Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Концепция символического интеракционизма



Джордж Герберт Мид (1863 - 1931) родился в штате Мас­сачусетс. После окончания Гарвардского университета и стажи­ровки в Германии он становится профессором Чикагского универ­ситета и преподает в нем вплоть до 1931 г. При жизни был мало­известен, поскольку не опубликовал ни одного крупного научного труда, а свою деятельность ограничил только чтением курсов лекций (пользовавшихся большим успехом у слушателей). Популярность Дж. Мида выросла после смерти, когда группа его бывших студентов и почитателей таланта издала сочинения ученого в четырех томах, основанные на лекционных конспектах студентов и авторских рукописях. Главная работа - "Сознание, Я и Общество"[148]. Далее, в процессе анализа творчества Дж. Мида, мы будем постоянно ссылаться на эту работу и цитировать ее. В философском плане автор названной книги был последо­вателем американских ученых У.Джемса и Дж.Дьюи, сторонником прагматизма.

Центральным в учении Дж. Мида является понятие межиндивидуального взаимодействия (также как и у Ч.Х.Кули - основателя инте­ракционизма). С этой категорией тесно связана другая, не менее важная в творчестве Дж. Мида,- социальный акт. Он рассматривается как диалог между индивидами, как постоянный, непрекращающийся обмен установками и действиями между ними. Социальный акт включает в себя четыре стадии: импульс, восприятие, манипуляцию и консуммацию (потребление). Импульс рассматривается как побуждение участника взаимодействия внешней социальной средой к действию, восприятие (перцепция) – как формирование в сознании индивида представления об объекте будущего действия, манипуляция – как процесс взаимодействия субъекта и объекта, консуммация (потребление) – как получение пользы от объекта взаимодействия и ее оценка.

Рассматривая социальный акт как взаимодействие, американский исследователь выделяет два его типа – несимволическое и символическое взаимодействие. Первый тип означает непосредственную реакцию людей на действия друг друга. Что касается второго, основного типа взаимодействия - символического, то в ходе его имеет место обмен "установками, смыслами и значениями" в различных формах, в первую очередь языковой. Последняя может выступать как жестовая, письменная, вербальная форма коммуникации. Рассматривая различные виды жестов, особое внимание Дж. Мид уделяет анализу голосового жеста и превращению его в значимый символ взаимодействия. Совокупность и взаимосвязь голосовых жестов рассматривается им как речь.

Американский ученый постоянно подчеркивает, что социальный мир человека и челове­чества формируется в результате процессов социальных взаимо­действий, в которых большую роль играет "символическое окруже­ние". Согласно Дж. Миду, общение между людьми осуществляется при помощи особых средств - символов, к которым он относит жест и язык. Символическое окружение человека оказывает на него реша­ющее влияние, поскольку способствует формированию сознания личности и человеческого "Я". Жест - это начальный, незавер­шенный элемент человеческого поведения. Жест и реакция на него опосредуется значением, которое как бы "располагается" между жестом и воспринимающим его человеком. Смысл жеста вызывает (если он понятен) инстинктивную реакцию. Дж. Мид пишет: "Жест вы­ражает некое результирующее социального действия, результирую­щее, на которое имеется определенный отклик со стороны вовле­ченных в это действие индивидов: таким образом, смысл дается или формулируется в терминах отклика"[149].

Но жест не имеет социально закрепленного значения. Зато его имеет язык. Как указывает социолог, "решающее значение языка для развития человеческого сознания заключается в том, что этот стимул обладает способностью воздействовать на говорящего ин­дивида так, как он воздействует на другого"[150].

По мере трансляции символов индивид передает партнеру и ряд стимулов к поведению. На этой основе межличностное взаимо­действие сводится к процессу "перенимания ролей". В результате своеобразного копирования действий социального партнера проис­ходит передача определенной социально значимой информации.

Концепция межиндивидуального взаимодействия Дж. Мида вклю­чает в себя положение об обусловленности его (взаимодействия) социальными факторами. Характер восприятия индивидом окружающей социальной действительности детерминирован опытом его общения с другими людьми и собственной способностью воспринимать мир и себя так, как этот мир видят другие и как это выражено симво­лами (жестами и языком).

По мнению социолога, человеческие действия имеют изначально значимый социальный характер. Объяснить поведение индивида можно лишь в терминах организованного поведения социальной группы; если же действия индивида не рассматривать как единое целое, то объяснить их нельзя.

Дж. Мид подробно исследует проблему приспособления действий индивидов друг к другу в рамках социального процесса. Приспособление, характеризуемое им как взаимодействие, "происходит посредством коммуникации: посредством жестов на более низких уровнях человеческой эволюции и посредством значимых символов (жестов, обладающих смыслом и являющихся, следовательно, чем-то большим, чем простые заместительные стимулы) на более высоких уровнях человеческой эволюции"[151]. В качестве основного фактора приспособления действий индивидов (рассматриваемого как взаимодействие) у ученого выступает смысл, который "возникает и располагается в пространстве отношений между жестом данного человеческого организма и последующим поведением этого организма, возвещенным другому человеческому организму посредством этого жеста"[152]. Отклик же одного организма на жест другого в любом данном социальном действии и будет смыслом этого жеста.

Согласно взглядам Дж. Мида совокупность процессов взаимодействия создает общество и социального индивида. Происхождение "Я" целиком соци­ально, главная его характеристика - способность становиться объектом для себя самого, следовательно, способность к самосознанию, что отличает его от неодушевленных предметов и живых организмов.





Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 354 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...