Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Подлинный расцвет древней китайской философии приходится на период 6-3вв. до н.э., который по
праву называется золотым веком китайской философии. Именно в этот период происходит
формирование китайский философских школ – даосизма, конфуцианства, моизма, легизма,
натурфилософовских
Всю китайскую философию можно разделить на 3 периода:
1. предфилософский (10-8 в. до н.э.).
Для данного периода характерно:
- формируются основные литературные памятники (книга перемен, книга песен, книга
истории)
- развивается почитание культа предков, который строился на признании влияния
умерших, на жизнь и судьбу потомков
- жертвоприношение духам природы и предкам
- мифологическая форма мышления – господствующая
- развивается кровно-родственная община, осознается ее ценность
- формируется поклонение небу
- формируется представления о человеке как о большой семье
2. натурфилософский (8-6 вв. до н.э.)
Натурфилософия – ранняя стадия развития философских знаний, характеризуется
формированием первоначальных реалистических воззрений на природу (что есть мир?)
Для данного периода характерно:
- формирования идеи перемен
- формирование учений об Инь и Ян – противоположные начала
- формирование учений о первоэлементах (т.е. с чего состоит мир). Тогда выделяют
воду, огонь, металл, землю, дерево
- формируется учение о даах
3. Золотой век китайской философии (6-3 вв. до н.э.).Для этого периода характерно:
- происходят крупные экономические и общественные изменения, обусловленные
появлением частной собственности на землю
- острая социальная борьба между царствами
- расцвет культуры и философии
- формирование даосизма, конфуцианства
Для всех трех периодов древнекитайской философии характерно:
- специфика китайского письма (афористический стиль, образность, метафоры)
- приверженность традиций. Накопленная в прошлом мудрость берется за основу, а
авторские новации имеют смысл и ценность только в том случае, если они
претендуют на более ясное и адекватное прочтение традиции.
- светский рационализм. Китайцы поклонялись Небу как надличностному принципу
мирового порядка, всеобщей необходимости, судьбе. Вместо веры в священное божество древние
китайцы почитали установленный Небом порядок и следили за соблюдением ритуала. Вся мощь
философского рационализма в Китае была направлена на прояснение норм и правил повседневного
существования, нравственное воспитание людей, гармонизацию хозяйственной и политической
жизни, разработку эффективных методов управления государством. Эти проблемы были
центральными для таких философских школ, как конфуцианство и легизм.
- холизм – философская концепция, утверждающая, что целое больше суммы частей
- интуитивность как метод познания
- включенность человека в систему этических отношений
Школы в китайской философии.
Конфуцианство Конфуций (551-479 до н.э.)
Осн. произведения Конфуция «Беседа и суждения»
- разделяли традиционные представления о небе и небесной судьбе, но делали упор не
на проповедь величия неба, а на страз перед небом. Небо определяет место человека в
обществе, награждает и наказывает его
- идея единства физических и нравственных законов
- разработал концепцию «благородного мужа». «Б.м.» должен обладать следующими
качествами:
а) человеколюбие, б) гуманность, в) следование долгу, г) сыновья почтительность, д) ритуал, е)
благопристойность, ж) разумность
Благородный муж проявляет осторожность к тому, чего не знает
Благородный муж может проявляться в следующих отношениях:
* государство и подданность
отец – сын
старший брат – младший брат
муж – жена
друзья
- отстаивал старые традиции и обычаи, яростно выступал против каких либо
изменений в управлении страной
Даосизм Основатель – Лао-цзи. Основное произведение «Книга о пути и добродеятели»
Дао употребляется:
- дао – это порожденное начало
- дао – это синоним мирового целого
- дао – законом. Бытия космоса
- дао – это источник движения- само небо и его выраженная небесная судьба отвергается даосистами
- отбрасывали одухотворение природы
- отрицали роль чувственных знаний, требовали ухода из жизни, от активной
деятельности
Их главный принцип в познании: «Не выходи со двора, можно познать мир; Не выглядывай в окно,
можно увидеть естественное дао. Чем дальше идешь, тем меньше познаешь»
Школа – моистов Моц-зы (480-400 до н.э.)
- моисты единственные приблизились к пониманию логического анализа и к его
применению и практическому использованию в своих рассуждениях
- воспринимали идею веры в небо и его волю, воля неба – познаваема и всем известна –
это всеобщая любовь и взаимная выгода, рассматривая небо как образец для
поднебесной
- развивают естественнонаучные взгляды на природу
- центральным в учении моистов являлся принцип «всеобщей любви»
Легисты
- считали, что если будут хорошие законы, то и самый заурядный человек может быть
мудрым правителем
- выступали за равные возможности для возвышения в стране каждого человека
- выдвижение талантливых людей вне зависимости от ранга
- особое значение уделяли хозяйственной функции государства, главная задача власти
– забота о поддержании землевладений, создание сильной армии
Основные отличия китайской философии:
- морально-этическая направленность
- ориентация на внутреннюю активность человека
- активность человека во вне
Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 448 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!