Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Низкочастотный диапазон



Покрывающий полторы октавы – от 80 до 250 герц, этот диапазон частот определяет “жирность”, “наполненность” звука. Эквализацию обычно применяют на частотах 100 и 200 герц.

В звук бас-гитары и гитары частоты этого диапазона привносят основательность и наполненность. Чрезмерный их уровень создаёт бубнящий грязный звук. Частоты этого диапазона в высокой степени подвержены воздействию эффекта Флетчера-Мэнсона, то есть необходимо слушать ваш микс как с большим уровнем громкости, так и с маленьким, на пределе слышимости, что бы соблюсти правильный частотный баланс микса. В то время, как частоты около 50 герц влияют на слитное звучание бас-гитары и большого барабана, гитара при этом будет звучать плотно и “жирно”, не вызывая эффекта “загрязнения” звука. Уменьшение уровня частот в районе 100 герц вызовет различие между звуком гитары и бас-гитары и, как следствие, раздельное звучание их партий. Низшая частота основы гитарного звука расположена около 80 герц.

Для вокала частоты в районе 200 герц определяют полноту и насыщенность его звучания. Уровень частот этого диапазона может быть уменьшен для увеличения разборчивости вокальной партии. Тем не менее, если были сделаны изменения в АЧХ тракта вокала в более высокочастотном диапазоне, повлёкшие за собой потерю основательности звучания и появления эффекта “тонкого” звука, некоторое увеличение усиления на 200 герцах поможет восстановить полноту звучания. Если при обработке звука инструментов усиление на 100 герцах было уменьшено для того, что бы избежать появления скомканного звучания (некоторые ноты находятся на пределе слышимости, в то время как остальные сливаются в непонятный шум), некоторое увеличение уровня на 200 герцах позволяет скомпенсировать это и вернуть звуку основательность. Гитара и бас-гитара обладают почти одинаковой энергией на частоте своей звуковой основы и её второй гармоники, и в связи с этим очень часто их звуки сливается и партии становятся трудноразличимыми. В этом случае уменшение усиления на 100 герцах и небольшое увеличение на 200 позволяет вернуть нотную разборчивость.

Музыканту: запись диска.  
 


Допустим, у вас уже есть своя группа с постоянным музыкальным составом и вам мало простых репетиций и выступлений в небольших клубах. Ваша цель – запись альбома. Но для записи качественного материала потребуются студийные условия и опредёленные затраты на оплату студийного времени и работы аранжировщика. Сколько это будет стоить и возможно ли снизить расходы?

В обычный студийный процесс входят три основные компонента – запись, сведение и мастеринг. Даже профессиональным музыкантам обычно требуется не менее половины рабочего дня для записи партии для одной песни. Незаметные огрехи во время живого исполнения в студийных условиях приобретают огромное значение и негативно сказываются на записи: фонограмму необходимо чистить от посторонних шумов, склеивать удачные моменты из десятка дублей в один идеальный, при помощи динамической и пространственной обработки делать её максимально реальной и многое другое. В итоге - получаем минимум по четыре часа только на запись дублей одной партии по средней цене 15 $ в час, что составит около 60 $ на человека. При таких расценках и стандартном составе группы в четыре участника только запись одной песни составит минимум $240. А ведь ещё студии необходимо оплатить сведение и мастеринг, которые стоят куда дороже двухсот долларов. Эти этапы, как правило, оплачиваются по фиксированной, а не по почасовой цене, студия среднего уровня попросит за каждый из них порядка трёхсот-пятисот долларов за трек. Нетрудно догадаться, во сколько может вылиться запись всего альбома. Но не всё так пессимистично, как может показаться поначалу – если бюджет совсем не предполагает таких затрат, то можно попробовать и сэкономить. И единственный этап, которым можно пренебречь в данном случае, как ни странно - запись. Не стоит забывать, что «отдохнув» на ней вы можете получить результат гораздо хуже, чем при записи на профессиональной студии, но при отсутствии средств этот вариант вполне приемлем. Всё, что вам потребуется – снять на необходимое время (например, на те же четыре часа, но не менее!) репетиционную точку, в которой есть элементарные условия для записи, такие как хорошая звукоизоляция, динамический микрофон, микшер и компьютер. При средней цене не более 500 рублей за три часа полный рабочий день на такой точке обойдется вам по цене двух студийных. Привести материал в необходимую кондицию можно будет уже при сведении на студии путём коррекции тембра и обрезки лишнего эквализацией, доведения до нужной плотности компрессией и так далее. Главное правило при такой работе – отсутствие самодеятельности. Все партии должны быть записаны «вхолостую», без динамической и пространственной обработки – их аранжировщик наложит сам, уже на финальные дубли. Миф о том, что студийный мастеринг сможет исправить любые огрехи, к сожалению, так и остаётся мифом – записав материал с любыми «улучшайзерами», вы имеете большие шансы на то, что проделаете работу впустую и только потеряете деньги, испортив материал.

