Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В
научной литературе под верхней одеждой понимается одежда, надевавшаяся зимой, в межсезонье и летом поверх исподней, или горничной (рубахи и штанов у мужчин, рубахи и сарафана или юбки у женщин).
Мужская и женская верхняя одежда русского населения Верхнего Приобья во второй половине XIX - начале XX вв. насчитывала до 30 наименований. В общем случае гардероб одежды мужчины-старожила среднего достатка включал: две шубы (нагольную, мехом наружу и крытую), две - три демисезонные одежды (легкая летняя и более теплая, для холодного времени года), две зимних и две летних шапки. При этом нередко виды одежды, не имевшие принципиальных отличий (в используемых материалах, покроях и т.д.) носили разные названия. Так, например, одежда халатообразного покроя из верблюжьей шерсти армячины могла называться армяк, азям, лабошак. Во второй половине XIX - начале XX вв. верхняя одежда различалась как способами ношения - внакидку на голову, плечи или с продеванием рук в рукава, так и покроями, применяемыми материалами, украшениями.
Способ ношения одежды в накинутом на голову виде, без использования рукавов, был в свое время описан С.И. Гуляевым и до настоящего времени сохранился в памяти людей старшего поколения [I]. Поскольку такие накидки-халаты (армяки, шабуры) употреблялись женщинами в непогоду для защиты от дождя, то их можно отнести к плащеподобной одежде. Г. С. Маслова считает, что аналогичные традиции ношения верхней одежды в Европейской России восходят к древнерусским плащам корзно [2]. Восточные же халаты-накидки, которым С.И. Гуляев отводил главное место в распространении такого обычая у русских старожилов, могли, по-видимому, способствовать лишь его консервации. Вместе с тем, в накинутом виде носили не только на голове, но и на плечах - "на опаш", как говорили в Древней Руси, называя соответственно такую одежду опашницей. О том, что, возможно, на Алтае в прошлом бытовали опашницы, свидетельствуют как сообщения информаторов, так и "словарь провин-циализмов" С.И. Гуляева [З].
Русскими старожилами Алтая гораздо в большей степени использовалась плечевая одежда, надевавшаяся в рукава. Различалась одеждаоднобортная с центральной прямой застежкой(зипуны, балахоны, однорядки, подоболоч-ки, куртки, шубы, дохи, яги), однобортная с запахом налево(шабуры, понитки, азямы, армяки, халаты, хохлатки, лабошаки, сермяги, бешметы, капоты, чекмени, поддевки, шубы, полушубки), двубортная с запахом налево(кафтаны, подоболочки, поддевки, зипуны). В зависимости от горизонтальных и вертикальных членений все многообразие видов верхней одежды можно свести к трем основным типам:
кафтанообразный (так как этот покрой был, в частности, характерен для кафтанов) из трех пол: две передние переходили на спину, соединяясь там с третьей; рукава вшивали в вертикальные разрезы передних пол. Этот тип одежды в научной литературе условно называется "с перехватом";
халатообразный из одного или двух перегнутых по утку полотен (без плечевых швов),к которым с боков пришивали кошеные полотна - косины; рукава вшивали в отверстия, образованные полами переднего полотна, спинкой и косинами;
халатообразный из трех или четырех полотен (с плечевыми швами): одно или два полотна использовали на перед и одно или два - на спинку; по бокам, между передними и задними полотнами, вставляли по 2 - 4 косины; рукава вшивали в отверстия, образованные полами стана и косинами.
Горизонтальные членения по талии для распашной одежды русских крестьян Алтайского региона не были характерны. Если же одежда с таковыми подрезами и шилась, то отличалась от российских борчаток тем, что мало борилась в подоле. По единодушному мнению старожилов, борчатки стали шить не ранее начала XX в. под влиянием "хохлов" (воронежских, курских и других южнорусских переселенцев, а также украинцев). Столь позднее распространение бореной одежды объясняется проживанием в Алтайском округе значительного количества старообрядцев,
Рис. 121. Хозяин избы в расшитом кокандском халате, д. Фыкалка Верх-Бухтарминской волости, январь 1914 г. Фото А.А. Белослюдова. АГМЭ 5572-21.
ptic. 122. Женские моленные подоболочки из черной саржи, с. Топольное Солонешенского района,1988 г.
Рис. 123. Молодые люди в верхней одежде, слева направо: подоболочке, полушубке, шабуре. БКМ.
как известно, отрицательно относившихся к такого рода инновациям.
Известное влияние на верхнюю одежду алтайских старожилов-старообрядцев оказали указы Петра I, особенно суровые в отношении присутственного платья: "...платье самое старинное, долгое, с долгим ожерельем и с нашивками на грудях, по четверти на боках, на подоле прорехи с петлями, шапку высокую с прорехами и с петлями ж..." или: "...зипун со стоячим клеевым козирем, ферязи и однорядку с лежащим ожерельем, только раскольникам носить у оных ко-зири красного сукна, для чего платья им красным цветом не носить" [4]. Эти постановления способствовали распространению у старообрядчества, прежде всего "поляков", старорусской одежды XVI - XVII вв., поскольку на местах прежнего местожительства последних местное начальство Старо дубской канцелярии старалось следовать им как можно точнее [5].
