Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Авторство и время написания



Поскольку большая часть Книги Второзаконие — это слова Моисея, то он традици- онно и считается ее автором. Тем не менее очевидно, что кто–то другой должен был оформить окончательный вариант книги, поскольку в известных местах (напр., в 1:1), включая и сообщение о смерти Моисея (Втор. 34), его слова изложены не от первого, а от третьего лица. Учитывая это, Книгу Второзаконие лучше рассматривать как доку- мент с точной записью высказываний Моисея, оформленный уже после его смерти.

Но тогда неизбежен вопрос о времени написания этой книги. Многие ученые по- лагают, что Книга Второзаконие написана ни много ни мало шесть столетий спустя после смерти Моисея, в VII веке до н. э. Эта гипотеза построена на том основании, что в Иерусалимском храме во времена правления царя Иосии, когда тот проводил рели-


гиозную реформу после предыдущих лет идолослужения (4 Цар. 22:8), была обнару- жена (в 621 г. до н. э.) так называемая «книга закона». (О названии «книга закона», примененного в отношении Книги Второзаконие, см.: 28:61; ср.: 31:24.)

С точки зрения этих ученых, эта книга не представляет собой достоверной записи Моисеева учения, а отражает скорее особенности периода правления Иосии, причем имя Моисея использовано, чтобы придать ее словам должный авторитет. О законах, касающихся оседлого образа жизни и земледельческого уклада (напр.: 24:19—22), иногда говорят как о составленных уже после овладения землей обетованной. Также и те места из книги, которые предрекали вавилонское пленение (586–539 гг. до н. э.), такие, например, как 4:25–31, 28:64–68 и 30:1–10, расцениваются как составленные по крайней мере не ранее самого пленения.

Проблема датировки в определенной степени зависит от ответа на вопрос о том, могли библейские авторы предвидеть обстоятельства и события истории Израиля или нет. Между тем имеются серьезные основания полагать, что Книга Второзаконие бы- ла написана значительно раньше, и даже очень близко ко времени жизни Моисея.

Во–первых, Книга Второзаконие не «знакома» с основными институтами полити- ческой и религиозной жизни Израиля в период правления царей, не знает она ни са- мих царей, ни Иерусалимского храма. В выражении «место, которое изберет Господь, Бог ваш, из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его там» (12:5; ср.: 12:11, 14; 14:24), часто видят замаскированную аллюзию на Иерусалим. Это могло бы поддер- жать гипотезу о написании Книги Второзаконие во времена Иосии, поскольку он уни- чтожил все места поклонений, кроме одного — в Иерусалиме. Тем не менее точного указания для отождествления этого «места» непременно с Иерусалимом нет. Напри- мер, то значение, которое имел Сихем (гл. 27), противоречит такому утверждению.

Книга Второзаконие также не «проявляет восторга» в отношении идеи царского правления (17:14—20), она лишь допускает этот институт, пытаясь найти гарантии, что царь не будет тираном. Маловероятно, чтобы такой закон мог появиться во време- на правления царя Иосии.

Во–вторых, Книга Второзаконие знает только о едином, объединенном Израиле, в ней нет ни слова о разделении народа на два царства, наступившем вслед за правле- нием Соломона, около 930 г. до н. э. (3 Цар. 12).

В–третьих, эта книга вновь и вновь предупреждает об опасности, скрытой в хана- нейском религиозном культе (см., напр., главы 7, 13). Искушение оставить поклоне- ние истинному Богу и последовать за богами Ханаана стало очевидным, как только Израиль занял первую пядь ханаанской земли. Особая озабоченность этим вопросом объяснима и понятна в самый ранний период исторической судьбы народа, хотя, ко- нечно, она остается актуальной во все времена между овладением землей обетован- ной и вавилонским пленением.