Если на репетиционной базе отсутствуют некоторые важные аспекты для записи, такие как достаточное звукоусиление, возможность «снятия» гитарных и ударных партий микрофонами и т.п., не пытайтесь экспериментировать и запишите гитарные партии в линию. Если у вас или на точке есть хороший гитарный процессор – воспользуйтесь им. А принеся на студию необработанные гитарные партии, вы сможете с минимальными потерями получить нужный звук, воспользовавшись услугой реампинга (re-amp). Вашу готовую партию заново пропустят через хороший усилитель и перепишут партию «линии», а также «снимут» звук качественными микрофонами с гитарных кабинетов, подмешав полученное в качестве второй партии. Таким образом, из одной «холостой» дорожки вы получите две качественно обработанные.

Что касается ударной линии, то, при отсутствии условий для записи, таких как достаточное количество микрофонов и поканальная запись каждого элемента барабанной установки, наиболее приемлемым вариантом станет использование компьютерных драм-машин и семплеров (к примеру, грув-машина Spectrasonics Stylus, семплеры Steinberg Halion, Native Instruments Battery и другие). Партию ударных вы можете набить даже дома на обычном компьютере в отдельный MIDI файл и, в данном случае, ваши домашние условия не будут иметь никакого значения, поскольку MIDI - это всего лишь схема, а подходящие семплы для неё вы сможете подобрать уже на студии во время сведения.

Стоит отметить, что не менее важно, в руки какой студии вы отдаёте материал. При выборе студии обязательно обратите внимание на наличие нужного для записи вашего проекта оборудования и опыт работы в требуемом стиле – даже дорогая студия, специализирующаяся на джазе, вряд ли удовлетворит запросы death-metal проекта и наоборот.

Последняя стадия, мастеринг, может стать самой дорогой в бюджете записи. Нет, наверное, ни одного музыканта, который бы не задумался, нужен ли он вообще и почему так дорого. Если вы выбрали правильную студию, то первая часть этого процесса, премастеринг, должна производиться по умолчанию уже на этапе сведения. Задача премастеринга сделать так, чтобы на всех акустических системах ваша фонограмма звучало максимально одинаково. Наверное, вы не раз, слушая свои демозаписи на разной акустике, замечали, что они заметно отличаются в ту или иную сторону, в зависимости от качества аппаратуры. В то же время записи профессиональных коллективов практически не отличаются друг от друга при подобном сравнении по причине грамотно сделанного премастеринга. Если у вас уже есть хорошо сведённая фонограмма, которую вы хотели бы включить в альбом, её так же нужно будет отдать на мастеринг, а точнее - на вторую его часть. Вторая составляющая мастеринга – преконвеерная обработка, то есть создание мастер-диска. Для сдачи на мастеринг материал должен быть сохранён потреково (каждая дорожка в отдельности, обычно в формате Wav 16bit/44.1KHz) и все треки должны быть одинаковой длины (от 0 секунд до конца), чтобы при постановке в любой многодорожечный редактор аранжировку не нужно было «собирать». На данном этапе все будет зависеть от качества оборудования, на котором мастеринг выполняется, что и служит причиной дороговизны - это касается и динамической обработки, и спектроанализаторов, и мастер-рекордеров... В конечном итоге, после динамической обработки и устранения возможных дефектов, все фонограммы будут выстроены в нужную последовательность на специальной мастер-консоли, подогнаны по громкости, отделены друг от друга паузами (обычно она составляет две секунды) и так далее. Одним словом, весь процесс мастеринга направлен на то, чтобы ваш мастер-диск соответствовал техническим стандартам, заявленным изготовителями дисков.

После того, как будет создан такой диск, можно будет смело нести его на завод для печати вашего первого тиража.

О записи и студиях.  
 

Предисловие

Я был очень удивлен, когда узнал, что музыканты очень мало знают о записи и о студиях. А ведь это знание - одно из важнейших в деле создания музыкального продукта. Музыканты (музыканты, вокалисты, композиторы) не виноваты в своём незнании, ведь это зачастую умные люди. Просто они плохо осведомлены. Понимание всех основных особенностей дарует вам возможность точно определить: что нужно сделать, как это сделать, что этому мешает и как решить возникающие проблемы. Эта статья не просто расскажет вам о главных технических сторонах записи, а и о психологии успешного продукта, особенностях организации процесса, финансовой стороне записи.

