Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Безопасность как социальное явление



Под социальным явлением следует понимать продут (результат) общения людей. Такое общение происходит в той или иной социальной среде, представляющей собой совокупность субъектов общества и общественных связей (социальных отношений), объединяющих субъектов в разного рода сообщества. Такие сообщества образуются путем объединения усилий граждан для достижения единых социально значимых целей их деятельности.

По своей масштабности и характеру можно выделить следующие группы субъектов (этих социальных отношений), взаимодействующих между собой и представляющих в определенных случаях друг для друга угрозы, требующие адекватной защиты:

- личность (действующая в обществе в личных интересах);

- сообщество (как объединение личностей, действующее, прежде всего, в групповых интересах).

Центральным социальным явлением выступает государство, как особый вид сообщества людей, имеющий характерные признаки и особенности. По отношению к государству сообщества могут быть:

- внутри государственные (семьи, трудовые коллективы, общественные и религиозные объединения, и т.п.);

- надгосударственные (ООН, НАТО, Евросоюз, СНГ, МВФ и т.п.).

Безопасность (понимаемая как состояние защищенности от угроз) выступает важным социальным явлением для всех групп субъектов социальных отношений. Понимая под безопасностью некое состояние защищенности от угроз, ключевыми понятиями выступают здесь защита и угроза. Понятно, что защита должна быть адекватна угрозе и во многом от нее зависит. Чем серьезней угроза, тем выше и организованней должна быть защита от нее. Защищенность включает два основополагающих элемента – готовность и способность субъекта противостоять угрозам.

Принято выделять внешние и внутренние угрозы. Под внешними угрозами принято понимать угрозы, исходящие извне по отношению к социальной системе, а под внутренними – появляющиеся внутри самой социальной системы.

Вместе с тем, необходимо признать, что в выявлении социальной сущности безопасности человечество разделено на две большие части – материалистов (не признающих существование Бога) и верующих людей. У каждой из этих групп принципиально отлично мировосприятие и понимание сущности безопасности, источника угроз, способы и средства обеспечения безопасности.

В России верующих людей подавляющее большинство, однако законодательство о безопасности строится на основе материалистического подхода. Вместе с тем, религиозные источники (Священное Писание и др.) свидетельствуют, что безопасность – сугубо духовная категория, а угрозы исходят, главным образом, из духовной сферы (например, преступный умысел, идеология фашизма и т.п.).

Подчеркивая тесную связь теории и практики, Цицерон ставил обеспечение безопасности в первый ряд практической деятельности и выше теории: «Познание и созерцание природы были бы в каком-то отношении неполными и только начатыми, если бы за ними не последовало действия. Действие это бывает более всего видно в охране интересов людей; оно, таким образом, имеет прямое отношение к человеческому обществу, поэтому его надо ставить превыше познания»3 [3 Цицерон. Об обязанностях. М., 1999. С. 218.].

Как видим, современный подход к безопасности как защите интересов людей и общества имеет давнюю историю. В конце XIX в. российские специалисты подчеркивали: «Безопасность личная и имущественная является главнейшим залогом человеческого развития. Отсутствие безопасности личности и собственности равносильно отсутствию всякой связи между человеческими усилиями и достижением целей, для которых они делаются»1 [1 Энциклопедический словарь И.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т. 5. С. 304.].

Иными словами, без обеспечения безопасности всякая человеческая деятельность оказывается бесцельной. Поэтому изучение проблем национальной безопасности по сравнению с другими направлениями познания в большей степени соответствует и способствует пониманию общества как единого, неразрывного целостного организма. Именно это обстоятельство, с одной стороны, объясняет огромную сложность познания проблем обеспечения безопасности и слабую разработанность многих ее теоретических и практических аспектов, а с другой — порождает столь высокий интерес к проблемам безопасности со стороны чуть ли не всех отраслей науки, в первую очередь, общественных наук.

Представляется, что повышенное внимание к проблеме безопасности в настоящее время, небывалый ажиотаж в этой области отражает также острейшую необходимость реального познания хотя бы через безопасность нашего общества в целом. Суть проблемы заключается в том, чтобы изучить страну как единое целое, как сложную систему, чего, в сущности, никогда не делалось.

Вместе с тем, история свидетельствует о том, что при цельном изучении России в свете безопасности на первый план выходит духовный, религиозный фактор. В основе формирования безопасности русского народа стоит Православное учение РПЦ, под руководством которой формировалось мировоззрение, культура, правосознание, правовая система, правопорядок, государственный и социальный строй, т.е. само государство. РПЦ на протяжении многих веков стояла на страже духовной безопасности народа.

Проблема обеспечения национальной безопасности является сегодня центральной из стратегически значимых для развития страны. В ней фокусируется вся сложность процесса преобразований в России, являясь и условием, и целью реформирования государства. Условием потому, что глубокие преобразования требуют сосредоточения всех сил и средств на решении созидательных задач. Их отвлечение на нейтрализацию или парирование угроз существенно затрудняет, а порой делает невозможным успешное продвижение по избранному пути.

Обеспечение национальной безопасности в определенной степени является целью реформирования, содержание которого должно быть подчинено укреплению суверенитета, территориальной целостности страны, созданию внутренних и внешних условий, гарантирующих стабильность и устойчивое поступательное развитие личности, общества и государства.

Актуализация в конце XX в. проблемы безопасности, помимо прочего, выявила отсталость отечественной теоретической мысли в этой области. Крайне невелики масштабы подготовки специалистов системного характера в этой сфере.

