Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социально-правовая необходимость адвокатуры и адвокатской деятельности



Институт адвокатуры важен и необходим обществу не менее чем любой другой правовой институт государства.

Но если мы можем себе представить общество без государства, а некоторые мыслители даже считают, что это общество будет лучше, то общество без правозащиты представить трудно, поскольку этот институт приносит огромную пользу без существенных побочных эффектов, как это происходит в случае государства. Более того, если правозащита необходима в безгосударственном обществе, то при наличии государства она необходима вдвойне.

Государство для достижения своих целей систематически применяет насилия. Конечно, всеобщее насилие возможно и безо всякого государства, в виде войны всех против всех, но только в государстве оно превращается в систему обоснованную законом. В государстве человек знает (или может узнать), в каком случае к нему может быть применено насилие, а в каком нет. Общеобзятельные нормы поведения, систематическая совокупность которых в качестве общего определения и есть право, устанавливаются государством. Государство как таковое действительно и разумно.

Государство устанавливает пределы допустимого поведения своих граждан. Пределы такого поведения очерчены правом. За пределами правового поведения находится неразумное поведение. Те, кто допускает неразумное поведение, нарушают право, чем ставят себя вне права. Государство охраняет разумное, т.е. законное поведение, защищает правомерно действующих людей от людей неразумных избирающих в жизни неправовую линию поведения вне зависимости от мотивации.

За правонарушение всякий может быть подвергнут насилию со стороны государства. Пределы, формы и способы насилия государство устанавливает также посредством права. Такое насилие становится легитимным и оправданным в газах общества, т.е. законным.

Однако граждане не всегда приходят к согласию относительно правомерности поведения друг друга. Между ними имеют место постоянные споры по этому поводу, взаимные обвинения в противоправных действиях. За защитой своих прав люди обращаются к государству как к своего рода арбитру, чтобы оно легитимным насилием разрешило спорную и угрожающую всеобщему порядку ситуацию в разумных пределах. Закон является нормой выражения права, доступной для всеобщего понимания. Будучи именно формой, закон не должен быть глупым и препятствовать принятию справедливого, разумного решения. Какова бы ни была форма выражения, право всегда дает возможность сделать существование общества разумным.

В какой же момент эта разумность имеет наибольшую вероятность нарушений? Закон позволяет принять разумное решение, но кто его принимает и исполняет? Принимает и исполняет решение о легитимном насилии не государство вообще, а его антропологическое выражение – чиновник государственный служащий, т.е. человек.

Чиновник всегда имеет двойственную природу. С одной стороны, это часть государства, его выражения, с другой – это рядовой член общества, обычный человек, со всеми присущими ему страстями и пороками.

Он иногда и искажает разумность права и государства. Поскольку на чиновника возложена тяжелая функция по охране права, от его преступления другими лицами и принятию решения о применении к преступившему право легитимного насилия от имени государства, то объективно, в силу своей человеческой составляющей чиновник и допускает больше несправедливостей, чем любой другой обычный человек, не являющийся чиновником.

Несправедливость вынужденно сопутствует правоохранительной деятельности. Такая несправедливость вынужденно допускается обществом. Но несправедливость должна иметь разумные пределы, за которыми она перестает быть терпимой со стороны общества и Верховной власти[6].

Как общество вынуждено смириться с некоторым минимальным, неснижаемым уровнем преступности, от которой невозможно избавиться совершенно, так ему приходится допускать и некоторую долю несправедливостей в деятельности правоохранников. Несправедливость, как и обычная преступность, есть применение к человеку неправа, нарушение его прав человека, покушение на разумное отношение к нему. От неправа не застрахован никто, ни рядовой член общества, ни чиновник любого ранга.

Возможное нарушение разумности права чиновником должен пресекать другой чиновник, который также может допустить несправедливость. Появляется система «спецконтроля над спецнадзором». Это все тот же надзирающий контроль в иерархической системе чиновничьего аппарата. Он, безусловно, нужен. Ибо только сами же чиновники и могут восстановить действенное право, справедливость, по крайней мере, посредством легитимного насилия. Гражданское общество, человек из этого общества правом на легитимное насилие не обладает, если не считать усеченные его формы, как то: крайняя необходимость, удержание, необходимая оборона, которые разрешены законом.

Но общество должно и обязано контролировать право. Только при стремлении к справедливости общество может быть органически здоровым, развиваться. Не имея права на легитимное насилие, общество может высказывать только свое мнение о нарушении права, о допущенных чиновниками нарушениях. Применить к чиновникам-правонарушетелям легитимное насилие, восстановить право как реакцию на обращение общества может от имени высшей государственной власти только верховная власть. Глава государства как лицо, в наименьшей степени обремененное пороками, и есть олицетворение справедливости государства. Общество может непосредственно апеллировать к нему как к гаранту права.

Общественный надзор за соблюдением и применением права, при отсутствии полномочий на легитимное насилие, диктует необходимость правозаступнической деятельности, осуществляемой самим обществом в своих интересах. Однако общество как таковое не может заниматься правозаступнической деятельностью. Такой деятельностью должны заниматься отдельные его представители – правозащитники. Будучи организованы в особый общественный институт, они и составляют адвокатуру.

Без общественного контроля над процессом осуществления права очень сильна опасность того, что право так и не будет осуществлено. Или оно вообще погибнет, утратив все моральные и духовные начала. Без правозащитного института, без адвокатуры не может быть истинного права, ибо никто не в силах реализовать разумность права повсюду, где творится несправедливость, а государство может закрыться от народа с помощью тирании, выдавая ее за разумную необходимость, введенную как бы временно во имя блага народа. Заканчивается это, как правило, ухудшением положения населения, так как никогда тирания, задержавшаяся надолго, не приводила к положительным результатам.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1147 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...