Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социального регулирования 1 страница



Понятие социальной нормы

Слово «норма» происходит от латинского «norma», что означает правило, образец, стандарт.

На протяжении многих веков, что­бы жить в обществе, люди вырабатывали определенные правила. Эти правила были разнообразны: они касались вопросов взаимо­отношений в семье, в кругу друзей и знакомых, поведения в обще­ственном месте, на работе и т. д. Все созданные людьми правила можно условно разделить на две группы.

Первую группу составляют правила наиболее рационально­го обращения людей с орудиями труда и природными ресурсами. Они получили название технических норм, т. е. таких правил, вы­полнение которых помогает человеку безвредно использовать в своей деятельности достижения техники, работать с естественны­ми (природными) и искусственными объектами. Примерами техни­ческих норм могут служить правила выполнения определенных строительных работ, нормы расходования сырья и т. п.

Ко второй группе правил относятся нормы, регулирующие общественные отношения. Их называют социальными нормами. Под социальными нормами понимаются общие правила и образ­цы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятель­ности людей. Социальные нормы представляют собой некоторые стандарты, модели поведения человека в обществе. Социальные нормы разнообразны. Одни из них воплощают в себе интересы отдельных социальных групп, другие носят всеобщий характер, выражают ценностные ориентации, свойственные всем людям. Последние нормы оказывают особенно большое воздействие на жизнь общества.

Система социальных норм отражает достигнутую общест­вом ступень экономического, социально-политического и

ОСНОВЫ ПРАВА

духовного развития. В ней находят отражение образ жизни, исторические особенности народа, его менталитет, характер существующей в стране государственной власти.

Виды социальных норм

Существуют различные классификации со­циальных норм. Среди наиболее важных для жизни общества выделяют нормы обычаев, нормы морали, нормы этикета, корпоративные, религиозные и правовые нормы.

Нормы обычаев представляют собой правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения. Первые обычаи начали складываться еще в эпоху родового строя. Их формирование чаще всего было обусловлено конкрет­ной потребностью людей. Например, появление обычая кровной мести было вызвано необходимостью мстить за вред, нанесен­ный роду. Обычаи регулировали наиболее устойчивые обществен­ные отношения, складывавшиеся на протяжении длительного пери­ода времени, в течение жизни нескольких десятков поколений. В процессе исторического развития общества одни обычаи отмирали, другие рождались.

глава 1. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

На ранних этапах развития человеческого общества особая роль в регулировании отношений между людьми принадлежала такой разновидности обычаев, как ритуалы. Ритуалом называется правило поведения, в котором самым главным является строго заданная заранее форма его исполнения. Само содержание ритуа­ла не столь важно - главное значение имеет именно его форма. Ри­туалами сопровождались многие события в жизни первобытных людей. Нам известно о существовании ритуалов проводов сопле­менников на охоту, вступления в должность вождя, преподнесения даров вождям и др. Особую группу ритуальных действий составляют обряды. Обряд - это правило поведения, заключающееся в выпол­нении некоторых символических действий. В отличие от совершения ритуала исполнение обряда имеет определенные идеологические (воспитательные) цели и оказывает сильное влияние на психику человека.

Обычаи нравственного характера называют нравами. В этих обычаях, как правило, выражается психология определенных социальных групп. В нравах чаще всего отражаются пережитки прошлого в области морали. Прогрессивное общество, используя культурные, правовые, организационные и иные меры, ведет борьбу с неприемлемыми, устаревшими нравами.

Разновидностью обычаев также являются традиции (лат. tradi- tio - передача; предание) - элементы социального и культурного на­следия человечества, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социаль­ных группах в течение длительного времени. Основой жизненности традиций является преемственность в развитии общества, бережное отношение к истории своего народа и государства.

