Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные положения концепции габитуса



В приведенной цитате, и это наверняка заметил читатель, присутствует еще одно ключевое понятие, на основе которого у П.Бурдье, как отмечалось выше, создается целая теоретическая концепция, - габитус. Термин этот не нов, и, как отмечает сам социолог, неоднократно использовался до него Г.Гегелем, Э.Дюркгеймом, М.Вебером и другими мыслителями. Габитус - многозначное понятие. Во-первых, под ним понимаются "системы прочных приобретенных предрасположенностей (диспозиций)"[220], которые производятся объективной структурированной социальной средой. Во-вторых, габитус – это "бесконечная способность для производства мыслей, восприятий, выражений и действий"[221]. В-третьих, габитус – это "продукт истории", который "производит индивидуальные и коллективные практики – опять историю – в соответствии со схемами, порождаемыми историей"[222].

Что дает понятие габитуса в его социологическом истолковании? Использование этого понятия позволяет объяснить социальный мир, взятый как в его историческом, так и актуальном срезе, с точки зрения упорядоченности происходящих в нем процессов. Поскольку габитус – это система диспозиций, предрасположенностей, имеющих как индивидуальный, так и коллективный характер, постольку они как бы "накладываются" на социальные процессы, приводя их в сознании человека в порядок. Тогда габитус превращается в средство (механизм), управляющее, с одной стороны, поведением индивида, с другой - направленное на объективирование практик и упорядочение условий окружающей человека среды. Габитус создает условия для проявления свободы выбора агента и, вместе с тем, ограничивает его субъективные устремления путем формирования барьеров, установления пределов активности индивидов. Это значит, что габитус позволяет агенту ориентироваться в социальном пространстве и адекватно реагировать на происходящие события и имеющие место ситуации.

Габитус формируется постепенно и поэтапно, в процессе социализации личности. Вначале речь может идти о складывании первичного габитуса в семье, затем – вторичного – в процессе осуществления школьного образования. Потом в процесс формирования личности включаются все новые структуры, и это означает появление иных форм габитуса. Число диспозиций (предрасположенностей) личности увеличивается, качество габитуса усложняется.

Роль габитуса не исчерпывается сказанным. Использование этого понятия позволяет преодолеть различие между объективизмом и субъективизмом, структурой и практикой и объединить их в анализе социальной реальности и ее восприятия, т. е. реализовать ту "синтезирующую" цель, к достижению которой постоянно стремился П.Бурдье. С этой точки зрения представляет интерес следующее его утверждение: "Габитус есть одновременно система схем производства практик и система схем восприятия и оценивания практик. В обоих случаях эти операции выражают социальную позицию, в которой он был сформирован. Вследствие этого габитус производит практики и представления, поддающиеся классификации и объективно дифференцированные, но они воспринимаются непосредственно как таковые только теми агентами, которые владеют кодом, схемами классификации, необходимыми для понимания их социального смысла"[223].

В приведенных нами характеристиках габитуса нетрудно было обнаружить постоянно используемое П.Бурдье понятие практики. Оно имеет, как и многие употребляемые французским социологом категории, несколько аспектов и значений. Конечно, практики – это содержание и результат деятельности агентов. При этом имеются в виду и сами социальные действия, и коммуникации, возникающие между агентами в связи с этими действиями, и социальные формы, "творимые" практиками. Но не только. Практики, как часто подчеркивал П.Бурдье, это осуществление социальных структур. Последние являются главными причинами практик. Таким образом, практики реализуют своеобразное двойное структурирование социальной действительности: вначале как источник габитуса, через него – системы представлений, затем – будучи его результатом – самой структуры реальных отношений.

Выше были рассмотрены теории, выполненные в русле стремления их авторов к объединению различных, на первый взгляд, не соединяемых концепций: структуры и действия, объективизма и субъективизма, структурализма и конструктивизма. Еще одной такой теорией является теория социальных изменений П.Штомпки.





Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 408 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...