев, так и христиан. Мнeние, что под звeздой здeсь разумeется Мессия, было столь распространено среди иудеев, что один из лжемессий, именно являвшийся при Адрианe, называл себя прямо «сыном звeзды» (Бар-Кохба). Отцы и учители Церкви единогласно видят здесь мессианское пророчество.





Дата публикования: 2014-10-14; Прочитано: 405 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...