В–четвертых, определенные законы становятся более прагматичными ввиду пред- стоящего (или недавнего по времени) овладения землей. Так, в 12:15—25 допускается

«мирское» употребление мяса. Этот закон контрастирует с законом в Лев. 17, который настаивает на том, что все жертвенные животные должны быть освящены и приведе- ны к входу скинии собрания (то есть к месту жертвоприношений и богослужения, су- ществовавшему до тех пор, пока Соломон не построил Храм). Книга Второзаконие до- пускает исключения потому лишь, что после поселения в земле обетованной расстоя- ния, которые следовало преодолевать большинству людей, чтобы добраться до ски-


нии, не позволяли вкушать мясо освященных животных.

В–пятых, Книга Второзаконие, как и пророки, указывает на необходимость ис- креннего вероисповедания, почитания системы правосудия и соблюдения прав не- имущих слоев населения (14:28—29). Тем не менее эта книга отличается от пророче- ских тем, что она не обращается к конкретным ситуациям и не касается отдельных личностей. Здесь больше говорится о программе на будущее. И похоже, что пророки принимали Книгу Второзаконие, как и остальные части Пятикнижия, за ключевую книгу. Например, Амос, быть может, имеет в виду Книгу Второзаконие, когда указы- вает на то, что Бог усмотрел для всякого народа соответствующую землю (Ам. 9:7; см.: Втор. 4:1; 4:29; 30:19; 32:46,47).

Наконец, Книга Второзаконие с формальной стороны напоминает политические договоры, заключенные хеттейскими царями с вассальными государствами, а также известные архаические кодексы, например, кодексы Вавилонского царя и законодате- ля Хаммурапи. Эти параллели с договорами очень важны, поскольку Книга Второза- коние содержит те же элементы при установлении взаимоотношений между субъек- тами и указания на преданность заключенным соглашениям.

Частями хеттейского договора являлись следующие: 1) преамбула, представляю- щая договор и его субъектов; 2) исторический пролог, упоминающий об истории от- ношений сторон; 3) общие положения, определяющие характер будущих отношений сторон; 4) частные положения, перечисление конкретных требований в отношении вассала; 5) гарантии исполнения (в качестве гарантов призывались боги); 6) благо- словения и проклятия, соответственно за исполнение и неисполнение договора.

Книга Второзаконие следует той же, хотя и не полностью идентичной схеме, в частности: 1) преамбула (1:1–5); 2) исторический пролог (1:6 — 4:49); 3) общие поло-

жения (главы 5 — 11); 4) частные положения (главы 12 — 26); 5) гарантии исполнения (главы 27 — 28); 6) благословения и проклятия. Эту функцию исполняет гл. 32. Пер- вый стих из гл. 32 взывает к небу и земле засвидетельствовать эти слова Израилю, и это (вследствие монотеизма Израиля) необходимый признак, отличающий этот завет от других договоров.

Параллель, проводимая между Книгой Второзаконие и этими договорами, не со- всем совершенная. Например, отдел, посвященный проклятиям, необычно обширен. И если гл. 32 рассматривать как отдел с гарантиями сторон, тогда порядок нарушает- ся. Более того, ученые по–разному оценивают способ структурного описания догово- ра по разделам, стало быть, и то, насколько Книга Второзаконие соответствует подоб- ному членению. Важнее всего то, что Книга Второзаконие представляет собой не ка- кой–то политический договор, а документ, отражающий завет Господа с Его народом. Этот договор (завет) указывает на то, что Господь — это «царь» Израиля (см.: 33:5).

Для уточнения времени написания книги важным представляется то положение, что подобные договоры типичны для второго тысячелетия до н. э. Однако есть разные мнения относительно разницы между договорами, заключенными во втором и пер- вом тысячелетии, которая была бы достаточной для отнесения Книги Второзаконие ко второму тысячелетию. Этот вопрос пока не нашел удовлетворительного ответа. Тем не менее сходство Книги Второзаконие и хеттейских договоров поразительно, и дан- ное обстоятельство остается важным аргументом в пользу отнесения Книги Второза- коние ко второму тысячелетию до н. э.


В заключение следует указать на то, что имеющийся научный материал не может убедительно доказать ни одну из обсуждаемых дат в отношении авторства Книги Вто- розаконие. Однако научные факты нисколько не противоречат тому, что эта книга была составлена в период, следующий непосредственно за смертью Моисея.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 276 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...