Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Публицистический стиль. В публичной речи используется публицистический стиль.Слово публицистический образовано от ла­тинского слова publicus



Особенности публичной речи

В публичной речи используется публицистический стиль. Слово публицистический образовано от ла­тинского слова publicus, что значит «общественный, го­сударственный». Однокоренными со словом «публицис­тический» являются слова публицистика (общественно-политическая литература на современные, актуальные темы) и публицист (автор произведений на обществен­но-политические темы). Этимологически все эти слова родственны слову публика, имеющему два значения: 1) посетители, зрители, слушатели; 2) люди, народ.

Цель публицистических высказываний — информи­рование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным по­ступкам, действиям.

Сфера использования публицистического стиля — общественно-экономические, политические, культурные отношения.

Жанры публицистики — статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, речь защитника или адвоката на суде, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад на общест­венно-политические, нравственно-этические темы.


Для публичной речи и публицистического стиля ха­рактерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность и соответствующие им язы­ковые средства. В нем широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтакси­ческих конструкций.

Публицистический текст часто строится как научное рассуждение: выдвигается важная общественная пробле­ма, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал рас­полагается в строгой логической последовательности, ис­пользуется общенаучная терминология. Публицистиче­ские выступления отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью. Все это сближает публицистический стиль с научным.

У публицистического стиля также много общего и с художественным стилем речи. Для него характерны страстность, призывность. Чтобы эффективно воздей­ствовать на читателя или слушателя, на его воображе­ние и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные сред­ства, прибегает к помощи разговорных и даже просто­речных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи.

Важнейшее требование, предъявляемое к публицис­тике, — общедоступность: она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.

Широко известны публицистические статьи литера­турных критиков В. Белинского, Н. Добролюбова, Н. Чернышевского, Н. Шелгунова, историков С. Со­ловьева, В. Ключевского, философов В. Розанова, Н. Бердяева; выступления выдающихся русских юрис­тов А. Кони, Ф. Плевако. К публицистическим жанрам обращались М. Горький (циклы «О современности», «В Америке», «Заметки о мещанстве», «Несвоевремен­ные мысли»), В. Короленко (письма А. В. Луначарско­му), М. Шолохов, А. Толстой, Л. Леонов, И. Эренбург. Известны своими публицистическими статьями писате­ли С. Залыгин, В. Распутин, Д. Гранин, В. Лакшин, академик Д. Лихачев.





171. Предлагаем вам отрывок из выступления на суде известно­го русского юриста А. Кони. Укажите признаки публицистиче­ского стиля, иллюстрируя их примерами из текста.

Господа судьи, господа присяжные заседатели!

Вам предстоит произнести приговор по делу весьма сложному и во многих отношениях весьма интересному. Оно интересно по свойству преступления, по обстановке, при которой оно совершено, и по личностям самих подсу­димых. Вам, господа присяжные заседатели, в течение ва­шей довольно продолжительной сессии приходилось встре­чаться преимущественно с подсудимыми обыкновенного типа. По большей части это были обвиняемые в обыденных преступлениях, преимущественно в краже. Бедность, не­развитость, отсутствие безвредных развлечений и иногда крайне печальная нравственная и бытовая обстановка яв­лялись причинами, привлекавшими их на скамью подсу­димых. Совершив преступление, нарушив закон, они за­служивали по большей части наказания, но тем не менее нельзя не пожалеть, что они были поставлены судьбою в положение, которое благоприятствовало совершению пре­ступления. Но ничего подобного в настоящем деле мы не видим. Перед нами другие подсудимые. Перед нами люди, которые, во всяком случае, имеют некоторую претензию считаться людьми развитыми, которые имеют средства к существованию довольно определенные, а один из них — даже сравнительно большие. Эти лица могли бы совершен­но иначе сложить свою жизнь, чем они ее сложили, мог­ли бы отдать ее такой деятельности, которая не привлека­ет в конце концов на скамью подсудимых. Я думаю, что напряженное внимание, с которым вы относились к судеб­ному следствию, избавляет меня от необходимости указы­вать вам на многие мелочные подробности дела. Поэтому я буду касаться только выдающихся его сторон, будучи убежден, что остальное дополнят ваша память и совесть. Вы точно так же не упустите из виду и того, что дело это приподнимает кусочек завесы над деяниями, совершаемы­ми во мраке и редко всплывающими на свет божий, над действиями, которые совершенно напрасно старается при­урочить один из подсудимых к целям общего блага и спо­койствия. Вы вглядитесь в эти деяния пытливым взором и в приговоре вашем оцените их нравственное достоинство.


