Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция №1. Средневековье как этап всемирной истории 4 страница



Введение христианства повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Христианство оказало влияние на все стороны жизни Руси. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи. В монастырях велось летописание. Крупные церковные храмы типа Софийского собора в Киеве становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси.

Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Смягчая нравы, церковь упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков, активно выступала она и против рабства. Таким образом, христианизация способствовала формированию Руси, как части христианского европейского мира.

Впервые идею величия Руси как христианской страны мы встречаем в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Иларирна (XI в.). Иларион доказывает, что Русь приняв Святое Крещение, встала в ряд великих христианских государств.

Татаро-монгольское нашествие внесло серьёзные коррективы в развитие русской государственности и церкви, как общественного института. В сочинениях XIII в. впервые в полном виде была сформулирована идея гибели Руси. Одновременно шли поиски «пути спасения». В дальнейшем, особенно в XV-XVI вв., размышления о России и русском народе приводят отечественных мыслителей к созданию оригинальных религиозно-мистических учений. Причиной их появления стало совпадение особо важных для истории России событий:

- в 1439 г. во Флоренции было подписано соглашение об объединении католической и православной церквей;

- в 1448 г., в ответ на Флорентийскую унию, собор епископов в Москве провозгласил русскую церковь автокефальной, т.е. независимой от константинопольского патриарха;

- в 1453 г. под натиском турок погибла Византийская империя;

- в 1480 г. Русское государство окончательно избавилось от татаро-монгольского ига;

- в 1492 г. не состоялся ожидаемый всем христианским миром конец света.

Для русского религиозно-мифологического сознания той поры, столь быстрая последовательность, фактически совпадение этих событий не могло казаться случайным. И смысл виделся совершенно определённый - сам Господь, покаравший за грехи Византийскую империю, но освободивший Русь и не допустивший погибели мира, избрал Московское государство для осуществления на земле неких высших предначертаний. Ведь Россия осталась единственным в мире государством, которое несло человечеству свет правой веры.

Именно поэтому с конца XV столетия в России начинается напряжённая духовная работа в поиске нового места Московского царства и русского народа в мировой истории. Результатом этого поиска и стало появление ряда важнейших для русской истории религиозно-мистических идей, обозначивших некие «идеалы-образы», к которым должно стремиться Русское государство - «Москва - новый Царьград», - «Москва - новый град Константина».

Именно в этих учениях Москва начинает осознаваться как центр не только России, но всего мира. Наконец, в начале XVI в. В сочинениях так называемого «Филофеева цикла» рождается «идеал-образ» «Третий Рим», ставший одним из самых влиятельных в древнерусской мысли. Таким образом, в XVI в. идея Московского царства как особого мира в общемировом христианском пространстве завоевала главное место в русском сознании.

В религиозно-политическом смысле на Московскую Русь теперь возлагалась величайшая историческая ответственность - быть единственным защитником православия от военно-политического и религиозного натиска с Запада и Востока. Еще большую ответственность с точки зрения трактовок православных философов, несло Московское государство в религиозно-мистическом смысле. С их точки зрения, разделяемая рядом православных деятелей, «Россия - это единственное в мире христианское царство, которое «удерживает» приход Антихриста и является залогом вечности христианства. Постепенно, на основе мистического образа «Третьего Рима» были сформированы и конкретные политические задачи, стоящие перед русским государём - русский государь обязан принять на себя обязанности всемирного православного государя. Эта идея в наиболее яркой форме выразила претензии Московского государства на религиозно-мистические функции единственного в мире истинного христианского царства.

В заключение следует отметить, что христианство способствовало не только культурному развитию, распространению письменности на славянском языке (в отличие от католической Европы, где господствовала мёртвая латынь) но и содействовало политической централизации и культурной консолидации восточных славян. Принятие христианства привело к повышению международного статуса Руси. Были установлены широкие политические контакты, в частности посредством брачных связей с правящими домами Польши, Франции, Венгрии, Норвегии и др. Также принятие христианства способствовало становлению основ феодализма. Именно с развитием феодализма и господством христианства в Европе связано понятие «средних веков».

В условиях феодальной раздробленности, политической слабости государственных образований, непрекращающихся войн христианство выступало в качестве интегрирующего начала, объединявшего разобщенные европейские народы в единое духовное пространство, являющееся предтечей единой европейской цивилизации

Вопросы

1. Охарактеризуйте основные положения христианской религии.

2. Как кризис античного общества повлиял на трансформацию христианской церкви в IV в. н. э.?

3. Каковы основные цивилизационные отличия между западным (римско-католическим) и восточным (византийским) типами христианства после падения Западной Римской империи?

4. Как происходил выбор восточного типа христианства на Руси?

5. Как происходило формирование религиозно-мистической идеи «Москва - Третий Рим»? В чём состоял религиозно-политический смысл этой идеи?

Литература

1. Буассонад, П. От нашествия варваров до эпохи Возрождения Жизнь и труд в средневековой Европе / П. Буассонад. - М.: ЗАО Издательство Центрополиграф, 2010.

2. Культура Византии. Вторая половина VII-XII в. / отв. ред. Удальцова З.В., Литаврин Г.Г. - М.: «Наука», 1989.

3. Курбатов, Г.Л., Фролов, Э.Д., Фроянов, И.Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь / Г.Л. Курбатов, Э.Д. Фролов, И.Я. Фроянов. - Л.: Лениздат,1988.

4. Перевезенцев, С.В. Тайны русской веры. От язычества к империи (Тайны земли русской) / С.В. Первезенцев. - М.: Вече, 2001.

5. Петрухин, В.Я. Крещение Руси: от язычества к христианству (Cogito, ergo sum) / В.Я. Петрухин - М.: АСТ: Астрель, 2006.

6. Федотов, Г.П. Собрание сочинений / Г.П. Федотов. - М.: Мартис, 2001.





Дата публикования: 2014-10-07; Прочитано: 954 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...