Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Середина 5 века н.э.
Основные источники:
античная философия
идеи и догматы христианства
социокультурные основания:
- натур. хоз-во
- жесткая зависимость
- примитивный уровень знаний
- мракобесие (запрет на поиски), познающая активность на низком уровне
Основные ветви:
арабская философия
европейская философия
христианская философия
Основные функции христианской философии:
- систематизирующая
а) сбор и обобщение религиозных идеологий
б) защита этих убеждений
- герменевтическая (искусство понимания, толкования)
а) толкование священных текстов
Исторические этапы развития средневековой философии.
апологетика
патристика
схоластика
1) Апологетика-защита
Представители – Ориген, Тертуллиан, Юстин.
Цель:
(крестьянство не стало монорелигией – доказать, что крестьянство единая религия)
- защита крестьянства
- христианская философия наследует лучшие черты античной философии
- христианская теология – единственная прав. философия до 325г.
2) Период разработки «отцами церкви» основ христианской догматики обычно называют
патристикой (IV – VIII вв.) В патристике выделяют два направления:
- западную патристику (Аврелий Августин);
- восточную патристику (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский,
Григорий Палама).
Своей кульминации патристика достигает после признания христианства госуд. Религией Римской
империи. В отличие от античной философии, где требовалось познать истину, отцы церкви
закрепили в догматах новую для своего времени идею откровения в Священном Писании. Понятая
таким образом истина сама стремилась проникнуть в человека, овладеть им. Полагалось, что
человек должен постичь истину не ради себя, а ради самой истины, поскольку источником ее был
Бог. Именно с тех пор христианская философия встала на путь, который характеризовался
формулой: «Философия – служанка теологии».
Цель:
- систематизация догматов
- распределение
- детальная трактовка – «верю, чтобы понимать»3) С XI по XIV вв. в европейской философии господствует схоластика. Для этого типа
философии было характерно соединение догматики с рационально-дискурсивным методом
ее обоснования и интерпретации.
Представители: Абеляр, Эриугена, Ансельм. Осн. представитель – Фома Аквинский, который
прославился как великий систематизатор средневековой философии. Он считал, что в философии
вероучение должно обрести рациональную форму «здравого смысла».
Проблемы:
обоснование бытия Бога
спор реализма и номинализма (спор о сущности понятий)
Реализм – философская концепция, которая признает реальное существование понятий.
Номинализм – в реале сущ. вещи, а понятия – функция.
- проблема соотношения веры и разума
Основные идеи средневековой философии:
монотеизм
креационизм (творчество)
идея откровения
провиденциализм (предустановленности)
эсхатологизм. Развитие общества трактовалось средневековыми богословами в соответствии с
принципами провиденциализма и эсхатологизма. История понималась как проявление воли
Бога, осуществление божественного плана «спасения» человечества. Главной движущей
силой считалось внеисторическое божественное провидение. Люди – только актеры драмы,
задуманной Богом. Руководимая Богом история должна преодолеть себя в приходе
«грядущего мира» – вечности.
Принцип оппозиции души и тела составлял фундамент христианской антропологии, согласно
которой человек сотворен по образу и подобию Бога.
Важнейшей задачей философского мышления в эту эпоху было соблюдение соответствий между
философскими построениями и догматами христианского вероучения.
Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 490 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!