Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Повеления о наследовании зелии обетован-



Ной

Эти законы и Книга Второзаконие в целом были даны на равнинах Моава, напро- тив Иерихона (36:13).

33:50—56 Повеление изгнать обитателей Ханаана. Повеление овладеть Ха- нааном состоит из трех частей: эта земля дается Израилю, как обетовано в Авраамо- вом завете (Быт. 15:18–21); указание о способе их распределения (повтор 26:52–56); и повеление изгнать народы, разрушить идолов их и возвышенности их. Это повеление мы находим в книгах Исход, Левит и Второзаконие (Исх. 23:23–33; 34:11–17; Лев. 20:1–5,22–26; Втор. 7:1–5; 12:29–30; 13:6–18; 29:16–28).

34:1–15 Границы земли обетования. Авраам получил обетования о земле, раскинувшейся от реки Египетской до реки Евфрата, определенной как земля

«Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев, Хеттеев…» (Быт. 15:18–21; ср.: Втор. 11:24). Эти грани- цы соответствуют тем, что приводятся в египетских текстах второго тысячелетия до н. э. Таким образом, описание, данное здесь Ханаану, действительно очень древнее. Ко времени появления Израиля на равнинах Моава пределы этой земли могли быть установлены, судя по упоминаниям городов и поселений, и Иисус следовал именно этим границам (Нав. 15 — 19). Земля обетованная должна была распределяться между девятью с половиной коленами, поскольку два с половиной поселятся в Трансиорда- нии (32). Однако полностью земля обетованная, кажется, так никогда и не перешла во владение Израиля. В течение небольшого периода правления Давида и Соломона Из- раиль владел землей, раскинувшейся от Евфрата до полосы Газы, или от Дана до Вир- савии (3 Цар. 4:24—25), но впоследствии его территория сократилась. Тем не менее не стоит терять из виду обетования (Иез. 47:15–20). Даже в настоящее время Израиль притязает на эту территорию, правда, в более ограниченных пределах. Восстановле- ние государства Израиль в полночь 14 мая 1948 г. после многих столетий оккупации другими народами стало выдающимся событием новейшего времени. Между тем обе- тование, данное Аврааму, еще полностью не исполнилось.

34:16–29 Имена мужей, которые будут делить землю. Наделялись такой властью Иисус и Елеазар (17); их обязанности изложены в Нав. 14 — 19. Начальники десяти колен придавались этим мужам в помощь (18—29). Многие имена в этом пе- речне содержат в себе слово «Эл» («Бог»). Это свидетельство древности происхожде- ния самого перечня, поскольку более поздние имена содержали имя «Господь» (см. ком. к 1:4–16). Это также может указывать на преклонный возраст этих людей, напри- мер, Халеву было около восьмидесяти лет (см.: Нав. 14:10). Хотя эти мужи были гла- вами колен Израилевых, они находились в подчинении у Иисуса и Елеазара. Халев, например, спустя приблизительно пять лет просил Иисуса предоставить ему обещан- ное наследие. Такой высокий уровень власти при распределении земли предотвращал


территориальные споры между коленами Израиля. Должно было быть ясно, что зе- мля распределялась согласно воле Божьей через назначенных Богом служителей и что границы ее никаким изменениям не подлежат (см.:Прит. 22:28; 23:10).

35:1—5 Города, данные левитам. Семейство Аарона и левиты не имели права на удел между коленами Израиля (18:20–24). Они зависели от подати, которую пла- тили другие колена. Однако для сохранения их статуса в Израиле им давались города для жительства. После завоевания израильтянами земли обетованной следовало не- медленно выделить левитам их города (Нав. 21). Каждый город должен был иметь прилегающие земли под пастбища на расстоянии 1500 футов от городских стен (т. е. 450 метров), занимая площадь в виде квадрата со стороной в 3000 футов (т. е. 900 ме- тров) (5). Эта геометрия заводит нас в тупик. Если городские стены составляли в дли- ну 3000 футов, а каждая сторона квадрата отстояла от стены на расстоянии 1500 фу- тов, то четыре стороны не могли бы соединиться. Эти размеры соответствовали бы квадрату, если бы размеры выводились из центральной точки. Археологические сви- детельства указывают на то, что Беф–Шемеш, один из данных левитам городов (Нав. 21:16), занимал площадь приблизительно равную семи акрам (т. е. трем гектарам). За- труднения с геометрией левитских городов подвергли испытанию изобретательность ученых. Одно из возможных решений этой проблемы заключается в том, что вначале очерчивали квадрат или прямоугольник вокруг городских стен, а затем от углов по- лучившегося квадрата или прямоугольника для установления пределов предместий отмеряли по 1500 футов.

