Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава третья. Чем светлее, тем мрачнее



Анжольрас отправился на разведку. Он вышел незаметно через переулокМондетур, проскользнув вдоль стен. Повстанцы, надо сказать, были полны надежд. Удачно отразив ночнуюатаку, они заранее относились с пренебрежением к новой атаке на рассвете.Они ждали ее посмеиваясь. Все так же верили в успех, как и в правоту своегодела. Кроме того, к ним, бесспорно, должны прийти подкрепления. На это онитвердо рассчитывали. С тою легкой уверенностью в победе, которая составляетодно из преимуществ французского воина, они разделяли наступающий день натри фазы: в шесть утра "соответствующим образом подготовленный" полкперейдет на их сторону, в полдень - восстание всего Парижа, на закате -революция. Они слышали набатный колокол Сен-Мерри, не замолкавший ни на минуту совчерашнего дня; это доказывало, что вторая баррикада, большая баррикадаЖанна, все еще держалась. Все эти чаянья и слухи передавались от группы к группе веселым игрозным шепотом, напоминавшим воинственное жужжанье пчелиного улья. Появился Анжольрас. Он возвратился из своей отважной разведки в угрюмойокрестной тьме. С минуту он молча прислушивался к оживленному говору,скрестив руки на груди. Потом, свежий и румяный в лучах разгоравшегосярассвета, он сказал: - Вся армия Парижа в боевой готовности. Треть этой армии угрожает нашейбаррикаде. Кроме того, там национальная гвардия. Я разглядел кивера пятоголинейного и значки шестого легиона. Через час нас атакуют. Что касаетсянарода, он бунтовал вчера, а нынче утром не тронется с места. Ждать намнечего, надеяться не на что. Ни на одно предместье, ни на один полк. Наспокинули все. Эти слова прервали гул голосов и произвели такое же впечатление, какпервые капли дождя на пчелиный рой перед началом грозы. Все онемели. На мигнаступила невыразимая тишина; казалось, слышался полет смерти. Но этот миг был краток. Из дальней группы, стоявшей в самом темном углу, чей-то голос крикнулАнжольрасу: - Будь что будет! Подымем баррикаду на двадцать футов выше и останемсяздесь все до одного. Граждане, поклянемся клятвой мертвецов! Докажем, чтоесли народ предает республиканцев, то республиканцы не предают народ! Слова эти рассеяли гнетущий туман личных тревог и страхов и быливстречены восторженными криками. Никто так и не узнал имени человека, произнесшего эти слова. То былбезвестный рабочий, никому неведомый, забытый, незаметный герой, тот великийнезнакомец, который всегда появляется при исторических кризисах, призарождении нового общественного строя, чтобы в нужную минуту властнымголосом произнести решающее слово и вновь кануть во мрак, воплотив в себе накраткий миг, при блеске молнии, дух народа и божества. Это непреклонное решение было настолько в духе 6 июня 1832 года, чтопочти одновременно на баррикаде Сен-Мерри прозвучал возглас, который вошел висторию и упоминался на судебном процессе: "Придут к нам на помощь или непридут, не все ли равно! Погибнем здесь все до последнего!" Очевидно, обе баррикады, хотя и разобщенные внешне, были объединеныдуховно.





Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 166 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...