Нормами морали (лат. moralis - нравственный) называют правила поведения, являющиеся производными от представлений людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хо­рошем и плохом. Моральные нормы предписывают людям вести себя в соответствии с этими преставлениями, они формируются и воспроизводятся в рамках человеческого общежития практически

ОСНОВЫ ПРАВА

ежедневно. При помощи морали общество оценивает не толь­ко практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и на­мерения. Особую роль в моральной регуляции играет формирова­ние в человеке способности относительно самостоятельно вырабатывать и оценивать свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля. Эта способность выражается в таких понятиях, как совесть, честь, чувство собственного достоинст­ва. Моральные требования, предъявляемые к людям, и контроль за их исполнением в основном осуществляются посредством духовно­го воздействия: через чувство долга, через оценку и самооценку поступков человека. Санкции за нарушение моральных норм состоят в укоре совести и переживании нарушителем чувства вины за содеянное. Однако за нарушение общепризнанных мо­ральных норм возможно и осуждение человека со стороны обще­ства.

Нормы этикета (фр. etiquette) представляют собой правила поведения, в которых так или иначе проявляется отношение челове­ка к другим людям. Как правило, нормы этикета призваны показать другому человеку благожелательное, располагающее к нему отношение. Различают речевой этикет, этикет письма, повседнев­ный этикет, деловой этикет, гостевой этикет, воинский этикет и т. д. В современном международном сообществе большую регулятив­ную роль играют нормы дипломатического этикета, представляющие собой правила поведения в международных отношениях, неукосни­тельное соблюдение которых подчеркивает уважение к другой стране. Например, строгие нормы дипломатического этикета предписывают соблюдение правил обязательности ответа на письмо, ноту или поз­дравление, необходимость присутствия в официальной переписке вступительного (в начале) и заключительного (в конце) компли­мента и т. п.

Корпоративными нормами называют правила поведения, установленные общественными организациями. Корпоративные нормы представляют собой особую разновидность социальных норм, призванных регулировать отношения, складывающиеся в общест­венных организациях, предпринимательских союзах, ассоциациях.

глава 1. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Эти нормы содержатся прежде всего в уставах соответствующих организаций. Например, деятельность Московского политех­никума регулируется его Уставом. Большая часть корпоративных норм - это правила организационного характера. Они закрепляют порядок формирования, построения, функционирования общест­венных организаций, а также права, обязанности, ответствен­ность членов этих организаций. Исполнение корпоративных норм обеспечивается самими организациями: их нарушение влечет за собой организационное наказание - исключение из организации, общественное порицание и т. д.

Под религиозными нормами понимаются правила пове­дения, содержащиеся в различных священных книгах (Библии, Коране и др.) либо установленные церковью. В средневековых и теократических государствах религиозные нормы играли ведущую роль в регулировании общественных отношений, тесно переплета­ясь с обычаями, моралью и правом. В современных светских госу­дарствах религиозные нормы регулируют частную жизнь и внутренний мир верующего человека.

Правовые нормы - это правила поведения, установлен­ные или санкционированные государством, а иногда и непосред­ственно народом, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства.

Правовые нормы являются самым распространенным видом социальных норм. С их помощью в современном обществе регулируются все наиболее значимые общественные отношения - экономические, политические, социально-культурные и др. Сово­купность существующих в государстве правовых норм называется правом.

  Признаки права  

Право характеризуется следующими признаками:

1) нормативностью. Право состоит из норм,

т. е. правил поведения общего характера, адресованных персонально неопределенному кругу лиц, попадающих в ситуа­цию, регулируемыми данными нормами. Потенциально действие правовой нормы может быть распространено на любого, кто

ОСНОВЫ ПРАВА

находится на территории государства, хотя круг конкретных адре­сатов правовых норм может быть различен: например, норма Кон­ституции РФ, устанавливающая обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатст­вам, касается всех, находящихся на территории России, а конститу­ционная норма, закрепляющая обязанность заботиться о воспитании детей и обеспечить получение детьми основного общего образования имеет силу только в отношении родителей;

2) общеобязательностью. Правовые нормы обязательны для исполнения любыми лицами и организациями, которым они адресованы, - вне зависимости оттого, как те к ним относятся, нравят­ся они им или нет;