1. Выпишите слова, словосочетания, обороты речи, которые вы считаете характерными для речи юриста, обозначьте корни слов и ударный слог.

2. Какие средства языка помогают эмоциональному воздействию на читателя и слушателя? Ответьте письменно с приведением примеров из текста.

172. Спишите текст. Определите его стиль, выявите признаки названного вами стиля.

Почему мы (с)нов.. пиш..м о (В, в)торой (М, м)ировой войне? Не (по)тому наверное что слабость рода людского боязнь смерти и не потому что инстинкт сам..сохранения господствует над разумом. Нет, мы помним о войне пото­му, что человек — величайшая ценность данного мира а его мужество и свобода его это освобождение от страха от зла которые раз(?)единяют людей.

Я не отношу себя к парадоксалистам6 но видимо чело­век не мог(бы) быть человеком если бы он не был способ..н ос.знать возможность своей смерти а осознав ее познать (не)повторимую ценность самого себя и ценность других. В этой слабост.. его величие и сознание собственней нуж­ности на земле. В то(же) время человек тогда стано­виться человеком когда овладевает великой тайной осо­знав ценность жизни перестает боят(?)ся смерти и ум..рая (во)имя убеждений и веры се..т зерна добра которые мо­гут или не могут стать колось..ми мгновенно.4 В этом ду­ховная основа каждого подвига. Тогда смерть человека на войне и не только на войне это жизнь его во всем1 что1 мы называем будущ..м. Отн..ми у людей пульс самопо­жертвования, эту вспышку высокого духа и люди силь­ных убеждений прокл..нут физическое бессмертье если да­же оно станет биологически возможно. Опасность смерти преодоление в себе чувства опасности и отрицание физи­ческого бессмертия в этом я вижу проблему борьбы жиз­ни и смерти. И здесь уже все конфликты войны и мира объединяются в главную проблему суть которой наверное все(же) в том чтобы оставить после себя след на земле. Но одни уходя из жизн.. оставляют скользкий улиточный след на котором3 можно поскользнут(?)ся другие яркий и ровный свет найденной в борьбе истины след упорной ве­ры в людей утвержден(?)ой в (не)пр..мирим..м столкнове­нии с человеконенавистничеством. (Ю. Бондарев.)



1. Выпишите книжную лексику — слова и словосочетания отвлеченные, общенаучные, терминологические.

2. Объясните постановку тире (в восьми случаях, в двух случа­ях — в сочетании с запятой).

3. Почему в третьем предложении запятая должна стоять (учи­тывая предшествующий текст) не перед, а после слова потому!

173. Данные ниже слова запишите, распределяя их по частям
речи. Для какого стиля характерна эта лексика?

Активизировать, благ..д..рить, благородный, вдох­новлять, вел..к., душный, деструктивный, кол(?)едж, волну., щий, долг, д..сто..нство, заставлять, оправды­вать, оск..рблять, пам.,ть, прав,.судие, проел,.влять, бе..покойный, спр..в..дливый, уб..ждать, ун..чтожать, цел..устремленный, че(?)ствовать, чу(?)ства, чуткий, де­вальвация, экстремизм, водрузить, ком(?)юнике, собст-вен(?)ость, ЦеВилизация, бе..корыс(?)ный, предвыборная к..мпания, кремин..ген(?)ый, кор(?)умпирован(?)ый, одно­мандатный, решающий, преобразование, (транс)нацио-нальный, благ..действие, ал..янс, депутатекий, журна-лис(?)ское безвозмездный, рас(?)ледование, консолида­ция, консенсус.

Найдите в словарях значение непонятных для вас слов, составьте с ними словосочетания.

174. В каких стилях речи могут быть использованы приведен­
ные ниже слова? Сгруппируйте их по тематическому признаку.
Составьте с ними словосочетания.

Гипот..за, гуман(?)ость, ид..ализм, конвенц..я, консул, критерий, матер..ализм, мировоз(?)рение, мис(?)ия, мра-к..бесие, направление, об(?)ективность, пакт, пес(?)имизм, п..сол, пр..гресс, развитие, самосознание, соЛеДарность, сх..ластика, ф..тализм, фил..софия, эклектизм, д..пл..матия.

В публицистическом стиле часто используются слова: с приставками а-, анти-, де-, меж-, раз-(с-); с суффиксами -и(я), -ци(я), -изаци(я), -изм, -ист; с корнями, близкими по значению к приставкам, все-, обще-, сверх-.