Пройдя этот путь от энтузиаста до саунд-продюсера, создающего действительно качественный продукт, я пришел к следующим выводам:

- Звукозапись намного сложнее, чем думает подавляющее большинство.
- Всё приходит с опытом. Опыт приходит после очень долгой, кропотливой работы (даже огромное количество удачливых стечений обстоятельств и то, что я занимался этим как маньяк, принудили потратить много лет, чтоб выйти на нужный уровень).
- Звукозапись это искусство. А в любом настоящем искусстве нет чётких правил. Но фишка в том, что сначала нужно изучить все имеющиеся правила, чтоб потом правильно решить, когда и что можно нарушать.
- Занимаясь музыкой, если вы не играетесь в игры и готовы смотреть реально на вещи, то следует понять, что очень тяжело быть хорошим музыкантом и одновременно звукорежиссером. В смысле настоящим звукорежиссером. Исходя из этого: стоит совершенствовать свою музыку, чем быть посредственным музыкантом, и при этом потратить 10 лет на освоение звукорежиссуры. Работайте с профессиональными звукорежиссерами.
- Факт: не все могут стать звукорежиссером, ведь это не математика. В математике можно изучить все формулы и принципы и стать профессором. К сожалению, в искусстве нет формул.
- Совершенству нет предела. Чем больше узнаешь - тем понимаешь, что многого ещё не знаешь.
- Почему же многие музыканты не идут на студию? Часто дело вовсе не в финансах. Распространенны два случая. Первый: музыканты хотят знать всё сами. Их пугает тот факт, что кто-то кроме них будет делать часть работы в их творчестве. В итоге музыканты перестают быть таковыми – становятся теоретиками. Второй: страх узнать свои возможности. Люди прячутся за тяжелыми условиями («нет возможностей», «нет средств», «нет подходящих студий» и т.д.). Иначе если они сделают шаг, то может выясниться, что они не достаточно талантливы или безуспешны. В итоге просиживание приводит к ослаблению первоначального музыкального запала. Подавляющее большинство в итоге бросает музыку. Когда же желание и любовь к музыке побеждает, человек, наконец, идет на студию. И даже если это не приносит ему успех, он теперь может увидеть то, что ему не хватает, ещё поработать над собой. Вот тогда музыкант может добиться успеха на практике, а не придумать у себя в голове то, что он великий музыкант.

При чтении этой статьи помните: Всё что касается описанного тут поведения и диалога со студией, относится не только к созданию песен, но и практически ко всем задачам: рекламы, передачи, дублирования фильмов и других студийных работ.

Вывод: посмотрите правде в глаза и поймите, что либо вы будете человеком, немного знающим обо всём, либо профессионалом в определенной сфере. Если вы музыкант или вокалист – занимайтесь именно музыкой или вокалом. Конечно, в редких случаях можно стать универсальным, но не идите на поводу у своего ЭГО. Оно надоумит вас, что вы Бог в людском обличии, и вы можете быть всеми специалистами и сразу. Глаза открываются, когда вы сталкиваетесь, наконец, с профессионалами из сферы шоу-бизнесса. Лучше экономьте время - не тратьте годы.

О разных звукорежиссерах (саунд-продюсерах)

Если звукорежиссер, к которому вы пришли, считает, что есть свод законов в искусстве звукозаписи, и он один из избранных, которые их знают – бегите оттуда. Я пересмотрел много литературы и фильмов по техникам сведения и мастеринга. Увидел огромное количество явных ошибок, но повторюсь: В искусстве нет правил. В итоге некоторые «ошибки» дают лучше результат чем «по правилам». Из всего этого следует: сами не станьте любителем «правил», пусть звукорежиссер сделает работу, не ставьте на нем крест. В итоге он может вас удивить.

Часто группа или исполнитель добивается успеха с одним определенным звукорежиссером. И многие приходят к выводу, что не стоит его менять. Так можно встретить огромное количество звёзд мировой величины, которые практически всю карьеру работали с одним звукорежиссером, или, по крайней мере, долгое время. Объясняется очень просто: звукач запоминает все ваши особенности, знает все ваши недостатки и умеет с ними бороться. Часто у исполнителя есть своё собственное звучание. Это определяет постоянный звукорежиссер, ведь у каждого звукача тоже свое звучание. Есть случаи, когда смена приводит к лучшим результатам. Есть случаи, когда смена звукорежиссера вынуждена какими-то причинами. Есть случаи, когда смена приводит к худшим результатам. Например, культовый репер Coolio. Его ранние альбомы были на голову лучше по звучанию, имея оригинальную теплоту. Нынешние его альбомы звучат по-другому и продаются в несравнимо меньших объемах. Конечно, не только в звучании причина, но это одна из них.

В нашей стране есть путаница в терминах. На западе есть саунд-инженер. У нас это называется «звукорежиссер». Скорее это понятие означает «творческий саунд-инженер». Звукорежиссера, который ещё и разбирается в концепциях музыки, перспективности проекта, понимает музыку как музыкант, назовём «саунд-продюсер». То есть это творческий звуко-инженер плюс музыкант. Такие специалисты встречаются редко.





Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 1391 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...