3) формальной определенностью. Правовые нормы вы­ражаются в словесно-письменной форме в текстах различных источников права и, в силу этого, отличаются большой степенью определенности и ясности. Нормы права четко, в деталях фикси­руют требования, предъявляемые к поведению людей, а сами субъекты права знают границы правомерного и неправомерного, свои права, свободы и обязанности, а также вид юридической ответственности, к которой они могут быть привлечены в случае нарушения требований правовых норм;

4) системностью. Ни одна правовая нормы не регулирует общественные отношения самостоятельно, все правовые нормы логически неразрывны, взаимосвязаны и соподчинены, они выте­кают друг из друга, образуя целостную систему, называемую сис­темой законодательства;

5) многократностью применения. Нормы права рассчи­таны на регулирование не единичного отношения, а, напротив, неограниченного количества случаев, возникающих в типичных жизненных ситуациях;

6)гарантированностью государством. Реализация правовых норм обеспечивается авторитетом государства и воз­можностью применения государственного принуждения к лицам, которые нарушают правовые нормы или уклоняются от их испол­нения.

глава 1. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
  Функции права  

Право призвано быть стабилизирующим

фактором общественного развития. В соот- ветствии со своим предназначением право­вые нормы выполняют в обществе следующие функции:

а) регулятивную, которая проявляется в способности воз­действовать на поведение членов общества правовыми средствами;

б) охранительную, заключающуюся в способности охранять положительные, общественно полезные и вытеснять вредные отношения;

в) гуманистическую, которая выражается в том, что право смягчает возникающие в обществе социальные противоречия и конфликты;

г) воспитательную, отражающуюся в подготовке подрастаю­щего поколения к восприятию существующих в обществе ценнос­тей и идеалов;

д} идеологическую, в рамках которой право способствует формированию в общественном сознании представлений о необ­ходимых и желательных принципах и правилах поведения.

Место права в системе социальных норм  

Право регулирует общественные отношения

во взаимодействии с другими социаль­ными нормами. В некоторых странах нормы права, морали, религиозные нормы могут даже совпадать между собой (запрет убийства, кражи).

Наиболее тесную взаимосвязь право имеет с моралью. С точки зрения современной системы ценностей, право должно соответствовать основным требованиям морали. Реализация пра­вовых норм, их исполнение во многом обусловловлено тем, насколько люди считают данные нормы справедливыми. В то же время, некоторые нормы права (в частности, уголовные нормы) не­посредственно закрепляют в законе нормы моральные, подкрепляя их юридическими санкциями (например, запрещение лжесвидетельст­ва). Однако в правовых нормах невозможно закрепить все без ис­ключения требования морали. Связано это с тем, что нормы морали распространяют свое влияние на более широкую сферу отношений, нежели та, которая регулируется правом: они регули-

ОСНОВЫ ПРАВА

руют многие отношения, которые не подлежат правовому регули­рованию (отношения дружбы, любви и т. д.).

Соотношение права с нормами обычаев различно и зависит от того, как к последним относится государство. К некоторым из обычаев государство относится безразлично (например, к обычаю делать подарки на день рождения), с другими оно при помощи пра­вовых норм борется, ограничивает сферу их действия либо запрещает (например, обычай многоженства запрещен нормами семейного права). С одной стороны, некоторые обычаи могут наде­ляться государством правовой санкцией и принимать форму право­вых обычаев. Правовые обычаи фиксируются в юридических доку­ментах либо «молчаливо» признаются государством. В последнем случае они нигде не записываются, но всеми неукоснительно со­блюдаются и обеспечиваются принудительной силой государства или органов местного самоуправления.

С другой стороны, правовые нормы, которые действительно выражают интересы населения и обеспечивают удовлетворение его потребностей, со временем входят в привычку и приобретают устойчивость, характерную для обычаев. В результате законопо­слушное поведение людей становится обычным и массовым явле­нием.

