Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Специфика философской традиции Древней Индии



Зарождение философской мысли в древнеиндийской культуре восходит к началу VIII в. до н. э. и связано с древнейшим памят­ником индийской мифологии - Ведами. Веды (букв. - знания) представляют собой сборники гимнов, молитв, заклинаний, пос­вященных божествам древнеиндийской мифологии, олицетворя­ющим силы природы. В процессе размышлений над главным сборником Вед - Ригведой - сложились первые философские тек­сты - Упанишады (букв. - «сидеть у ног учителя»), в которых об­разы мифических божеств уже играли роль рациональных фило­софских понятий. Большинство древнеиндийских мыслителей черпали из Упанишад основные философские идеи, видели в них высший авторитет, откровение божественной мудрости (шрути). Образование первых философских школ относится к VI-II вв. до н. э. В этот исторический период сложилось шесть ортодоксальных философских учений (даршан), составивших рациональное ядро идеологии брахманизма: веданта, ньяя, вайшешика, миманса, санкхья, йога. Этому направлению активно противостояли неортодок­сальные школы: буддизм, джайнизм, локаята, адживика. Они не признавали авторитета Вед, выступали против интеллектуальной гегемонии жречества в древнеиндийской культуре. Традиционализм являлся специфической особенностью ин­дийского философствования. Философское познание мыслилось как триединство ступеней восхождения к истине: освоение Вед; их рационально-философское осмысление в сутрах; интуитивное прозрение истины посредством интеллектуального сосредоточе­ния и медитации. Другой специфической чертой древнеиндийской философии является ее глубинная связь с религией. Многие исследователи считают возможным говорить о едином религиозно-философском комплексе в духовной культуре Индии. Одни и те же тексты в рамках индийской традиции можно рассматривать и как фило­софские, и как религиозные. Специфика древнеиндийской фило­софской традиции определялась также ее ценностно-мировоз­зренческими основаниями. Они получили отражение в основных идеях и положениях древнеиндийской философии. В развитии индийской философской традиции можно выде­лить два комплекса идей, выражаемых различными системами категорий. Ортодоксальные философские школы (астика) разра­ботали такие категории, как Брахман, Атман, самсара, карма, мокша. Неортодоксальные школы (настика) вели постоянные дискуссии с ведантой, опираясь на систему категорий, разрабо­танную буддизмом. Среди важнейших понятий буддийской фило­софии следует назвать категорию Пустоты (Шуньята), понятия дхармы, сансары, нирваны. Для философии брахманизма характерна идея безличного и абсолютного духовного начала - Брахмана. Весь материаль­но-чувственный космос древнеиндийские мыслители рассматри­вали как его самоосуществление в пространстве и времени. Осо­бое значение имел принцип тождества Брахмана и Атмана. Тело понималось как внешняя оболочка души, являющейся индивиду­ализированным, субстанциальным воплощением Брахмана. Че­ловеку надлежит сосредоточенно размышлять о своей подлинной природе, о внутреннем тождестве Атмана и Брахмана. По мере от­каза от заботы о внешнем, материальном существовании душа пе­рестает быть связанной кармой и получает возможность восстано­вить единство с Абсолютом. Учение об освобождении (мокша) сос­тавляет кульминацию философских концепций брахманизма. Основным оппонентом веданты являлся буддизм. В основе фи­лософии буддизма можно обнаружить следующие принципиаль­ные положения. Во-первых, нет Брахмана как духовной субстан­ции, сущность мира пустотна (учение о Шуньяте). Во-вторых, нет бессмертной души, тождественной Абсолюту (учение о несуб­станциальности личностного начала). Индивид представляет вре­менное состояние, возникающее вследствие констелляции мель­чайших первоэлементов бытия (дхарм). В-третьих, видимый мир - иллюзия омраченного неведением сознания, возникающая вследствие непрерывного вращения дхарм (учение о ежемгновен- ной изменяемости всего сущего). Своими действиями индивид включается в поток бытия и становится частью причинно-след­ственных зависимостей, чем обрекает себя на постоянное страда­ние (учение о сансаре). В-четвертых, следует помнить, что сущес­твует путь, ведущий к успокоению дхарм и достижению покоя в безбрежной мировой Пустоте (учение о нирване). Оригинальные идеи древнеиндийских мыслителей были вос­приняты и продолжены другими народами Востока, повлияли на ход философского развития античного мира и европейских стран, продолжают оказывать мощное воздействие на духовную жизнь современной западной цивилизации.




Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 449 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...