175. Подберите слова с названными выше приставками, корня­ми и суффиксами, обозначьте в них части слова, составьте сло­восочетания. В каком стиле речи предпочтительно употребление таких морфем?

176. Раскройте значение данных слов (5—6 толкований запи­шите).

Деспотизм, фан..тизм, анарх..я, гражданственность2, объективность, гуман..стический, демократический, радикальный, реакционный, этический, эмоциональный, субъективный.

177. Используя словари, дайте краткое толкование слов (письменно). Подчеркните орфограммы — непроверяемые гласные в корне. К каким из этих слов вы можете подобрать родственные?

В третьей группе слов определите значение частей слова.

1) Дайджест, дипломатия, диссидент, дума, ин­фраструктура, консенсус, консолидация, м..нталитет, мэ­рия, популизм, през..нтация, рейтинг, слайд, спикер, шоу, эйфория, эскалац..я.

2) Ав..нгард, авт..ритет, агрес(?)ор, антаг..низм, гарант..я, дипл..мат, интеллигенция, конс.рватизм, п..триот, сувер..нитет, эконом..ка, эксплу..тация.

3) Авт..кратия, аристократ..я, б..рократия, гер..нтократия, д..мократия, т..ократия, техн..кратия.

178. Выпишите фразеологизмы, уместные: а) в разговорной ре­чи; б) в публицистическом стиле. Подтвердите свои выводы, конкретизируя тематику высказывания с каждым из фразеоло­гизмов.

Сыграть (свою) роль, носиться в воздух.., ахил(?)есова п..та, (без)экивоков, бить (в)набат, Боже упаси, вт..рать очки, пустить корни, пир (во)время чумы, душа (на)распашку, взять (на)заметку, (в)самом деле, как говорит(?)ся, у разбитого к..рыта, выйти (в)свет, увидеть свет, на кажд..м шагу, в..лять хвостом, сплош(?) и рядом, с точки зрен..я, скрещ..вать шпаги, вносить вклад, в первую оче­редь, как вчера р..дился, другими словами, жреб..й брош..н, зад..рать нос, играть роль, иметь значеНое, раз­весить уши.




179*. Какие из данных слов и словосочетаний являются, по ва­шему мнению, общеупотребительными, а какие характерны для публицистического стиля? Выпишите их по группам.

Акционирование предприятий, народная медицина, астрологический прогноз, бизнес-тур, всеобщая ур..вниловка, галопиру..щая инфляция, всеобщая2 гласность, де­мократизация общества, обществен(?)ое сознание, дикий рынок, евангельские чтения, парафировать договор, криз..с власти, акт милосердия, инвестиции, либерали­зация цен, пестициды, лига брок..ров, народная дип­ломатия, парламентские слушания, обвальная2 прива­тизация, думский ком..тет, народные избран(?)ики, православная г..мназия, принято единоглас(?)но, приори­тет общечеловеческих2 ценностей, (псевдо)рынок, ци­вилизованный, разгосударствление, маркетинговая служ­ба, семин..рист, р..форма политической системы, рубле­вое пространство, руководящие указания, сплошная ваучеризация, тружен(?)ики полей, л..цейские клас(?)ы, утверждение социальной справедливости, хищнический рынок, человеческий фактор, шоковая терапия.

Подготовьтесь к толкованию этих слов и словосочетаний.

180. Спишите отрывок из статьи С. Залыгина «Читая Гоголя». Укажите в нем признаки публицистического стиля.

...И в отличи., от других классиков от классиков(романистов) прежде всего Гоголь никогда не говорит о счасть... Этого слова у него нет. Этого понятия тоже.

И не (в)том даже дело что его герои счастливы или (не)счастливы а само понятие счастья для них слишком (не)определенно разве только осуществление мечты Ака­кия Акакиевича о новой шинел.. делает его на миг счаст­ливым.4 Но (не)более того.

Между тем русская клас(?)ическая литература не обходилась без этого понятия оно было для нее как бы внутренней движущей силой. Дост..евский видел счастье в оч.щении души. Толстой в полноте и естествен(?)ости чувства. Короленко в благородстве натуры. Пушкин как бы даже и овеществлял счастье и сам чувствовал его в своей крови. У Чехова счастья нет однако же (н..)(у)кого


другого герой так настойчиво и глубоко н.. осмысливает понятие счастья, так не страда..т (от)того что его нет так страстно не убежден что оно должно быть.