Что же касается взаимоотношения права и религии, то сте­пень и характер взаимодействия правовых и религиозных норм зависит от правовой системы конкретной страны: в некоторых правовых системах эта связь настолько тесна, что ученые-юристы называют их религиозными правовыми системами. В таких стра­нах религиозные нормы обеспечиваются принудительной силой государства и фактически превращаются в нормы права. Сущест­вуют также страны, в которых религиозные нормы действуют наряду с правовыми, дополняя последние и регулируя те вопросы, которые не охватываются правом (например, брачно-семейные отношения). Нормы, установленные религиозными организация­ми, соприкасаются с действующим правом в ряде отношений. Например, Конституция Российской Федерации создает правовую основу для деятельности религиозных организаций, гарантируя

глава 1. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

каждому свободу совести, включая право свободно исповедовать любую религию. Религиозным объединениям может придаваться статус юридического лица, они вправе иметь храмы, молитвенные дома, учебные заведения.

Таким образом, право не является и не может являться единственным регулятором общественных отношений. Однако, устанавливая права и обязанности конкретных лиц и организаций, именно право вносит определенный порядок в общество и госу­дарство, создает предпосылки для их активности и эффективности, играет важную роль, развивая в людях чувства справедливости, добра и гуманности. В этом заключается ценность права для общества. Для отдельной личности ценность права состоит в том, что оно способст­вует сознанию условий для нормальной жизни и всестороннего раз­вития любого члена общества, закрепляет и охраняет права и свободы человека, ограждает индивида от произвола со стороны государства.

Словарь

· Достоинство - самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения, общественного значения.

· Менталитет - особенности образа мышления человека или группы.

· Неправомерный - нарушающий требования норм права.

· Правомерный - соответствующий требованиям правовых

норм.

· Совесть - моральная категория, выражающая высшую фор­му способности личности к самоконтролю.

· Теократическое государство - это такое государство, в котором высшая политическая и духовная власть сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви одновременно является и светским главой государства.

· Честь - моральная категория, включающая в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и призна­ния этого значения со стороны общества.

ОСНОВЫ ПРАВА

Вопросы

· 1. Что такое социальная норма?

· 2. Какие виды социальных норм вы знаете?

· 3. Приведите примеры известных вам обычаев, которые ак­тивно применяются в современной жизни.

· 4. Какие нормы называют правовыми? Перечислите и рас­кройте признаки права.

· 5. Какие функции право выполняет в обществе?

· 6. Как правовые нормы взаимодействуют с другими видами социальных норм?

· 7. В чем заключается социальная ценность права для обще­ства и для отдельного индивида?

Практикум

· 1. Определите вид социальных норм, которые описаны ниже:

а) весной перед выгоном скотины в поле хозяева обходят свой двор с образом и ладаном, завершая это действо угощением пастухов;

б) мусульмане хоронят умерших в саване из белого полотна. Саван, завязывается у головы и ног. Покойника слегка присаживают в нишу, которая вырыта в боковой стенке могилы, причем его лицо должно быть обязательно обращено к Мекке. Ес­ли умершего кладут в гроб, то последнего накрывают черным покрывалом и несут головой вперед. Покойник в гробу тоже обяза­тельно должен быть похоронен лицом к Мекке. Памятников на мо­гиле мусульмане не ставят, ограничиваясь каменным надгробьем в виде круглого или четырехгранного столба (большинство арабов не ставит даже надгробий, соблюдая древнее бедуинское правило, согласно которому «могила должна быть сровнена с землей таким образом, чтобы, сделав семь шагов в сторону, ее нельзя было отличить от окружающей почвы»);

в) при знакомстве младшие всегда должны первыми представляться

глава 1. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

старшим. Женщина, вне зависимости от возраста, пер­вой не представляется мужчине (правда, возможны и исключения, например, если эта женщина - студентка, а мужчина - пожилой профессор);

г) трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны забо­титься о нетрудоспособных родителях;

д) распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах, за исключе­нием организаций торговли и общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной продукции в розлив, -

влечет наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда;

е) поступай днем так, чтобы твой сон был спокоен, а в мо­лодости так, чтобы старость твоя была спокойна.

· 2. Древнеримские юристы говорили: «Обычай ведет за со­бой того, кто хочет, закон тащит за собой того, кто не хочет». Объясните, как вы понимаете это выражение.

