Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Универсализм



- та крупнейшая ветвь (или способ организации развивающейся философской мысли), в которой самодовлеющ примат единства организации, общего, универсального в трактовке природы и, в частности, природы вещей безотносительно к тому, на каких основаниях осуществляется разрешение соответствующих проблем – материалистических, идеалистических или дуалистических. “Линия универсализма” в истории европейской философской мысли представлена следующими именами: Платон, Сен-Симон, Вико, Шеллинг, Гегель, Маркс, Ленин.

Билет 68.Детерминизм и индетерминизм. Лапласовский детрминизм и его критика

В философском познании и диалектическом рассмотрении мира ведущая роль принадлежит принципу детерминизма или причинности. Согласно этому принципу, все реальные природные, общественные и индивидуально-личностные явления и процессы внутренне детерминированы, то есть возникают, развиваются и исчезают закономерно, в силу воздействия определенных причин, обусловлены ими и зависят от них. Практический опыт и научные исследования, многократные обыденные наблюдения и глубинный философский анализ показывают нам, что источник всех происходящих в мире изменений – явление, повлекшее за собой другое явление. Первое из них назвали причиной, а второе – следствием. Причинно-следственная связь всегда направлена от причины к порожденному ею следствию. Это означает, что отношение между причиной и следствием необратимое, при этом причина вызывает не любые, а лишь определенные, соответствующие ей следствия. Из пшеничного зерна всегда вырастает пшеничный колос, из косточки винограда – виноградная лоза, лошадь рожает жеребенка, а львица – львенка, и здесь всегда присутствуют четко выраженные генетические причинно-следственные связи. Всякое следствие внутренне обусловлено порождающей его причиной, и определенный вид причин вызывает однохарактерный тип следствий.

Однако причинность нельзя рассматривать только как однонаправленное воздействие со стороны причины на следствие, поскольку она является одним из наиболее важных типов взаимодействия. Некоторые причины вызывают многочисленные и долго развивающиеся следствия, например, катастрофические стихийные бедствия – ураганы, землетрясения, цунами, взрывы атомных бомб или аварии на атомных энергостанциях. Широко распространен тип причинно-следственных связей, вызывающих так называемый «эффект домино», когда воздействие одной причины порождает целую цепочку следствий, подобно тому, как падение одной кости домино в длинном, последовательно выстроенном ряду, вызывает последовательное падение всех поставленных друг за другом костей.

Следствие также распространяет «щупальца» своего влияния не только «вперед» в качестве новой причины, рождающей новое следствие, но и «назад», на производящую ее причину (не прямо, а в определенной временной перспективе), видоизменяя ее характер, особенно в тех случаях, когда причинная связь не мгновенна, а протяженна, растянута во времени. Подобное взаимодействие причины и следствия именуется принципом обратной связи. Он действует во всех самоорганизующихся системах, в живых организмах и в обществе. Без этой обратной связи немыслима устойчивость и поступательное развитие системы.

Лишь в простейшем частном случае можно представить причинно-следственную связь как одностороннее и однонаправленное воздействие. В ряде же сложных социальных, психических и кибернетических процессов взаимодействие причины и следствия приводит к тому, что следствие само становится причиной по отношению к породившей его причине. Одна из сложных форм причинно-следственных отношений представлена в модели ядерной цепной реакции. Ход событий в ней развивается по принципу «домино», но при этом каждое следствие становится причиной не одного, а двух или более следствий, и в дальнейшем эта причинно-следственная связь все более разветвляется.

Причинные связи могут быть как прямыми, – например, при ударе одного бильярдного шара о другой, – так и опосредованными, когда начальная причина, вызвавшая известное следствие, проходит через ряд косвенных причин и воздействий. Так, например, гибель лесов происходит из-за роста потребления электроэнергии, что ведет к увеличению мощности тепловых электростанций, возрастанию добычи и количества сжигаемого на электростанциях угля, а, соответственно, и к увеличению выбросов серных газов в атмосферу, взаимодействие их с кислородом воздуха, выпадению кислотных дождей, эрозии почв, высыханию и выгоранию трав и подлеска, возникновению массовых лесных пожаров и т. п.