Но счастье и Гоголь как(будто) даже (не)совместимы и хотя у нас (н..)(на)минуту н.. закрад..вается сомнение в том что все что им сделано сделано ради человека ради че­ловечества и его судеб тем (н..)менее никак нельзя уловить что(же) Гоголь пон..мает под словом «счастье»? Как сам его чу(?)ствует?

Может быть это опять-таки объясняется его склон­ностью2 к сатир., и гиперболе которые обладают какой(то) своей собственной философией и чужды этой категории?

1. Обоснуйте все случаи написания -е> -и в окончаниях существительных.

2. Дайте толкование выделенных словосочетаний.

3. Напишите о своем понимании счастья.

181*. Составьте предложения или словосочетания с данными словами.

Апат..я, деспотизм, дилетант, ид..ал, интеллектуаль­ный, пери..д, полемизировать, привилегии, проблема, ру­тина, субъективный, тоталитарный, традиции, ц..низм, эмоциональный, эрудирован(?)ый.

Проверьте написание слов. Выпишите слова, в которых вы допустили ошибку, от каждого из них образуйте по не­сколько однокоренных слов (письменно).

182. Д. Гранин в своей книге «Точка опоры» одну из статей по­святил Д. Лихачеву. Прочитайте отрывок из этой статьи, оза­главьте его. К какому типу речи вы отнесете этот текст? Поче­му? Выделите его главную мысль. Спишите одну из частей отрывка, обосновывая орфограммы.

I. (В)первые я увидел Д. С. Лихачева «в деле» когда шло обсуждение пр..екта реконструкции (Н, н)евского (П, п)роспекта. Было это в шестидесятые годы. Созрело очередное покушен..е на красоту Невского очередная группа реформаторов вз..лась переделать проспект осовр..менить его улучшать и разумеется «коренным об­разом» перестроить заменить здания «не имеющие боль­шой ценности» новыми и т. п. (Широко)вещательный




пр..ект имел с.лидных сторонников жела..щих чем(то) «выдающимся» ознаменовать свое пребывание у к..рмила. Начались энергичные протесты. Создали общественную комис(?)ию и вот там(то) я увидел с какой страстью и упорством Д. С. Лих..чев защищал сохран(?)ость Нев­ского проспекта его образ его историческую цельность. В те времена для многих был (не)привычен столь реши­тельный тон возражения городскому начальству. Спокой­но и весьма тактично он опровергал довод за доводом глав­ного архитектора6 и других проект..ровщиков показывая несостоятельность их аргументов. Он старался не обижать персонально не уличать в ошибках исторических эстети­ческих но за его словами чувствовалось такое превосход­ство знаний что спорить становилось (не)(под)силу и это раздр..жало авторов. Они привыкли к превосходству над «любителями» тем более чу(?)ствуя поддержку городских властей. Что надо этому «древнику» (не)доум..вали многие что надо этому уч..ному специалисту по «Слову о полку Игореве» чего это он вою..т он-то в чем заинтересован Есть такая категория людей которая причину каждого мнения поступка ищ..т в личном интересе.

П. Тот губительный пр..ект реконструкции6 Невского проспекта удалось откл..нить и в этом была большая за­слуга Дмитрия Сергеев..ча Лихач..ва. Мы привыкли к за­слугам соз..дания заслугам вос(?)тоновления то была за­слуга иная мож..т (не)меныпая — заслуга сохр..нения. Она увы всегда без..мянна. Таких заслуг у Д. С. Лихаче­ва много. Он занялся защитой памятников старины еще в 50(e) годы (в)след как он сам сч..тает за Н. Н. Ворони­ным замечательным арх..ологом и историком арх..текту-ры. Удалось спасти центр Новгорода от застройки высот­ными здан..ями спасти от сноса новгородский земл..н(?)ой вал. Бл..годаря протестам Лихачева его выступлениям, статьям, письмам перестали (без)разбору вырубать дворцо­вые парки ленонградских пригородов. <...>

III. А Лихачев как никто другой сумел раскрыть (древ­нерусскую литературу не как книжность а как художе­ственное явление сомкнул летописи с русской литерату­рой выявляя черты единства пр..емственности литератур­ного процес(?)а. Для него древнерусская литература это прежде всего способ изобр..жения человека. Литература


