Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Исчисление левитов и распределение их обязан-



Ностей

3:1–4 Семейство Аарона и Моисея. Повсюду в Книге Числа священство нахо- дится в центре внимания. Аарон и его сыны, священники помазанные, которых он посвятил, чтобы священнодействовать (3), находились на самом верху левитской


иерархической лестницы (Исх. 28 — 29; Лев. 8 — 9). И исшедший от Господа огонь сжег их первые приношения в знак принятия (Лев. 9:23—24). Позднее пророк Илия молился о подобном знамении как знаке, что Бог все еще остается Богом Израиля, и как подтверждении, что Илия подлинно раб Божий (3 Цар. 18:36–39). Хотя Аарон и его сыновья занимали самое почетное место, мы помним, что два старших сына Ааро- на умерли, когда принесли пред Господа огонь чуждый (Лев. 10:1—4). Это обстоятель- ство привлекает внимание к значению Божественной власти, то есть основной про- блеме Книги Числа.

Бог намеревался учредить в Израиле легитимное, то есть санкционированное за- коном священство. Неоднократно во время скитаний по пустыне евреи бросали Мои- сею и Аарону вызов. Однако всякий раз Бог поддерживал их, отвергая других (главы 12; 16 — 18). Исходя из абсолютной необходимости Божественной санкции, автор По- слания к Евреям подчеркивает законность первосвященства Христа, поскольку

«никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» (Евр. 5:4). Христос не Сам назначил Себя, но законным образом был уполномочен Богом, хотя при этом понадобилось изменить закон, поскольку Христос не происходил из ко- лена Левия (Евр. 7:12). Следовательно, чрезвычайно важно знать, что Христос был на- значен Первосвященником Самим Богом. Кроме того, Христос — священник «по чину Мелхиседека», Он был поставлен по клятве Божьей (в отличие от Аарона) и Его свя- щенство вечно, как вечен Сам Христос.

Смерть сыновей Аарона учит нас тому, что привилегии, особые права влекут за со- бой повышенную ответственность. Служители Божьи несут большую ответственность, нежели остальной народ Божий. Когда огонь от Господа сжег двух сыновей Аарона, Моисей сказал: «Вот о чем говорил Господь, когда сказал: в приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь» (Лев. 10:3). Аналогично и предупрежде- ние Иакова: «Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению» (Иак. 3:1). Таким образом, Библия предостерегает, что пред Богом чело- век пребывает в смертельной опасности, что слуги Его обязаны неукоснительно пови- новаться Ему во всех отношениях. (См.: 1 Цар. 15:19; 3 Цар. 22:28; Ис. 6:1–7; Деян. 5:1–11; 1 Кор. 11:27–34.) Учение Лютера о священстве всех верующих исходит из того, что все христиане обязаны служить Богу всей своей жизнью (Рим. 12:1–8; 1 Пет. 2:9). В этом смысле особенно важно соблюдение должного разграничения, поскольку Пи- сание не отменяет необходимости призвания и назначения на служение проповедни- ков и руководителей. Таковые по–прежнему должны стараться служить так, как пове- лел Сам Господь (Рим. 10:15), чтобы избежать обвинительного акта: «Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали» (Иер. 23:21). Более суровому осуждению подвергнутся те, кто претендует на служение Хри- сту, однако заблуждается при этом: «Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Госпо- ди! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоня- ли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:22–23).

3:5–10 Бог отдает левитов Аарону. Все священное колено Левия призвано бы- ло помогать Аарону в его служении в скинии. Это имело большое практическое значе- ние, так как для транспортировки скинии и ее принадлежностей в походных условиях требовалось много рабочих рук. Между священниками (семейство Аарона) и левита- ми (10) было положено определенное различие. Только священники могли прибли-


жаться к святыне, другим грозила смертная кара. Такая иерархия предназначалась для возвеличивания славы Божьей. Когда же некоторые из левитов попытались нару- шить повеление, то поплатились за это своей жизнью (16:1—33). В ранние новозавет- ные времена апостолы поставили себе в помощь семь мужей, названных потом диако- нами (Деян. 6). Таким образом, стало общепринятым проводить параллель между пресвитерами и диаконами, с одной стороны, и священниками и левитами, с другой. Положение левитов кратко определено в ст. 9.

3: 11—13 Левиты занимают место первенцев. Хотя левиты были отданы Аа- рону и его сыновьям, они все же принадлежали Богу. Таков был закон, что все перво- родное (и первенцы) принадлежало Господу (13), ибо в Пасхальный вечер Господь на- звал всех первенцев Своими (Исх. 13:1 — 16). Ныне же левиты занимают место пер- венцев. Такое замещение способствовало переходу от системы семейного жертвопри- ношения к общественному богослужению. В патриархальную эпоху главы семейств (мужи, подобные Ною и Иову) исполняли роль семейного священника (Быт. 8:20; Иов. 1:5) до тех пор, пока это служение не переходило к первенцу мужского пола. Ны- не Израиль превратился в народ, и хотя отправление некоторых служений продолжа- лось в семействах (напр., Пасха), возникла необходимость учреждения единого орга- низованного священнодействия (ср.: Втор. 12:5–14).

