Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Переход к феодализму сопровождался формированием новой системы морали. Умножение собственности, стремление к власти, влиянию, завоеванию престижа – таковы глобальные требования буржуазной морали. (В феодальном обществе стремление к богатству «не по статусу» расценивали как жадность, а она есть «смертный грех». Богатство здесь должно соответствовать общественному положению. Одна мера богатства для князя, иная – для вассалов, одна – для мастера, другая – для его подмастерьев, для купца, крестьянина. Не случайно феодальное право и обычаи жестко регламентировали образ жизни разных сословий, предписывая им размеры дома, одежду, пищу).
Буржуазная мораль освящает социальное неравенство, санкционирует отношение к другим людям как потенциальным противникам, конкурентам, дает молчаливое согласие на цинизм, мелочную расчетливость, тщеславие и др. Она допускает захватнические войны, колониальный разбой, подавление социального недовольства. Не является ли такая моральная система лишь выражением аморализма? Отвечая на этот вопрос, надо иметь ввиду, что стремление к частному интересу, как залог общественной активности в определении исторических условий цементировало человеческие связи, стимулировало материальное и духовное развитие общества и личности. Преследуя свои корыстные цели, буржуазный индивид укреплял тем самым капиталистические отношения, содействовал реализации интересов класса буржуазии в целом, которые в известном смысле совпадали с общественным интересом.
Переход к капитализму был переходом к обществу, основанному на вещных отношениях. Ушел в прошлое мир рутинных методов труда, обособленных этнических культур и локальных связей, неподвижный мир социальных структур. По сравнению с этим миром буржуазный индивидуализм в тех условиях был прогрессивен, так как открывал личные возможности для более свободного развития.
В своем историческом развитии буржуазная моральная система прошла несколько этапов, которым соответствуют определенные состояния морального сознания и отношений.
Первый этап – это зарождение раннебуржуазной морали. Прогрессивность ее содержания выявляется на этой ступени развития в наибольшей степени. Вместе с тем, сам процесс первоначального накопления капитала сопровождался экспроприацией мелкой собственности крестьян и ремесел, колониальной экспансией и вызвал крайне тяжелые моральные последствия.
Второй этап – это классическая буржуазная мораль эпохи свободной конкуренции. К этому времени буржуазия как класс полностью сформировалась. Здесь выдвигается серия новых эталонов поведения, «героев» своекорыстия. На этом этапе буржуазный индивидуализм постепенно утрачивает прогрессивность (он перерастает в эгоизм). На последней стадии капитализма буржуазная моральная система претерпевает дальнейшие существенные изменения. Поскольку предпринимательская деятельность протекает теперь в рамках капиталистической корпорации, реализация частного интереса, достижение карьеры оказывается в зависимости от преодоления идеалов традиционного индивидуализма, от умения подчинить свою деятельность целям организации, ее кодексам и правилам. Эта «корпоративная мораль» требует безусловной преданности интересам монополий, приспособленчества и слепой исполнительности, ориентирует на отрешение от установок на бережливость, вовлекая буржуазного индивида в соревнование затрат, в потребительскую гонку, направленную на завоевание престижа (теперь говорят не об индивидуализме, а коллективизме). Здесь возникает противоречие между конформизмом и свободой личности. Растет жестокость, безразличие к чужим страданиям, страх, подозрительность, ощущение одиночества, ненадежности связей с другими людьми, падение престижа труда.
Резкое падение влияния буржуазной идеологии и морали делает для монополистической буржуазии предельно актуальным вопрос о манипуляции массовым сознанием. Эта манипуляция в сфере морали проявлялась, прежде всего, в насаждении идеалов потребительства. Путем рекламы, пропаганды через средства массовой коммуникации буржуазия стремится разжечь потребительские страсти, усматривая в них мощный фактор формирования «соглашательского сознания», социально-покорного поведения. Нацеливая личность на успех, «потребительская мораль» не интересуется моральностью самих целей и мотивов деятельности. Она усматривает аморализм лишь в нарушении установок «этики бизнеса» и правил общежития.
Однако обострение противоречий в экономике, политике и культуре капиталистического общества выявляет нереализуемость внушенных потребительских притязаний. В результате – утрата доверия к официальной буржуазной идеологии и морали, отход от потребительских установок. А что взамен? Взамен – новые идеалы, оценки, нормы, которые можно объединить под общим названием «нигилистической морали». Опирается она на чисто эмоциональные протесты, незрелые в политическом и моральном отношении воззрения. Своих приверженцев она черпает преимущественно в мелкобуржуазных слоях населения, в среде слабоорганизованных трудящихся, части учащейся молодежи, иммигрантских групп. Эта «мораль» принижает значение нравственных норм в пользу «этики сердца», навязывает установки на подрыв общепринятых форм общественной жизни. Идеалы этой морали не выводят личность за границы буржуазной моральной системы. Они вполне уживаются с потребительскими идеалами. В то же время в среде рабочего класса формируется передовое классовое моральное сознание.
Таким образом мы видим, что моральный прогресс не представляет собой прямолинейное восхождение. Это чрезвычайно противоречивый процесс, знающий попятные движения и утраты, зигзаги и тупики. В процессе поступательного развития нравственности не просто меняется само представление о добре и зле, эти две противоположности причудливо переплетаются в состоянии нравов. Но восхождения есть. Важным показателем нравственного прогресса служит рост возможностей морали благотворно воздействовать на процесс социального освобождения и духовного совершенствования личности (личность становится свободней, меняются формы классовой борьбы).
Выражением нравственного прогресса служит также расширение сферы применения морали в общественной жизни. Мораль ныне проникает всюду – от производственно-технических до политических отношений.
Несомненным признаком нравственного прогресса является и рост познавательного содержания морали. Мораль заключает в себе бесценный опыт человеческих отношений, знание особого рода – ценностей и целей жизни.
В истории развития нравов наблюдается совершенствование самих способов контроля и морального регулирования поведения людей. В обычаях, обрядах и ритуалах, ранее предписывавших человеку жесткие, раз навсегда данные образы поведения, теперь закрепляется то, что достигнуто на данном этапе развития нравственности, что прочно утвердилось в социальных взаимоотношениях, а потому не требует выбора и риска, превращаясь в моральную привычку. От личности требуется уже не простое выполнение нравственных обязанностей, а самостоятельность в поставке и осуществлении нравственных целей.
Совершенствуются также структура и функции нравственного сознания личности. Растет эмоциональное богатство нравственного мира человека.
Расширение возможностей нравственного выбора, индивидуального начала в «творении добра» повышает моральную ответственность личности не только за поступки, поведение, но и за состояние ее душевного мира. Значительно возрастает роль самовоспитания. Нравственный прогресс тем самым выражается и в развитии нравственных стимулов, потребностей личного совершенствования.
Важным, хотя и косвенным показателем прогресса нравственности служит развитие этической науки. История этической мысли неоспоримо свидетельствует о ее поступательном движении (на каждом этапе этика глубже раскрывает тайны нравственности).
Дата публикования: 2014-10-18; Прочитано: 2158 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!