творится на фоне истории отечественной культуры всего древнерус(?)кого искус(?)тва. Он наход..т в том рукопис­ном пергаментном (средне)вековом живое понятное и нужное нам уме..т увидеть улыбку шутку услыш..ть пес­ню. Он переб..рает цепь времен что соединяет нас ибо «человек часть общества и часть его истории. Не сохра­няя в себе самом память прошлого он губ..т часть своей личности». Его работы все больше привлекают защитой гуманитарных6 наук в век НТР5. Он сумел показать я бы даже сказал доказать необходимость поэзии всех жанров искусства доказать той человеческой душе которая томит(?)ся среди ис(?)уша..щего мира машин и расчетов. (Не)случайно Д. С. Лихачев ввел в обращение термин экология культуры. Он насытил это понятие примерами заботы о сохранении культурной среды нужной для «духовной оседлости» человека для его нравствен(?)ой (само)дисц..плины. Нарушение природной среды бывает еще можно восстановить разрушение же памятников культуры (не)восполнимо. <...>

1. Назовите стиль текста. По каким признакам вы его определили?

2. Д. Гранин назвал эту статью «В служении Отечеству». Срав­ните свое название статьи с авторским. Распространите автор­ское название статьи так, чтобы получилось предложение, выра­жающее идею.

3. Укажите в последнем абзаце слова, устанавливающие смыс­ловую связь между предложениями.

4. Найдите: а) междометие, выделяемое с двух сторон запяты­ми; б) вводное слово в последнем предложении.

В публицистическом стиле используются многообразные средства эмоционального воздействия на слушателя, читателя. В большинстве своем они напоми­нают изобразительно-выразительные средства языка ху­дожественной литературы, с той, однако, разницей, что основным их назначением становится не создание худо­жественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование, передача сведений.

К эмоциональным средствам выразительности языка могут быть отнесены эпитеты (в том числе являющиеся




приложениями), сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градация. Градация (усиление, нарастание чего-то) иногда сочета­ется с повтором (нельзя терять ни одной недели, ни одного дня, ни одной минуты), она может усили­ваться грамматическими средствами: употреблением гра­дационных союзов и союзных сочетаний (не тольконо и; не толькоа и; не столькосколько).

Средствами эмоциональной выразительности служат также фразеологизмы, пословицы, поговорки, разговор­ные обороты речи, просторечия и даже жаргонизмы; используются литературные образы, цитаты, языковые средства юмора, иронии, сатиры (остроумные сравне­ния, иронические вставки, сатирический пересказ, па­родирование, каламбуры).

183*. Подберите из текстов публицистического стиля в газетах, журналах 2—3 небольших отрывка, в которых используются средства эмоциональной выразительности: эпитеты, лексические повторы, градация, фразеологизмы, пословицы и поговорки, литературные образы, элементы юмора, иронии, сатиры, калам­бурные обороты, разговорная и просторечная лексика, ритори­ческие вопросы и обращения и т. д.

184. Напишите сочинение в публицистическом стиле на одну
из тем:

1) Что значит найти себя?

2) Что важнее: как жить или для чего жить?

3) Является ли труд потребностью?

4) Можно ли обойтись без духовных потребностей?

5) Можно ли обойтись без потребности в общении с людьми?

185. Спишите отрывок из «Японских репортажей» журналиста
Ю. Овчинникова. Найдите в тексте средства эмоциональной вы­
разительности.

СТИХИЯ И ТРУД

Япон..я это страна где природа и человек состязаются в неистовств... Здесь постоянно дает о себе знать необуз­данность стихийных сил. Но здесь лее на каждом шагу вид..шь следы упорного труда (не)человечески человече­ского.


Природа здесь не только жестока но и скупа. Пять(шестых) японской земли составляют крутые горные склоны. И лишь одна шестая остает(?)ся человеку тут и поля возделан(?)ые словно клумбы и города и заводы. Япония столь же гориста как и Швейцария но ее равнинная часть засел..на в пять раз плотнее. Порой кажется, что (несмет­ная рать гор захватила эту страну для себя оттеснив лю­дей к побережью.

Потребовался (по)истине подвиг бе..числен(?)ых поко­лений земледельцев чтобы превратить горные склоны в уступчатые тер(?)асы° рисовых полей в чайные и тутовые пл..нтации чтобы возделав каждый клоч..к земли кормить сто с лишним мил(?)ионов человек имея на всю страну лишь шесть миллионов г..ктаров пашни.

Даже воды внутрен(?)их заливов заштрихованы5 тем­ными полосами словно борозды вспахан(?)ых2 полей. Это пл..ты к которым под водой привязаны к..рзины с жем­чужными0 рак..винами. Жемчуговодство олицетворяет со­бой способность японц..в находчиво восполнять скупость недр своей страны.