· 3. Прокомментируйте выражение Цицерона: «Несправедли­вые законы не создают право». Какое требование к правовым нормам оно содержит?

· 4. Обычай кровной мести существовал в Древней Руси достаточно долго. Сначала кровная месть исполнялась любым способным на это членом рода. Затем в Русской Правде возмож­ность отомстить за убийство была ограничена - такое право пре­доставлялось только ближайшему кругу родственников убитого: «Ес­ли убьет свободный человек свободного, то (за него имеют право) мстить брат за брата, или сын за отца, или отец за сына, или сыно­вья брата и сестры; если кто не пожелает или не может мстить, то пусть получит 40 гривен за убитого...» Впоследствии Ярослав Мудрый запретил кровную месть и заменил ее исключительно денежной платой.

Как вы думаете, почему древнерусское государство сначала ограничило, а потом и запретило обычай кровной мести?

· 5. Назовите существующие в наши дни обычаи, которые, по

ОСНОВЫ ПРАВА

вашему мнению, государство должно запретить, и наоборот, те, которые следует закрепить законодательно.

· 6. Изобразите в виде двух пересекающихся кругов соотно­шение норм права и норм морали. Может ли человек нарушить правовые нормы, не нарушая при этом нормы моральные, и наобо­рот? Приведите примеры.

· 7. В конце прошлого века в штате Нью-Йорк суд рассматривал дело об убийстве: наследник по завещанию убил своего деда-насле­додателя, чтобы скорее получить наследство. Убийство было рас­крыто, а убийца приговорен к длительному сроку тюремного заклю­чения. При этом вопрос о наследстве не рассматривался, и получилось, что убийца автоматически вступает в права наследника. Тогда дру­гие родственники убитого заявили, что допущена несправедливость, поскольку убийца, несмотря на то, что факт убийства установлен судом, все-таки достиг своей преступной цели. Верховный суд штата Нью-Йорк, рассмотрев жалобу, установил следующее. В штате Нью- Йорк действует закон о наследовании, в котором содержится исчер­пывающий перечень обстоятельств, вследствие которых наследник по завещанию утрачивает право наследовать. Причем убийство на­следником наследодателя в этом перечне не названо. Мнения судей разделились. Меньшинство решило, что убийца, хотя это и неспра­ведливо, не утрачивает право наследовать. Большинство же заявило: «Мы, судьи Верховного суда штата Нью-Йорк, придерживаемся тех же представлений о справедливости, которыми руководствовался законодатель, принимая закон о наследовании. Поэтому мы увере­ны, что если бы он предвидел дело, с которым нам пришлось столк­нуться, то дополнил бы исчерпывающий перечень - с тем, чтобы убий­ца своего наследодателя не мог наследовать. Следовательно, по за­кону убийца утратил право на вступление во владение наследством».

Руководствуясь какими нормами - правовыми или мораль­ными - суд вынес данное решение? Согласны ли вы с ним? Обоснуйте свой ответ.

 

глава 2. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА

Понятие и виды форм права

Правовые нормы имеют строго определенные формы своего выражения и существования, называемые источниками (формами) права.

Источники (формы) права - это официальные способы выражения и закрепления правовых норм, придания правилам поведения общеобязательного, юридического значения. Все источники права так или иначе связаны с деятельностью государства. Эта деятельность может выражаться в разработке и издании государством юридических норм, выражающих его волю (правотворчество), и придании юридической силы иным социальным нормам, сложившимся вне государства (санкционирование).

В правовых системах разных государств на протяжении истории сложилось несколько разновидностей источников права, основными из которых являются правовой обычай, судебный прецедент, нормативный договор, правовая доктрина, религиозные тексты и нормативно-правовой акт.

ОСНОВЫ ПРАВА
  Правовой обычай  

Исторически первым источником права явля­ется правовой обычай. Правовой обычай — это устойчивое, сложившееся в результате многократного применения правило поведения людей в обществе, которое санкционировано государством и соблюдение которого га­рантируется государственным принуждением. Как правило, госу­дарство санкционирует только прогрессивные обычаи, которые отвечают его интересам, и запрещает обычаи реакционные (например, обычай кровной мести, умыкание невесты и т. д.).

