Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Китайская модель развития



Анализируя социально-экономическую модель Китая, следует сосредоточить внимание прежде всего на целях социально-экономиче­ской стратегии КНР и средствах их достижения, структуре и иерархии тех и других. При этом большое значение имеет рассмотрение базовых черт модели, которыми являются то или иное соотношение рыночных командно-распределительных принципов функционирования китайской экономики.
В последние два десятилетия китайская модель интенсивно эволюцио­нировала, т. е. изменялись базовые принципы функционирования китай­ской экономики, структура и иерархия экономической стратегии. Оце­нивать жизненность и эффективности китайской модели можно только с учетом этой эволюции, ее направленность на больший отход от ко­мандно-распределительных принципов и все большее освоение рыноч­ных механизмов. Особенности этого освоения - его постепенность, ко­торая обеспечивается территориально-отраслевым распространением рыночных механизмов и рыночной логики.
На современном этапе содержание эволюции китайской социально-эко­номической модели уже не относится просто к широте и глубине охвата экономики рыночными механизмами, а все больше включает в процессы пересмотра целей и средств экономической стратегии КНР.

Можно выделить три основных этапа эволюции китайской мо­дели
На первом этапе (1978-1984 гг.) особое внимание уделялось реформи­рованию деревни. В прибрежных районах создавались специальные экономические зоны, на тот момент изолированные от основной эконо­мики.
На втором этапе (1984-1991 гг.) - использовался лозунг: «Плановая то­варная экономика». В этот период центр тяжести реформы приходился на город - на государственные промышленные предприятия и постепен­ную либерализацию цен на продукцию промышленности.
На третьем этапе (с 1992 г. по настоящее время) китайские реформы проходят под лозунгом: «Социалистическая ночная экономика». На этом этапе модернизация системы микро регулирования и контроля со стороны государства над хозяйственной жизнью осуществляется на рыночных принципах.[4]

Четвертый этап экономической реформы (1998-2002 гг.). На XV съезде КПК (сентябрь 1997 г.) были подведены итоги формирования «строительства социализма с китайской спецификой». Манифестом, провозгласившим открытие нового пути и создание новой теории строи­тельства социализма с китайской спецификой, XV съезд КПК, огляды­вая путь, пройденный за 20 лет реформы, называет выступление Дэн Сяопина 1978 г.: «Раскрепощать сознание, придерживаться реалистиче­ского подхода к делу, сплачиваться и смотреть вперед»

Пятый этап реформы (с 2002 г.). В ноябре 2002 г. в Пекине состоялся XVI съезд КПК, который по сути явился началом нового этапа развития ки­тайской реформы.

Цзян Цзэминь выдвинул следующие темы для обсуждения: дальнейшее следование идеям тов. Дэн Сяопина; претворение в жизнь идеологии «3 пред­ставителей»; формирование средне зажиточного общества в Китае; проведе­ние модернизации социалистического строительства ускоренными темпами; приложение максимальных усилий для создания в Китае нового типа социа­лизма, социализма с китайской спецификой. В настоящее время происходит формирование многополюсного мира, все более быстрыми темпами протекает процесс экономической глобализации, в эпоху быстрого научно-технического прогресса конкуренция между странами мира становится все более напряжен­ной.[5]

Финансовый кризис в Азии 1997-1999 гг. поставил перед азиат­ско-тихоокеанским сообществом ряд острых вопросов: как эффективнее адаптироваться к вызовам глобализации мировой экономики, использо­вать ее возможности для экономического роста и при этом избежать не­гативных последствий глобализации? Каким образом синхронизировать экономическую и финансовую политику стран Азиатско-тихоокеан­ского региона (АТР) и приступить к мониторингу внутри региональных и межрегиональных финансовых потоков с тем, чтобы уберечься от но­вых финансовых катаклизмов и вместе с тем не пойти по пути запрети­тельного контроля над деятельностью иностранного капитала? Как со­четать политику открытости - обязательной предпосылки и одновре­менно следствия растущей экономической взаимозависимости стран - с обеспечением национальных экономических интересов и экономиче­ской безопасности.

Своего рода азиатским вариантом ответа на глобальные эконо­мические вызовы стал азиатский регионализм, отражающий усиливаю­щуюся экономическую взаимозависимость стран АТР и их растущую общую заинтересованность в развитии азиатско-тихоокеанской эконо­мической интеграции. При этом объективно в АТР существуют три цен­тра - реальной либо потенциальной экономической интеграции, три главных игрока на региональном интеграционном поле: США, Япония и Китай, чья доля в мировом ВВП составляет соответственно 25, 15 и 3 %. Роль США и Японии в развитии экономической интеграции в АТР дос­таточно ясна: интеграционное взаимодействие азиатских экономик рас­кручивается вокруг транснациональных американских и японских кор­пораций. Кроме того, в последние годы пытаются каким-то образом ин­ституализировать региональную интеграцию в рамках форума Азиат­ско-тихоокеанского экономического сотрудничества. Китаю еще пред­стоит определиться с тем, какую роль и как именно он будет играть в экономике АТР.[4]

О китайской модели развития ведется довольно много споров, при этом некоторые исследователи вообще отрицают ее существование, а иные пола­гают, что она чуть ли не универсальна, то есть пригодна для многих разви­вающихся стран. Наиболее релевантным представляется мнение тех довольно многочисленных аналитиков, которые считают, что она является вариантом восточноазиатской модели экономического развития. Эта модель первона­чально сложилась в послевоенной Японии, затем реализовалась в так назы­ваемых «азиатских тиграх» – Южной Корее, Тайване, Сингапуре и Гонконге. Позднее ее взяли на вооружение Китай и в той или иной мере страны АСЕАН (Малайзия, Таиланд, Индонезия, Филиппины и еще позже – Вьетнам, Кампу­чия, Лаос и некоторые другие), то есть она стала распространяться и в Юго-восточной Азии, и в АТР (недаром Андерсон [2008] называет ее просто азиат­ской).

Рис. 2.ВВП по паритету покупательной способности в млрд долла­ров, 2005 г.

Разумеется, в каждой стране эта модель имеет весьма существенные особенности. Но ее характерные черты следующие:

а) ориентация экономики, особенно промышленности, на экспорт;

б) использование дешевой рабочей силы;

в) привлечение иностранных инвестиций и создание для этого условий, а также активный импорт технологий;

г) высокая доля инвестиций в ВВП (доля накопления очень высокая, от 30 до 40 % и даже более);

д) активное, но в разной степени, участие государства в развитии эко­номики;

е) в Китае и некоторых других странах создание особых экономических зон;

ж) авторитарность разной степени и/или однопартийная модель (тогда как в Японии или на Тайване у руля власти оставалась очень долго одна и та же партия). Последнее создает стабильность в стране, что важно для привле­чения капитала.

Эта модель – лучше или хуже в разных странах – обеспечивает высокие темпы экономического роста на длительный срок, за счет привлечения капи­тала и технологий дает возможность повышать технологический уровень и производительность труда. В итоге происходят модернизация страны, быст­рый рост урбанизации и постепенный рост уровня жизни населения. Однако по мере роста ВВП на душу населения и внутреннего потребления темпы роста у стран восточноазиатской модели замедляются. И то, что они замедля­ются, служит для ряда аналитиков весомым основанием предполагать, что по достижении Китаем определенного уровня ВВП на душу населения (не более 10 тыс. долларов) темпы его развития начнут замедляться.[6]





Дата публикования: 2014-10-20; Прочитано: 8089 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...