Ведь жемчуж..на, выращен(?)ая человеком как и кро­хотный тел..визор на который затрач..но ничтожное коли­чество сырья олицетворяет собой ценности созданные буд­то бы из ничего это овеществленный труд и разум.

Укажите средства связи между абзацами.

186. С каждым из данных ниже слов составьте по два словосо­четания (или предложения), в которых: в первом случае слово имело бы терминологическое значение, во втором — переносное, являлось бы средством усиления образности речи. Напри­мер: Свинцовая рудасвинцовый кулак (взгляд). Тормозить вагонтормозить свои желания.

Агон..я, ак(?)орд, балансировать, б..рометр, вирус, ду..т, замороз..ть, истерия, мар..фон, р..цепты, рычаги, инфляция.

187*. Какова стилистическая окраска данных синонимов? В ка­ком стиле речи может быть использован каждый из них?

1. Уронить себя в глазах — оконфузиться — покрыть себя позором — сесть в лужу — скомпрометировать себя — сесть в калошу.




2. Наоборот — в обратном порядке — с хвоста — шиворот-навыворот.

В публицистическом стиле, как и в научном, часто используются существительные в родительном па­деже в роли несогласованного определения: голос мира, страны ближнего зарубежья. В роли сказуемого часто выступают глаголы в форме повелительного наклоне­ния, возвратные глаголы.

Для синтаксиса публицистического стиля характер­но использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций.

188. Каковы тема и основная мысль текста? Укажите его стиле­вые особенности (лексические, синтаксические, художественно-языковые).

ЛЮБОВЬ, УВАЖЕНИЕ, ЗНАНИЕ

I. Как относиться к историческому и культурному на­следию своей страны Всякий ответит что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуж­дает в памяти иные грус(?)ные а порой и горес(?)ные кар­тины.

Довелось мне как-то побывать на (Б, б)ородинском по­ле вместе с замечательным человеком — реставратором Николаем Иванов..чем Ивановым. Он уже и позабыл ког­да уходил (в)отпуск н.. может н.. дня прожить без Боро­динского поля!.. Мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками что были воздвигнуты на Бо­родинском поле благодарными потомками.

И это здесь на поле нашей славы в 1932 году произо­шло невидан(?)ое поругание народной святыни был взо­рван чугунный памятник на могиле Багр..тиона. Сдела­вшие это совершили преступление против самого благо­родного из чувств признательности герою защитнику национальной свободы России признательности русских брату(грузину). А как расценить тех кто примерно тогда же намалевал гиган(?)скую надпись на стене монастыря построенного на месте гибели другого героя Тучкова До­вольно хранить остатки райского прошлого!


П. Я родился и большую часть жизни прожил в Ленин­град... В своем архитектурном облике город связан с име­нами Растрелли Росси Кварнеги Захарова Воронихина. По дороге с главного ленинградского аэродрома стоял Путе­вой дворец Растрел(?)и. Замечательно, первое большое здание города несло печать выдающегося таланта. Дворец был в очень плохом состоянии стоял близко от линии фронта но наши бойцы сделали все что(бы) сохранить его. Прик..снись к нему руки реставраторов и какой праз(?)ничной стала бы увертюра6 к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом месте. Пусто там где он стоял пусто в душе когда это мес­то прое(?)жаешь. И горько потому что утрата любого па­мятника культуры (не)восстановима они ведь всегда ин­дивидуальны материальные приметы прошлого всегда свя­заны с определенной эпохой с конкретными мастерами.

III. «Запас» памятников культуры «запас» культурной среды крайне ограничен в мире и он истощается со все прогрес(?)иру..щей скоростью. На земле остается все мень­ше места для памятников культуры и не потому что мень­ше становится земли. Все дело в том что к патриотизму слишком долго призывали а его надо воспитывать с само­го раннего возр..ста.

Любовь к родному краю к родной культур., к родному селу или городу к родной реч.. нач-.нается с малого с люб­ви к своей семье к своему ж..лищу к своей школ... И еще с уважен..я к таким чувствам людей которые то(же) люб..т свой дом свою землю свое пусть и (не)понятное те­бе родное слово.

Все эти важнейшие человеческие качества помож..т тебе открыть в своей душе история любовь, уважение, зна­ние. (Д. Лихачев.)

1. Расскажите о средствах связи между абзацами в этом тексте.

2. Восстановите пропущенные орфограммы и знаки препинания (устно, с обоснованием).