На ранних этапах человеческой истории обычай играл важ­ную роль в процессе регулирования общественных отношений. Существовавшие в первобытном обществе обычаи не только вы­ражали интересы всех членов общества, но и закрепляли их равенство между собой. Очевидно, что при том уровне развития человечества обычаи нигде не фиксировались и сохранялись лишь в памяти людей. Однако устная форма обычая порождала известные трудности при доказывании факта его существования (например, в суде). Поэтому со временем некоторым важнейшим обычаям государство стало придавать письменную форму. При формировании правовых систем европейских стран обычаи часто записывались в юридические документы под названием «Правда» — Русская Правда, Саллическая Правда, Саксонская Правда и др.

В настоящее время правовые обычаи занимают незначи­тельное место в системе форм (источников) права большинства стран. Однако существуют страны, в которых роль обычаев все еще велика: это развивающиеся страны Азии, не относящиеся к мусульманской, китайской или японской правовой системе (на­пример, Непал), а также немусульманские страны Африки и Оке­ании. Недооценивать значение обычая как источника (формы) права не стоит, особенно когда речь идет об обычаях, действую­щих в масштабе крупных регионов и даже целых стран, например, обычаи морских портов.

 

В Российской Федерации правовой обычай признается источником права: Гражданский кодекс РФ устанавливает, что некоторые имущественные отношения могут регулироваться обычаями

глава 2. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА

делового оборота. Обычаем делового оборота называ­ется сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не преду­смотренное законодательством, независимо от того, зафиксиро­вано ли оно в каком-либо документе или нет. В последнем случае существование такого обычая подлежит доказыванию с помощью экс­пертов, знакомых со сферой его применения.

Правовые обычаи существуют и в сфере управленческой деятельности. Они связаны со спонтанно сложившейся практикой работы с документами, их оформлением. Такие обычаи называют­ся деловыми обычаями, или деловым обыкновением. Зачас­тую они оформляются инструкцией по делопроизводству, стано­вясь нормативно-правовым актом.

  Судебный прецедент  

Судебный прецедент — это решение суда по конкретному делу, которое принимается за образец при разрешении других аналогичных дел. Прецедент как источник права известен еще со времен Древнего Рима. Он также широко использовался в качестве источника права и в Средние века. Прецедентное пра­во первоначально сложилось в Англии, где роль суда всегда была традиционно высокой, и впоследствии распространилось на боль­шинство англоязычных стран. В настоящее время прецедент явля­ется одним из основных источников права в Австралии, Канаде, США и многих других странах.

Формирование прецедента в качестве источника права свя­зано с тем, что законы и иные нормативно-правовые акты регули­руют общественные отношения в обобщенной, абстрактной форме. Однако жизнь всегда богаче, сложнее любых формальных правил. Поэтому, применяя закон, суд зачастую не находит правовой нор­мы для решения конкретного дела. Отказаться от рассмотрения chopa на этом основании суд не может, поэтому он своим решением фактически создает новую правовую норму, которая, получая обязательную силу, применяется впоследствии другими судами. Например, если за кражу компьютера судом был наложен штраф определенного размера, то в случае рассмотрения судом

ОСНОВЫ ПРАВА

дела о краже точно такого компьютера и при условии, что обстоя­тельства последующего дела совпадают с обстоятельствами дела предыдущего, суд назначит преступнику точно такое же наказание.

Таким образом, рассматривая дело, судья той страны, где прецедент является источником права, сначала должен признать обстоятельства решаемого дела сходными с каким-либо делом, по которому уже было вынесено решение. От этого зависит приме­нение или неприменение им прецедентной нормы. Если обстоя­тельства признаются аналогичными, действует прецедент. Если нет — судья сам создает новую правовую норму, т. е. становится законодателем.

В российской системе права судебный прецедент источни­ком права не признается, и при рассмотрении уголовных или гражданских дел российские суды на него опираться не могут.





Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 2068 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.021 с)...