Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Нормативные обобщения (запреты, дозволения, позитивные обязыва­ния), ставшие обычными способами регулирования первобытнообщинной жизни, - истоки формирования права



Процесс возникновения государства и права протекал при их взаимном влиянии друг на друга и вызван был одними и теми же причинами:

1. Потребностями экономических отношений, которые складывались при наличии частной собственности, разделения труда, товарного производства и обращения, необходимостью за­крепления экономического статуса товаровла­дельцев, обеспечения для них устойчивых и гарантированных экономических связей, условий для экономической самостоятельности;

2. Необходимостью поддерживать стабильность и порядок в обществе в условиях углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов;

3. Организацией публичной власти, отделенной от населения и способной санкционировать обычаи, устанавливать юридические нормы и обеспечивать проведение их в жизнь;

4. Превращением человека в относительно самостоятельного индивида. Нельзя искать право там, где нет разделения коллектива (рода, племени) на от­дельных субъектов, где индивид не выделен как личность, осознающая возмож­ности (свободы), которые складываются в процессе развития общества.

Таким образом, возникновение права было связано с:

(1) качественным усложнением производства, политической и духовной жизни общества;

(2) обособлением личности как участника общественных отношений со своими притязаниями на автономность существования (социальную сво­боду);

(3) формированием государства, которому потребовался новый норматив­ный социальный регулятор, способный выполнить задачи:

а) обеспечить функционирование общества как целостного организма более высокого порядка, чем первобытное общество, поддерживать в нем поря­док и стабильность;

б) закрепить и обеспечить индивидуальную свободу автономной лично­сти.

Выполнить такие задачи было не под силу нормативным регуляторам пер­вобытнообщинного строя - нормам-обычаям. Эту роль взяло на себя форми­рующееся юридическое право, определяющей чертой которого стала государст­венная принудительность.

§ 3. Признаки, отличающие нормы права
от норм поведения в первобытном обществе

§ 4. Основные юридические источники формирования права

Можно выделить два пути формирования права:

- посредством норм, исходящих от государства;

- посредством норм, исходящих от общества (общин, иных социальных групп, например, купцов, религиозных объединений: церкви и т.п.) и поддерживаемых государством.

Первоначально право складывалось путем перерастания обычаев в право­вые обычаи, которые записывались, объединялись в особые списки. В резуль­тате этого появилось обычное право - система норм, основывающихся на обы­чае, которая регулирует общественные отношения в государстве, в определен­ной местности либо в этнической или социальной группе.

У разных народов мира обозначились различные ведущие элементы соци­ально-юридического содержания права: прецедент, религиозная норма, норма-обычай, закон, которые в ходе дальнейшего развития народов и государств при­вели к формированию отличающихся друг от друга национальных правовых систем и их типов. Типами (семьями) правовых систем начали называть право­вые системы государств, у которых преобладали общие черты, общие исходные элементы, в том числе общий источник (форма) права: закон (нормативно-пра­вовой акт), судебный прецедент, религиозная норма, норма-обычай.

Первые письменные памятники права древности (Законы Ману, Законы XII таблиц, Кодекс законов царя Хаммурапи и др.) и средневековья («Салическая правда», «Русская правда» и др.) состояли из норм обычного права, судебных прецедентов и прямых законодательных положений.

В первобытном обществе обозначились контуры правосудной деятельности, при которой регулирование осуществлялось по схеме: норма (обычай) плюс ин­дивидуальное решение (решение родовых собраний, старейшин, «судов»). Так постепенно формируются судебные прецеденты - решения конкретных дел, ко­торые в процессе повторения ситуаций приобретали значение образцов, мо­делей, становились общей нормой. Они стали предвестниками прецедентного права -в Англии, США, Канаде, Австралийском Союзе (англо-американ­ский тип правовой системы).

В странах континентальной Европы с развитием письменности наряду с обычным правом возникают нормы права, установленные актами короля, князя, их чиновников, которые именуются законами (законодательное право) -во Франции, Испании, Австрии, ФРГ (романо-германский тип правовых систем).

В странах азиатского континента (Иран, Ирак)важную роль в форми­ровании права, наряду с обычаями, играли и до сих пор играют нормы религии в религиозно-доктринальной интерпретации (религиозно-традиционные право­вые системы).