План левитского города

Однако совершенно ясен принцип, в соответствии с которым левитам должен был принадлежать ограниченный район в предместьях их городов для устройства выгона для скота.

35:6–34 Повеление о городах–убежищах. Левитские города были разброса- ны по всей земле в соответствии с размерами удела каждого из колен (8). Это гаран- тировало надлежащее наставление в законе всех колен Израиля (Втор. 31:9; Мал. 2:6—7). Следовало устроить сорок восемь таких городов; избирались они по жребию несколько лет спустя (Нав. 21:1—42). Заглядывая в будущее, важно отметить, что свя- щенники по линии Аарона поселились в Иуде (вместе с Симеоном и Вениамином), а


остальные из сынов Каафа, Гирсона и Мерари разместились среди других колен Из- раилевых. Бог оказал милость Иуде, разместив лучших служителей Своих в его среде. Это обстоятельство могло быть основной причиной того, что Иуда не отошел от зако- на так быстро, как Северное царство Израиль, и таким образом избежал оккупации ассирийцами, которые в 721 г. до н. э. разгромили Самарию. От уклонения с верного пути Иуду предохраняли потомки Ааарона, мужи наподобие Иеремии. Тем не менее Иуда тоже не избежал пленения в 586 г. до н. э. Эта история учит тому, что церковь, имеющая верных проповедников, несет на себе знак милости Божьей. Церковь обяза- на постоянно молиться, чтобы Бог воздвигал преданных служителей и облекал их спасением.

Шесть левитских городов должны были стать городами–убежищами (6), три на правом и три на левом берегу Иордана (14). Человек, убивший кого–либо, мог укрыться в одном из таких городов–убежищ. Он мог бежать от мстителя за кровь. Еврейское слово go'el, переведенное как мститель, означает «кровный родственник, искупитель, избавитель» (12, 19, 21, 24, 25, 27). Отомстить за кровного родственника должны были его родные — таков был древний обычай. И это могло вести к серии бесконечных убийств. Наглядным примером такой вендетты может служить случай с Авениром (2 Цар. 2:8–28; 3:19–39). Отчасти трагедия Авенира состояла в том, что он погиб у самых ворот Хеврона, города–убежища. Города–убежища предоставляли убийце укрытие до тех пор, пока он не предстанет на суд перед обществом.

Устроив города–убежища, Бог проявил Свою любовь к правосудию, кровную месть Он заключил в рамки закона. Кровная месть применялась даже в случае непреднаме- ренного, случайного умерщвления человека. Поэтому было установлено различие ме- жду намеренным и непреднамеренным убийством. Убийство преднамеренное заранее обдумывается и совершается из засады (16–21). Убийство невольное происходит слу- чайно, без предварительного плана (22—24). Это различие напоминает разницу ме- жду осознанным грехом и непреднамеренным (см. ком. к 15:22–31). Совершивший непреднамеренное, случайное убийство ограждался от кровной мести, хотя и лишал- ся свободы (28, 32). Но никакого человекоубийцу, убившего преднамеренно, оста- влять в живых не допускалось (21, 31). Выкупа за жизнь убийцы не предусматрива- лось, так же, как и не было прощения за грех преднамеренный (15:30–31). Закон не препятствовал кровным родственникам убитого мстить в том случае, когда это не противоречило закону. А в отношении обиды, нанесенной вдовам, не имеющим род- ственников, Бог принимал на Себя роль мстителя (Исх. 22:22–24). Новый Завет пове- левает верующим во Христа не мстить за себя, но предоставить это Господу (Рим. 12:19), Который отмстит за них (Лк. 18:7–8; Отк. 6:10; 19:2).