Без ясного осознания того, что представляет собой социальная природа понятия «безопасность», каковы ее источники, движущие силы, цели невозможна дальнейшая деятельность по обеспечению безопасности. Не случайно с древнейших времен лучшие умы человечества бьются над решением задач об устойчивом, стабильном обществе, о природе угроз безопасности, путях их преодоления.

Стремление к безопасности явилось одной из побудительных причин объединения древних людей в общество. Интенсивность и масштабы этой потребности постоянно росли: безопасность с зарождения цивилизации выступала главнейшей целью деятельности отдельных индивидуумов, а в последующем - всего общества и государства. Так, еще в XIX в. русские специалисты отмечали: «Необходимость в личной и имущественной безопасности вызывает к жизни государство, в этой необходимости государство находит главнейшее разъяснение своего существования, она же указывает государству основную его цель и назначение».

Это же утверждал и Сократ еще за 400 лет до нашей эры, говоря о необходимости защиты государства как об одной из побудительных причин его создания.

Наиболее общее понятие «безопасность» употребляется применительно ко многим процессам. Оно отражает не только присущие конкретному случаю специфические признаки безопасности субъекта, но включает в себя нечто общее, что и позволяет использовать это понятие в различных областях.

Понятие «безопасность» как сложное многогранное социальное явление имеет конкретно-исторический характер и тесно связано со всеми формами и направлениями взаимодействия в системе «Бог - человек - общество». При этом наибольшую значимость представляет содержательная сторона разнообразных взаимодействий между элементами данной системы.

Взаимодействие этих элементов осуществляется на основании объективных духовных законов мироздания, которые закреплены в Законе Божием. Этими законами человечество руководствуется уже на протяжении многих тысячелетий. Религиозный фактор лежит в основе обеспечения безопасности человека, государства и человечества в целом. Это хорошо видно при внимательном изучении исторических событий в связи с духовным состоянием общества в те или иные периоды истории. На протяжении веков наблюдается устойчивая закономерность: соблюдение обществом законов Божиих вело к процветанию государств, а несоблюдение духовных законов вызывало неизбежные социальные бедствия и гибель целых народов и государств.

Безопасность существования человека или личная и имущественная безопасность есть защищенность человека от негативных воздействий различного характера, способных нанести ущерб его организму и имуществу.

Этот вид безопасности обеспечивается соблюдением человеком определенных инстинктивных или выработанных опытом норм и правил поведения в производственной деятельности, повседневной жизни, быту. Сюда относятся противопожарная безопасность, безопасность на транспорте, безопасность труда и т.д.

Безопасность окружающей среды - это защищенность человека и окружающей среды от негативных воздействий природного и техногенного характера. Она обеспечивается изучением и познанием природных явлений и профилактическими мерами на случай стихийных бедствий различного характера.

Названные виды безопасности жизнедеятельности относятся к человеку как биологическому существу и отражают необходимость защиты заложенных природой его физиологических потребностей, в первую очередь потребности в самосохранении.

Именно эти виды безопасности жизнедеятельности с самого зарождения человека и цивилизации и до сих пор находились и находятся в центре внимания людей, а многими даже полностью отождествляются с общей категорией «безопасность».

Обеспечение этих видов безопасности жизнедеятельности является областью теоретической и практической деятельности ряда наук и специальных институтов общества и государства. Так, к примеру, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий призвано обеспечить безопасность населения и территорий, т. е. именно указанные виды безопасности жизнедеятельности.

Однако биологическая сущность человека имеет социально обусловленный характер, в связи с чем безопасность человека как социального существа и человеческого общества имеет особую значимость. Следует подчеркнуть, что по мере развития человечества, государственного устройства подход к безопасности непрерывно смещался от понимания ее как физического явления к категории социальной, общественной, духовной.

Поэтому в настоящее время в структуре безопасности жизнедеятельности основная определяющая, системообразующая роль принадлежит национальной безопасности или безопасности нации.

Национальная безопасность или безопасность нации есть защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз, обеспечивающая устойчивое поступательное развитие страны.

При этом под защищенностью понимается способность сохранения объектом или системой (природа, человек, общество, государство и др.) своей качественной определенности и возможности выполнения своих функций в условиях воздействия негативных факторов.

Все три вида безопасности жизнедеятельности находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости, так как безопасность едина и неделима. Данное положение объясняется тем, что в центре всех видов безопасности находится человек. Именно он прежде всего страдает от любых видов угроз.

Но в то же время эти угрозы порождены главным образом самим человеком. Поэтому человек является самым беззащитным и самым опасным и для себя, и для окружающей среды существом на Земле.

Триада «личность, общество, государство» - не какое-то заимствование из арсенала современных западных идеологов. Она имеет объективный характер и широко использовалась в теоретических работах русских специалистов еще в XIX в. Так, исходя из особенностей угроз, отмечалось: «Опасности, предупреждением которых и создается безопасность в стране, представляют три категории: некоторые из них могут грозить как обществу и государству, другие - непосредственно правительству, третьи - главным образом отдельному гражданину. Некоторые опасности грозят всему государству, но прямо и непосредственно они проявляются по отношению к правительству».

В настоящее время под национальной безопасностью понимается защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз, обеспечивающая устойчивое поступательное развитие страны. Поскольку совокупность жизненно важных интересов личности, общества и государства есть национальные интересы, то оба указанных определения понятия «национальная безопасность» являются фактически идентичными.

Так постепенно в нашей стране сформировалось понимание безопасности как одного из важнейших социальных явлений.

При этом следует различать систему национальной безопасности и систему обеспечения национальной безопасности. Первая - функциональная система, отражающая процессы взаимодействия интересов и угроз, вторая - организационная система органов, сил, средств, различных организаций, призванных решать задачи по обеспечению национальной безопасности.





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 4712 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...