К сложным типам причинно-следственных связей относится и свойство отражения. Отражение явление-следствие всегда сохраняет в своей структуре и свойствах следы воздействия явления-причины. Например, некоторые горные породы и руды могут долго сохранять следы магнитных полей, воздействовавших на них в период формирования горных кряжей. Подобного же рода причинные связи используются и в технике при конструировании различного рода «запоминающих» устройств: памяти ЭВМ и других конструкционных элементов, способных «запоминать» изначально заданную форму и содержание информации и восстанавливать ее после ряда многочисленных изменений и преобразований.

Итак, все причинно-следственные процессы и связи в мире вызваны не односторонним действием, а основываются на отношении, по меньшей мере, между двумя взаимодействующими предметами, поэтому причинность должна рассматриваться не просто как вид связи, но и как тип взаимодействия. Причина и следствие – это лишь разные стороны всеобщего и универсального процесса взаимодействия. Как к одному и тому же месту ведут разные пути, так и к одному и тому же следствию могут приводить разные причины. При этом причина никогда не действует с абсолютной однозначностью для разных предметов: сильное тепло расплавляет воск, но закаляет сталь. Вместе с тем и причина в виде тепла сама есть следствие или результат разных причин: действия солнечных лучей, трения, сильного удара, химической реакции, электрического тока, разложения атома и т. п. Так, даже головная боль может быть вызвана сотнями различных прямых и косвенных причин, как и многие другие болезни. В окружающем нас реальном мире нет и не может быть таких явлений, которые возникали бы как результат действия только одной определенной причины и на которые не воздействовали бы различные побочные причины.

В связи с этим в философском познании мира сложились различные теоретические концепции, трактующие сущность и смысл причинно-следственных связей и отношений между явлениями. Философский детерминизм – это мировоззренческий и методологический принцип, согласно которому все в мире взаимосвязано и причинно обусловлено; все события и явления реального мира подчинены закону причинности. Механический детерминизм предполагает однозначную причинную обусловленность одного события другим, что приводит к возможности абсолютно строгого предсказания всех явлений. Что же касается диалектического детерминизма, то он рассматривает причинно-следственные взаимосвязи в зависимости от соотношения необходимости, случайности и вероятности свершения того или иного события

Индетерминизм – это теоретическая позиция, в которой отрицается объективность и значимость причинных связей в природе и общественном развитии. Индетерминисты исходят из того положения, что основой всех событий в мире является случайность, а причина и следствие практически никак не обусловливают друг друга. В противовес им фаталисты рассматривают все явления и процессы как строго предопределенные, свершающиеся с заранее заданной необходимостью и которые никак нельзя изменить или предотвратить. К фатализму примыкает телеология – учение об особом целевом виде причинности, рассматривающее любую, даже совершенно стихийно действующую причину как изначально разумную и заданную неким высшим существом. Совершенство и гармония Вселенной объясняется ими как некий план или цель, обусловленный замыслом Божественного Творца.

Позиции механистического детерминизма, индетерминизма, фатализма и телеологии не в состоянии раскрыть действительного механизма развития природного и общественного бытия, рассмотреть все многообразие этого процесса, так как жесткая детерминация явлений предполагает наличие следствия уже в самой причине, а значит, отрицает появление принципиально новых качественно различных форм физического, социального и индивидуально-личностного бытия. Процесс развития трактуется здесь как вечное возвращение на «круги своя», замкнутый круг бесконечного повторения. Развитие лишается в данном случае своих главных атрибутов – необратимости и направленности.

Тем не менее, с позиций теории диалектики развитие понимается именно как процесс качественного изменения и преобразования старых форм бытия в новые при сохранении преемственности, но и без однообразного повторения раз и навсегда данных форм существования. Причина и следствие являются взаимосвязанными, но следствие никогда не бывает полностью тождественным своей причине. Само причинение уже есть порождение, появление качественно отличных объектов природного и общественного мира, а реальные причинно-следственные связи всегда включают в себя элементы как необходимости, так и случайности.





Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 357 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...