В ряде государств Африки, Латинской Америки право формировалась на основе норм-обычаев и традиций общинного быта (традиционно-общинное право) -традици­онно-общинные правовые системы.

В настоящее время различают два классических типа правовых систем. Один- романо-германский или континентальный - (Франция, ФРГ, Италия, Испания и др.), где первенствует нормативно-правовой акт. Здесь право высту­пает преимущественно в форме закона. Второй - англо-американский тип или общего права (Англия, США и др.). Здесь отдается предпочтение судеб­ному прецеденту, т.е. судебному решению, посвященному конкретному делу, которое становится образцом, примером для подобных же жизненных случаев. Кроме того, выделяют смешанный (скандинавские и латиноамериканские группы правовых систем) и традиционно-религиозный типы правовых сис­тем. Последний тип разделяется на подтипы: дальневосточно-традиционный (основные группы - китайская, японская), религиозно-общинный (мусульман­ская, индусская, иудейская, христианская группы), обычно-общинный (афри­канская группа).

Корни украинского права прослеживаются в романо-германском типе правовой системы. (См. раздел V «Основные типы правовых систем мира (Общее сравнительное правоведе­ние)»).

§ 5. Современные концепции правопонимания

Приступая к определению понятия права, мы должны знать, что речь пой­дет не о непосредственно-социальном, а о юридическом праве, не о естествен­ном, а о позитивном праве, т.е. праве, выраженном в законах, других источни­ках, являющихся результатом целенаправленной волевой деятельности законо­дателей, судей, самих субъектов права. Отграничивая позитивное право от есте­ственного, нужно учитывать и то, что юридические нормы могут быть одновре­менно воплощением естественного права, носителем естественно-правовых ценностей. Короче это можно сказать так: «внезаконодательное» (естественное) право может стать и становится «законодательным».

Значит, мы будем вести речь, главным образом, о «законодательном» праве, юридическом праве, позитивном праве, которое является волеизъявлением государства, заключается в регулировании общественных отношений с помо­щью норм и обеспечивается его принудительной силой.

Каждая историческая эпоха вырабатывала свое понимание права. Имеется ряд оригинальных концепций происхождения, сущности и назначения права, созданных за тысячелетия.

Современные научные концепции (теории) правопонимания можно све­сти к трем подходам:

1. Идеологический (аксиологический) или естественно-правовой: ис­ходная форма бытия права - общественное сознание; право - не тексты закона, а содержащаяся в общественном сознании и ориентированная на нравственные ценности система идей (понятий) об общеобязательных нормах, правах, обязан­ностях, запретах, естественных условиях их возникновения и реализации, порядке и формах защиты1. При таком подходе право и закон разграничиваются, первенство отво­дится праву как нормативно закрепленной справедливости, а закон рассматри­вается как его форма, призванная соответствовать праву как его содержанию;

2. Нормативный (позитивистский): исходная форма бытия права - норма права 2; право - нормы, изложенные в законах и иных нормативных актах. При таком подходе происходит отождествление права и закона. Вместе с тем, нор­мативное правопонимание ориентирует на такие свойства права, как формаль­ная определенность, точность, однозначность правового регулирования;

3. Социологический: исходная форма бытия права - правоотношения; право - порядок общественных отношений, проявляющийся в действиях и по­ведении людей. При таком подходе правом признается его функционирование, реализация, его «действие» в жизни - в сложившихся и складывающихся обще­ственных отношениях, а не его создание правотворческими органами в форме закона и иных нормативно-правовых актов3. При ценности учёта «жизни» права в общественной среде, сторонники этого подхода смешивали самостоятельные процессы правотворчества и применения права, тогда как условием соблюдения и обеспечения режима законности может быть деятельность правоприменителя в границах, установленных законом.

Отдать предпочтение следует интегративному подходу, учитывающему и объединяющему всё ценное из указанных концепций правопонимания.

§ 6. Понятие и признаки права

Право - система норм (правил поведения) и принципов, установленных или признанных государством в качестве регуляторов общественных отношений, которые формально закрепляют меру свободы, равенства и справедливости в соответствии с общественными, групповыми и индивидуальными интересами (волей) населения страны, обеспечиваются всеми мерами легального государст­венного воздействия вплоть до принуждения.





Дата публикования: 2014-10-20; Прочитано: 1028 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...