В верхней одежде приобских старообрядцев сохранилась старинная традиция, дифференцирующая верхнюю одежду взрослых и молодежи. Она выражалась, например, в том, что у молодых парней или мужчин кафтанообразная одежда частично или сплошь украшалась вышивкой, что не было принято в костюме пожилых мужчин и стариков (рис. 121). Кроме этого, еще во второй половине XIX в. традиция предписывала ходить по улице в одном кафтане лишь молодым людям, не позволяя этого пожилым или старикам, которые поверх кафтана набрасывали халатообразную одежду (халат, шубу). Вероятно, корни подобного обычая восходят к Древней Руси, когда для молодых людей кафтаны служили верхней одеждой, в то время как мужчины всегда накидывали еще сверху плащ - корзно [6].
В названиях верхнего платья крестьян Алтая встречались древнерусские термины (опашница, пониток, подоболочка, сукманина, однорядка, сермяга), русские (поддевка), сибирские (лабо-шак), а также распространенные в Урало-Поволжском крае (азям, шабур). Многие из употребляемых на Алтае названий рассматриваются в научной литературе как восточные: армяк, зипун, кафтан, азям, чапан, бешмет, шуба, тулуп и другие. Рассмотрим подробнее перечисленные виды верхней одежды.
Во второй половине XIX - начале XX вв. кафтанообразная одежда бытовала в праздничных и моленных комплексах "поляков" и бухтармин-ских старообрядцев, а также старожилов Северного Алтая (карта 3). Отметим, что рассматриваемая одежда была известна как принадлежность мужского костюма, в женском же она, практически, не встречалась. Женщины-старообрядки надевали ее в том случае, когда прихо
дилось выполнять мужские обязанности (быть настоятельницами) (рис. 122).
Наиболее простыми по покрою кафтанообраз-ными видами одежды являлись широко распространенные на Алтае моленные подоболочки (рис. 123, 124). Термин "подоболочка", по-видимому, связан с общеупотребительным на Алтае названием одежды "оболока", восходящим также, как и выше названный, к глаголу "оболо-кать".
На подоболочки использовались самые разнообразные материалы. Так, старообрядцы Бух-тармы шили их из дорогих покупных тканей (шелка, парчи), а также шелковых суконных ковров, вышитых местным населением. В последнем случае подоболочки имели весьма декоративный вид - их полочки, спинка, рукава были украшены вышивками, белыми, малиновыми и другими шелковыми нитками (рис. 121, 125). А.Н. Белослюдов, которому удалось еще наблюдать таковые у бухтарминцев, писал: "В данном случае кокандский вышитый ковер пошел на покрышку русской поддевки-под оболочки потому, что ковер служил украшением в киргизской юрте и не нашел своего места в русской избе" [7]. С распространением российских тканей подоболочки стали шить из ситца.
В Горном Алтае сохранились старинные моленные подоболочки - с цельнокроенной спинкой, однобортной прямой застежкой на многочисленный ряд пуговиц, без каких-либо воротников, планок и прочих дополнительных деталей (рис. 124, а). В праздничной же одежде здесь бытовали подоболочки более сложной конструкции - с боковыми уступами, вырезными рельефами, за счет чего создавались плотно облегавший фигуру лиф и широкий, бористый низ (рис. 124, б; 126). Старообрядцы Верх-Бухтар-минской волости обычно вставляли с боков по 2 - 4 клина, которые в готовом изделии образовывали с двух сторон фалды. У старожилов Северного Алтая праздничные и "для молитвы" подоболочки нередко шили по-новому - с борами, без воротника. Они имели длинные, скрывавшие кисти рук рукава, которые обшивались по низкам полосками бархата или сатина темных расцветок. Такими же полосками отделывали подол и разрезы карманов. Вокруг ворота, по подолу и полам прокладывали украшение - красный шнур (снурок), из которого делались петли для застежек. Застегивались подоболочки на ряд медных и прочих пуговиц [8].
Сходный с описанными подоболочками покрой и украшения имели моленные халаты, а также однорядки "поляков" Южного Алтая. Крестьяне Уймонской управы такие праздничные и моленные халаты называли поддевками. Их готовили здесь из синего мелестина на намбуко-
Рис. 124. Подоболочки: а - старинная подоболочка из сатина, с. Сибяричиха Ануйской волости, 1920-е гг.; б - бархатная подоболочка. БКМ 4145. (Даны виды спереди и сзади).
Рис. 125. Мужская старообрядческая подоболочка, с. Быково Верх-Бухтарминской волости. ГМЭ 5158-36.
Рис. 126. Костюм с подоболочкой:
а - внешний вид; б - детали кроя.
вой подкладке или из плиса с отделкой красным шнуром и застежкой на металлические пуговицы [9].
