Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

К семидесятилетию пакта Молотова-Риббентропа



и начала Второй мировой войны (часть 1) 15.08.2009

Ведущий - Владимир Тольц

Гости передачи:

– сотрудник Германского исторического института в Москве Сергей Кудряшов и

- историк международных отношений Сергей Случ.

Владимир Тольц: Приближаются несколько близко стоящих друг к другу юбилеев – 70-летия Договора о ненападении между Германией и СССР (вместе с "секретным дополнительным протоколом" о разграничении "сфер интересов" в Восточной и Юго-Восточной Европе он был подписан 23 августа 1939 года), Договора о дружбе и границе между СССР и Германией (этот договор вместе с приложенным к нему еще одним "секретным дополнительным протоколом" был подписан 28 сентября 1939 года), который провел размежевание между СССР и Германией примерно по "линии Керзона" - спроектированной Антантой еще в 1919 году восточной границе Польши, и таким образом закрепил ликвидацию Польши как государства).

А в промежутке между этими юбилеями еще два: 1 сентября – 70-летие начала Второй мировой войны, ознаменованное нападением нацистской Германии на Польшу, и 17 сентября – в 5 часов 40 минут утра 17-го войска Белорусского и Украинского фронтов перешли польско-советскую границу, установленную в 1921 году, и таким образом, по мнению ряда современных историков, СССР вступил во Вторую мировую войну, начатую за две с половиной недели до этого Германией.

Сейчас уже мало кто из наших современников об этом всем в деталях помнит и знает. Хотя за минувшие семь десятилетий и написано, и опубликовано, и наговорено про это немало. В одном только Советском Союзе, начиная с 1939 года, было опубликовано несколько сменивших друг друга версий тех далеких событий и их смысла. Публиковались, а в ряде случаев долго и успешно скрывались от публики связанные с ними документы. В 1948 Государственный департамент США издал объемистый сборник документов Архива иностранных дел Третьего рейха, содержащий, в частности, упомянутые мной секретные протоколы (часть из них в 1980-х годах была издана в эмигранском издателстве в переводе на русский).

Во времена горбачевской перестройки эти и многие другие документы, существование которых ранее отрицалось и объявлялось ложью империалистических поджигателей новой войны и фальсификацией истории, были, ну, прямо как икона, "чудесным образом обретены" и опубликованы в СССР, а затем и в России. Именно в ту пору там заговорили о пакте Молотова-Риббентропа и о секретных протоколах, о вине в развязывании Второй мировой войны не только Гитлера, но и Сталина...

Ныне в средствах массовой информации все эти сюжеты вновь обсуждаются. Это осуждение, "через телевизор" в основном, навязывается изрядно подзабывшему их обществу сверху и часто носит реваншистский характер. Начальство, голосом своих околоисторических "шестерок" провозгласившее Сталина "эффективным менеджером", старается доказать это "мудростью" сталинской политики 1939-41 годов. Толкование непростых и неоднозначных событий этой далекой поры вновь в который раз перелицовывается.

Владимир Тольц: Более-менее полная и всесторонняя картина того, что происходило 70 лет назад историками выстраивается. Сейчас необходимо отстранившись, по возможности, от сегодняшних политических спекуляций разобраться в ее деталях. Того, что произошло в 1939-м, невозможно понять без предыстории – без знания длительной трансформации отношений Германии и советской России, начиная с 1920-х годов.

Сергей Случ: Как известно, советская Россия и Германия оказались в числе проигравших в ходе Первой мировой войны. Германия была разгромлена. В России произошли крупнейшие социально-экономические изменения, которые в известной степени противопоставили Россию всему остальному миру. И поэтому отношения с этими государствами остального мира носили весьма специфический характер. Были серьезные взаимные претензии, в частности, у советской России к другим странам, но самое главное, с советской Россией в основном ведущие государства мира не поддерживали никаких отношений…

Что касается Германии, то ее положение определялось суровыми условиями Версальского мирного договора. Ее суверенитет был ограничен, она должна была выплачивать ежегодно огромные репарации, ее армия была сокращена до 100 тысяч человек, ей было запрещено иметь наступательные виды вооружений, такие как авиация, танки, химическое оружие, флот ее был тоже резко ограничен.

Германия и Россия нашли возможность договориться между собой. В местечке Раппало, недалеко от Генуи, 16 апреля 1922 года был подписан договор, который во многом определил политическую канву отношений на последующие 10 лет. Отношения этого периода были весьма разнообразны. В том числе и в военной сфере.

Вплоть до 1933 года на территории Советского Союза функционировали три полигона, и Германия имела возможность обучать летчиков, танкистов, испробовать различные формы химического оружия, что, конечно, было строго запрещено статьями Версальского договора.

Владимир Тольц: И вот 1933 год. В Германии к власти приходят наци. Что Сталин? Ведь он же читал уже написанное в тюрьме сочинение их лидера "Майн Кампф", и, по крайней мере, из этой книги планы Гитлера относительно "освоения" Германией восточных пространств ему были известны?

Сергей Кудряшов: Вы знаете, Сталин, если смотреть, как он руководил страной и как он вмешивался во внешнеполитические дела, как он проявлял себя на международной арене, мы определенно можем сказать, что он стремился мыслить рационально. Он пытался понять механизмы международной политики, пытался лавировать, чтобы усилить и свою роль, и роль своей страны

Владимир Тольц: Советская политика после прихода в Германии к власти Гитлера. Чем же определялась эта политика? Вопрос – Сергею Случу.

Сергей Случ: Она определялась, прежде всего, стремлением перенести принцип классовой борьбы с внутриполитической арены на международную арену. То есть попытка разжечь конфликты между другими государствами и извлечь из этого пользу. Официально декларируемый Кремлем внешнеполитический курс на коллективную безопасность и отпор фашистской агрессии был не более, чем тактическим маневром, удобным камуфляжем генеральной сталинской стратегии, направленной, как и ранее, на разделение мира и сталкивание одних государств с другими, на углубление возникавших противоречий и конфликтов, то есть, по сути дела, стратегии, связанной с экстраполяцией марксистско-ленинского учения о классовой борьбе на сферу международных отношений.

Поэтому внешняя политика СССР была нацелена не на предотвращение войны и поиск политического партнерства с теми или иными государствами, а на обеспечение безопасности от этих государств. Что – особенно во второй половине 30-х годов, в условиях большого террора, когда все реальные и мнимые проблемы объяснялись наличием внутренним врагом и вражеским окружением, – неизбежно вело к политике вынужденного изоляционизма на международной арене.

Владимир Тольц: Историки Сергей Случ и Сергей Кудряшов в первой из серии передач, посвященных приближающемуся 70-летию пакта Молотов-Риббентроп и начала Второй мировой войны.

Перелицовываемое прошлое: "Пакт Молотова-Риббентропа" - незавершившаяся история (часть 2) 22.08.2009

Владимир Тольц

Владимир Тольц: 22 декабря 1939 года (на год позже действительной даты, но так уж сложилось) он праздновал свое шестидесятилетие. На следующий день, опять же с запозданием, в Москву пришла телеграмма из Берлина.





Дата публикования: 2014-10-20; Прочитано: 336 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...