Правосудие укреплялось требованием двух и более свидетелей преступления (30; см.: Втор. 17:6; 19:15; Мф. 18:16; 2 Кор. 13:1; Евр. 10:28). Это был твердый, постоянный

принцип, к которому апеллировал Христос (Ин. 8:16–18; 5:32–41; 1 Ин. 5:6–8). Вот почему апостолы не ходили поодиночке, но попарно; они были свидетелями Христа, и их свидетельство должно было иметь законное основание (Лк. 10:1; Деян. 13:2; обра- тите внимание на множество в Деян. 2:32; 10:23 и пары учеников в Мф. 10:1—4).

Самое глубинное обоснование устройства городов–убежищ находится в Авраамо- вом завете (который подразумевается в стихах 33—34) — ибо кровь оскверняет зе- млю. Израиль не смел осквернять землю, на которой Бог пребывает среди народа Своего. По этой самой причине Израиль очистил свой стан на святой горе Синай со-


рок лет тому назад (5:3). Основная причина, скорее всего, была не в правосудии самом по себе, но в стремлении следовать Божьим намерениям, объявленным в Авраамовом завете. Во–первых, это было намерение сохранить тесное общение Израиля с Богом, чистым очам Которого не свойственно глядеть на злодеяния (Авв. 1:12–13); и, во–вторых, сохранить Израиля на земле. В этом смысле первое и второе сливались в одно.

Дарование права на укрытие в городах–убежищах не было случайным делом. Оно было исполнено жизненной и практической важности, затрагивая самое сердце Бо- жьего плана искупления. И здесь важнее всего понять дух закона. Закон основан на любви к Богу и Его народу (Мф. 22:34—40). Убийство идет рука об руку с ненавистью, чувством, абсолютно противоположным любви (1 Ин. 3:11 — 15).

36:1–13 Гарантии наследственных прав. Заповеди и постановления, данные Израилю на равнинах Моавитских (13), завершаются повелением, которое сохрани- ло наследие Израиля. Во Второзаконии, следующем за Книгой Числа, рассматривает- ся тот же самый вопрос, но с другой точки зрения. В нем даются наставления Израи- лю, как ему следует жить, чтобы удержаться на этой земле.

Дочери Салпаада должны были получить наследие отца своего (гл. 27). Однако здесь таилась угроза колену Манассии: если бы дочери Салпаада вышли замуж за мужчин из других колен Израиля, они увели бы с собой часть удела Манассии (3). Предлагалось два выхода. Первый выход приводил к отличному разрешению ситуа- ции: женщинам следовало выйти замуж в племени колена своего отца (6). Важно от- метить, что свобода выбора супруга не абсолютна, она ограничена пределами воли Божьей. Нелепо было бы этим женщинам заявлять, что они полюбили кого–то из другого колена Израилева. Было вовсе не так! Они покорились Господней воле (10—12). Этот принцип подходит и для наших дней — христианские браки заключают- ся в соответствии с волей Божьей.

Таким образом, текст продолжает утверждать основное установление Израиля, чтобы удел сынов Израилевых не переходил из колена в колено (7). Для большей убе- дительности эта мысль повторяется еще раз (9). Она составляет достойное заключе- ние Книги Числа. Господь повелевал сохранять наследие вовеки. Здесь для верующе- го скрыто бесценное сокровище. Поскольку наследование Ханаана является прообра- зом пришествия Царствия Божьего во всей Его полноте, то этот закон дает уверен- ность, что Бог не даст народу Своему утратить это наследие. Место в Его царстве най- дется для каждой души из народа Его. Эта идея проходит красной нитью по всему учению Христа (Лк. 12:32; Ин. 6:37,40; 10:28). В чем гарантии обетованного наследия в вечности? Они в завете и клятве, которую Бог дал Аврааму, что было подтверждено навеки Господом нашим Иисусом Христом.

Naylor Peter John





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 191 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...