189. Напишите сочинение-миниатюру о значении слов: в чем их сходство и различия? (Один из вариантов.)

1. Обязанность и долг. 2. Помощь и благотворитель­ность. 3. Сострадание и жалость. 4. Юмор и сатира.



Жанры публицистики

Наиболее распространенными жанрами публицистики являются газетные жанры (заметка, статья, репортаж, интервью, фельетон и др.), а также устные выступления по радио, телевидению, на митинге, собра­нии, в суде.

Одним из распространенных жанров публицистики является очерк. Очерк — небольшое литературное про­изведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых). {Толковый словарь рус­ского языка.) Различают документальный, публицисти­ческий, бытовой очерки.

Публицистический, в том числе документальный, очерк излагает и анализирует различные факты и явле­ния общественной жизни, как правило, в сопровожде­нии прямого истолкования их автором. (Энциклопеди­ческий словарь.)

Бывают очерки небольшие, публикуемые в газетах, и значительные по объему, публикуемые в журналах, и целые очерковые книги. Так, в свое время в журнале были опубликованы очерки М. Горького «В Америке». Целую книгу составляют очерки В. Овечкина о русской деревне 50-х гг. — «Районные будни». Известны книги очерков В. Короленко, Л. Леонова, Д. Гранина, В. Лак­шина, В. Распутина.

Характерной особенностью очерка является доку­ментальность, достоверность фактов, собы­тий, о которых идет речь. В нем называются подлин­ные имена и фамилии изображаемых лиц, действитель­ные, а не вымышленные места событий, описывается реальная обстановка, указывается время действия. В очерке, как и в художественном произведении, ис­пользуются изобразительные средства, вводится элемент художественной типизации.

Очерк, как и другие жанры публицистики, всегда поднимает какую-то важную проблему.

Различают очерк путевой, в котором рассказывается о дорожных впечатлениях (делаются зарисовки приро­ды, местности, быта людей), очерк портретный, раскры­вающий личность человека, и проблемный очерк, в ко-


тором поднимается какая-то социально значимая проб­лема, предлагаются, анализируются пути ее решения. Нередко в очерке сочетаются все его разновидности: в путевом — встречаются портретные зарисовки или затрагиваемые автором проблемы.

190. Признаки какого стиля проявляются в приведенном ниже тексте М. Пришвина? Свои выводы подтвердите анализом текс­та. Озаглавьте его.

На берегу (П, п)лещеева озера (в)близи древнего рус­ского города Переславля-Залесского на красивом холме расположена усадьба Ботик где хранится ботик Петра (П, п)ервого. <...>

Не успел я взойти на Гремяч..ю горку и оглядеться как Надежда Павловна жена сторожа Ботика рассказала мне о Петре что он был большой любит..ль воды и раз увидев издали Плещеево озеро повернул коня и прямо спелыми полями поск..кал к воде. А в деревне Веськово баба жала рож(?) и как увид..ла что какой(то) верх..вой топч..т прин..лась честить его всякими скверными словами. Пет­ру будто(бы) это очень понравилось он щедро нагр…дил веськовских муж..ков и некоторых даже постоянно звал к себе на совет думу думать. С тех пор вот и пошли в се­ле Думновы знач..т кто-нибудь из его родни непременно с Петром думу думал.

Я осм..трел домик где хранится единствен(?)ый уц..левший от всей большой петровской потешной флоти­лии ботик с прогнивш..м дном вспомнил из истории как Петр приехав сюда через тридцать лет возмутился небреж­ным хранением остатков флота и тут написал свой суро­вый указ в..еводам переславльским2. (С)начал.. конечно это подогрело воевод а потом опять стало гнить пока от всех кор..блей не остался единственный ботик переходив­ший из рук в руки частных вл..дельц..в уса(ть, дь)бы. Царь Николай I наконец приналег на владимирских дво­рян они выкупили ботик построили тут (не)болыпой дво­рец триумфальную арку и мрам..рный памятник с над­писью из указа Петра

Надлежит вам во..водам переславльским беречи остат­ки к..раблей яхт галер а буде опустите то взыскано будет на вас и на п..томках ваших яко пренебрегших сей указ.




Настроен(?)ый словами Петра я подошел к обрыву Гре-мяч..й горы посмотреть на озеро как на к..лыбель русско­го флота.