Бытованию на Алтае кафтанов немало способствовали постановления местных старообрядческих соборов, которые предписывали: "Молиться должно в кафтанах муже, по три борка на стороне в посатках" [10]. Кафтаны считались достаточно дорогим видом одежды и использовались лишь на моленья или на праздники. Их шили из плиса, бархата, домотканного или покупного сукна по цене от 3 до 5 рублей [II]. Старообрядцы Верх-Бухтарминской волости часто использовали для этих целей синий или черный мелестин, китайку. Кафтаны характеризовались цельной, довольно сложной по конфигурации спинкой, с боковыми уступами и подрезами, фигурно выкроенными передними полами, вырезными проймами и окатами рукавов. Они имели, как правило, двубортную застежку с запахом налево и воротники в виде прямоугольной полоски ткани или шальки (рис. 127, 128). Отделывались вышивками, кантами из полосок кумача по прорезным карманам, бортам; застегивались - на 1 - 2 крючка или пуговицы с навесными петлями у ворота. Особым богатством отделки, судя по описаниям А.Е. Новоселова, отличалась такая одежда у кержаков Бухтармы:
"Тонкого сукна кафтан его, шитый серебром по поясу, сидел плотно на статной могучей фигуре..." [12]. Специфической деталью некоторых кафтанов являлся небольшой клапан из черного сатина с правой стороны. В его функции, вероятно, входило держать медные знаки на старообрядческой одежде, так как согласно указам:
"... раскольникам и бородачам, кроме крестьян, давать знаки медные, чтоб нашивали на верхнем платье старинном...", "на медных знаках для раскольников нужна надпись "Борода - лишняя тягота; с бороды лишняя пошлина взята, 1725г." [13].
Во второй половине XIX - начале XX вв. на Алтае были известны и другие, помимо указанных выше, виды кафтанообразной одежды. Так, "поляки" Южного Алтая носили балахоны из синего крашенного холста, которые украшались вышивками по проймам, на плечах, по стоячему воротнику. В дождливую погоду надевали сходного же покроя и украшения (вышивкой, шнурами) курточки, по длине достигавшие, однако, лишь пояса [14].
Халатообразная одежда без плечевых швов зафиксирована для изучаемого времени у "поляков" Южного Алтая (карта 3). Виды одежды такого покроя, называвшиеся зипунами, шабу-рами, понитками, характеризовались, как уже указывалось, тем, что кроились из цельных кусков полотен. Верхняя часть делалась на под
кладке из грубого холста. Вместе с тем, в них нередко делали плечевые вытачки, способствовавшие более точному соответствию форм костюма фигуре человека. В надетом виде эти вытачки немного смещались на спину (рис. 129). Боковые клинья, получавшиеся разрезанием полотен по диагонали, пришивали к основным полам прямыми срезами - по два с каждой стороны. Указанное расширение подола объясняется необходимостью запахивать халатообраз-ную одежду, для чего и требовалась значительная ширина пол. Рукава выкраивались из одного полотна, у которого срезали клин, пришивавшийся затем прямым срезом к прямому краю этого же полотна. Вшивали рукава в прямые или спрямленные проймы. Указанные зипуны, шабуры, понитки не имели застежек и по старинной русской традиции запахивались налево, закрепляясь по талии поясом. Отметим, что аналогичные же рассмотренным виды одежды встречались автору и у семейских Забайкалья.
В конце XIX - начале XX вв. наиболее употребляемой во всех районах Алтая была халато-образная одежда с плечевыми швами (передние полы и спинка выкраивались отдельно. Она бытовала под различными названиями: шабур, зипун, пониток,сермяга, стеженник, азям, армяк, чапан, шабурчик, лабошак, бешмет, халат, халатик, хохлатка. Такую одежду шили из трех или четырех прямых полотен и двух-трех или четырех боковых косин (рис. 130) [15]. Рукава, как и в одежде без плечевых швов, раскраивались кошеными, с клиньями. Верхнюю часть делали на подкладке.
В зависимости от используемых материалов указанные выше виды одежды могли применять в качестве рабочих, повседневных, а также праздничных. Халатообразную одежду крестьяне носили как дополнительную, надевая по русскому обычаю поверх шуб, полушубков, и как основную - поверх рубах (рис. 131). Для повседневного платья мужчины и женщины использовали одежду из понитчины, - ткани, в которой основа набиралась из льна, а уток - из шерсти, что давало экономию в крестьянском хозяйстве. Из-за столь неоднородного волокнистого состава эта ткань в шутку называлась в народе "через нитку проклятой". Одежда из понитчины, имея один и тот же покрой, различалась лишь названиями. Так, в Северном и Центральном Алтае чаще пользовались термином пониток, а в Южном и Юго-Восточном - шабур (карта 3). Халатообразного покроя одежда из понитчины была известна у русских Европейской России, под названием пониток - в южных и юго-восточных районах, а шабур - в северных (Архангельской губернии) [16].
Рис. 127. Верхняя одежда:
Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 815 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!