Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ясность речи



Культура речи предполагает понимание, значит, высказыванию должна быть присуща ясность. Toлько в этом случае реакцию можно прогнозировать и направлять, а коммуникативное намерение окажется по-настоящему осуществленным.

Ясности речи препятствуют речевые ошибки разных языковых уровней в фонетике и орфоэпии - это неясность артикуляции, дикционные дефекты, мена звуков, неоправданная редукция. Акцентологические ошибки нарушают ясность при одинаковом написании (омографии) слов, имеющих различное ударение, при его неверной постановке в таких словах. Лексическое нарушение ясности обусловливается неверным выбором слова, неумением подобрать синонимы или различить паронимы, злоупотреблением омонимами. На грамматическом и синтаксическом уровнях это ошибки при выборе формы слова, при включении его в контекст, согласовании с другими в словосочетаниях и предложениях.

Ясным, как и точным, не может быть высказывание, допускающее нарушения грамматической и логической структуры. «Оставшись в машине, девушка прохаживалась возле реcmopана», – сообщает автор очерка. Неверное употребление деепричастного оборота («оставшись» – «прохаживалась») приводит к неясности и нелогичности; то, что в машине остался другой человек, можно обнаружить только в контексте. Неумеренная тяга к афорическим местоимениям, неверная синтаксическая организация характеризует фразу из монографии: «Образование отличает от воспитания то, что оно (?) есть лишь его (?) компонент».

Ясность речи – это возможность наиболее полно выразить в словах свои мысли, образы, ассоциации, неизбежно передающиеся в словесных знаках, и быть наиболее эквивалентно понятым. А понимание – это возбуждение аналогичных ассоциативных рядов в сознании собеседника, у которого те же слова могут соотноситься с совершенно иными образными подтекстами и представлениями.

Умение поставить вопрос и проанализировать ответ – важное условие ясности речи, выяснения индивидуальных контекстов собеседника. Сделать общение подлинным диалогом, уметь выслушать собеседника и ответить в соответствии с его зоной актуального и ближайшего развития – мастерство оратора, делающее его речь ясной, а общение – желанным для слушателей.

Ясность речи может импульсироваться психолого-риторическими средствами. Их необходимо грамотно использовать.

1. Конструирование «общей памяти», или «общего подлежащего». Это достигается обращением к личному опыту слушателя, позволяющему вызвать наиболее точный образ слова.

2. Максимальная наглядность в изложении материала, ибо это включает несколько систем восприятия одновременно и локализует ассоциативный разброс, затрудняющий понимание.

3. Возможность управлять ассоциативным мышлением собеседника, сознательно подготавливая для этого смысловые ориентиры, на которых впоследствии может быть основано интуитивное понимание предмета.

4. Ориентация сообщения на предметный и языковой опыт воспринимающего, регулирование его установки на усвоение. Необходимо формировать эту установку и поддерживать ее в течение всей лекции (урока).

5. Постоянное взаимодействие с интуитивным началом, подсказывающим оптимальные формы воздействия на аудиторию, ситуацию, формирующим апперцептивные факторы. Нельзя подчиняться безразличным к слушателям текстовым универсалиям (за это в свое время осуждали Демосфена, произносившего речи лишь по заготовкам и отшлифованным письменным текстам). Текст нам всегда необходим, но мы не имеем права всецело ему вверяться, забыв о слушателях.

6. Возможность из всех существующих способов организации речи отдать предпочтение тем, которые наиболее органичны для аудитории, наиболее соответствуют ее ожиданиям.

Понимание изначально создается вниманием, т. е. говорящий и пишущий должны использовать все средства его развития: нетривиальность подачи материала, диалогический характер (риторические вопросы, учет реакций аудитории, стимулирование сомышления и сотворчества), ритмичность как сочетание различных элементов воздействия: факта и комментария, прозы и поэзии, вариантов темпа, тона. Эта ритмичность необходима и самому педагогу для отдыха мысли.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 2688 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...