1. Проанализируйте текст надписи на мраморном памятнике Петру, о котором рассказывает М. Пришвин: а) какие слова в нем являются архаизмами, какие — историзмами; б) какие грамматические формы являются архаичными, устаре­вшими; в) какие обороты речи, словосочетания отражают далекое прошлое нашего языка; г) дайте свое толкование порядка слов в предложении этого текста; д) укажите специальную лексику. 2. Объясните выделенные слова и словосочетания.

Поездки, экспедиции, встречи с интересными людьми дают богатый материал для достоверного и вместе с тем художественного описания края, для рас­сказа об интересных людях, их быте, для размышлений о жизни.

Путевой очерк, путевой дневник, путевые заметки знатоков и любителей природы помогают нам лучше по­нять окружающую нас природную среду — ее звуки, краски, формы, ее таинственный язык, проникнуть в глубинную суть природных явлений.

191. Прочитайте, запишите 1—2 отрывка из путевого очерка В. Распутина, применяя правила правописания. Как соотносят­ся название очерка, его тема и эпиграф к нему? Какие особен­ности текста дают возможность отнести его к публицистическо­му стилю речи?

ПОЛЕ КУЛИКОВО

Опять над полем Куликовым Взошла и раст..чилась мгла

И словно облаком суровым Гр..дущий день завол..кла.

А. Блок

I. Весь день то дождь хлестал то снег небо в непри­вычней для меня степной стороне ничем не поддержива­емое сходилось с землей совсем близко и в серой мгле трудно было что-то рассмотреть.4 Мы ехали с юга откуда пришли и куда бежали затем татары: у Красивой Мечи до-


коле гнали их русские ратн..ки мы остановились и долго глядели на темную воду и на берега спрашивая помн..т ве­дают они славу свою или нет. <...>

А тут шпиль показался вернее прежде крест под-н..ма..щийся от земли и одновременно чуть правей еще кресты эти как я догадался над храмом(памятником) Сер­гию Рад..нежскому благословившему князя Дмитрия на великую битву и немало сделавшему для об(?)единения русских сил под его началом. И покуда подъе(?)жали мы смиренно сбросив скорость чтобы лучше видеть откры­вающееся Поле кресты вырастали все выше и выше и вот уже под левым одиноким обозначился темный столб а под правыми как три васн..цовских богатыря встало в рост трехчастное здание храма.

П. (По)одним источникам больше ста тысяч по другим двести пятьдесят а по трет..им четыреста тысяч(?) вой­ска выступило на защиту русской земли и русской чести. У М..мая вместе с наемной генуэзской пехотой набралось еще больше. Как раз в той стороне где горит закат и вы­строилась в переломный для нашей истории день 8 сен­тября 1380 года перейдя ночью Дон сила Дмитрия. Тата­ры подж..дая на подмогу Ягайлу Литовского и Олега Рязан(?)ского (должно быть и сейчас шесть веков спустя екает стыдливо сердце (ни)(в)чем (не)повинных р..занцев от вероломства их предка князя Олега и позже в годину страшного нашествия Тохтамыша снова предавшего Дмит­рия Донского — ох, как памятливо и взыскательно вре­мя!) огромным шумным лаг..рем бурлили здесь откуда мы сейчас осматриваем Поле.

III. Битва как известно началась с поединка (П, п)ере-света с Челубеем. Принято было (в)старину перед тем как войскам всей силой сойтись на кровав..ю сечу устра..вать единоборство избран(?)ых выдающихся по силе и духу бойцов, — одолевший считалось предр..кал победу своей стороне. Вызов татарского мурзы который был «велик и страшен зело» принял тро.щкий м..нах из брянских б..яр Александр Пересвет. Разогнав друг против друга коней сшиблись они (на)виду у многих тысяч и «спадоша на зем­лю мертви и ту конец прияша оба».

И грянула сеча «какой (по «Истории России» С. М. Со­ловьева) еще никогда (не)бывало прежде на Руси: говорят




что кровь лилась как вода на пространств., десять верст лош..ди не могли ступать по трупам ратн..ки гибли под конскими копытами зад-.хались от тесноты. Пешая рус­ская рать уже лежала как скошен(?)ое сено и татары на­чали одолевать».

Князь Дмитрий которому тогда было три(?)цать лет ос­тавил под своим велик..княжеским стягом Михаила Брен-ка (погиб любимец Дмитрия) а сам в д..спехах простого воина дрался в перед..вом полку в пешей3 рати. Татары смяли ее прорвались сквозь ряды большого полка завер­нули левый фланг русских войск и стали сбрас.вать3 его в Непрядву. <...>





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 6136 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.022 с)...