3:14—39 Первое исчисление левитов. Священное колено Левия состояло из трех кланов: Гирсона, Каафа и Мерари, каждый из которых включал семейные от- ветвления. Исчислению подлежали все первенцы мужского пола от одного месяца и выше с тем, чтобы взять левитов вместо всех первенцев (40–51).

Сказано также, что левиты должны были устраиваться станом. Аарону и его сынам следовало располагаться напротив входа в скинию с восточной стороны ее. Никому, кроме священников, не дозволялось приближаться к святыне (38). Среди левитов наиболее священные обязанности были возложены на сынов Каафовых. Руководил ими Елеазар, начальник над начальниками левитов (евр. «князь князей»; ст. 32). Со временем он станет первосвященником вместо Аарона (20:26—28). Другие левиты на- ходились под началом Ифамара (см.: 4:28,33). Общая численность левитов достигала 22 300, а не 22 000 (39). Однако эти 22 000 не составляют полного числа, поскольку

оно не соответствует числу первенцев: 22 273; итак, не доставало 273 человек (43). Многие ученые допускают, что переписчиками еврейских манускриптов была допу- щена небольшая ошибка, то есть еврейская буква «эль» выпала (напр., sh–1–sh «три» стала sh–sh «шесть») и 8300 превратилось в 8600 каафитов.

3:40–51 Исчисление и искупление первенцев. Первенцев у израильтян ока- залось 22 273, то есть на 273 человека больше, чем левитов. За каждого следовало уплатить по пяти сиклей серебра (предположительно эта сумма равнялась оплате тру- да за шесть месяцев). Искупление через выкуп было распространенной практикой (Лев. 25). Деньги отвешивались при помощи эталона — по сиклю священному (47; ср.: Исх. 30:13). Священники, по всей вероятности, хранили эталонные гири в святилище, чтобы гарантировать использование верных мерил (Лев. 19:35–36). Такое практиче- ское проявление заповеди любви к ближнему вошло в вероисповедание Израиля:

«Неверные весы — мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему» (Прит. 11:1; см.: Прит. 16:11; 20:23; Иез. 45:10). Кодекс кальвинистских методистов или пресвитериан Уэльса (адаптировано в 1823) положил в основу тот же самый принцип для членов церкви: «Покупая или продавая что–то, они должны быть людьми немно-


гословными… не наживаясь на невежестве других и не взимая вдвое за одну вещь, но, понимая ценность и хождение на рынке, спрашивать и отдавать за весь товар то, что прилично и должно» (XIV). Как левиты предавались Аарону, так и деньги за выкуп отдавались ему и его сыновьям.

Таблица 7. Свод левитских обязанностей

План Скинии собрания

4:1—33 Обязанности левитов. Трудоспособными считались левиты в возрасте от тридцати до пятидесяти лет, именно они и подлежали исчислению. Слово служение (4) может означать военную службу, тяжелый труд и даже суровые испыта- ния. Возрастной ценз был весьма практической и полезной мерой: физические воз- можности слуг Божьих должны соответствовать их служению. Поскольку сыны Каа- фовы несли ответственность за самые святые вещи (3:31), они поставлены перед сы- нами Гирсона. Весьма подробно расписано, как им следовало хранить ковчег завета (всегда защищенный или покрытый завесой, отделяющей святая святых), стол пред- ложений, светильник и золотой жертвенник. Все эти вещи, а также утварь и сосуды были из золота. Аарон и его сыновья должны были покрывать все святилище и все ве- щи в нем разноцветными покрывалами, прежде чем сыны Каафовы приступят к ним. И даже после этого каафиты под страхом смерти не должны были ни касаться святы- ни, ни даже смотреть на нее (16, 20).

Цвета покрывал несут существенную смысловую нагрузку. Каждый предмет из священных принадлежностей упаковывался в покров голубого цвета. Возможно, го- лубой цвет, цвет неба, должен был напоминать о Божьем присутствии. О том, как Гос- подь являлся руководителям израильского народа на святой горе Синай, мы читаем:

«Потом взошел Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израиле- вых, и видели Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого


сапфира и, как самое небо, ясное» (Исх. 24:9–10). Был также и практический смысл в выборе голубых покрывал. Этот цвет помогал отличать наиболее священные предме- ты от иных вещей, которые заворачивались в багряные или пурпурные покровы (4:8,13). С первого взгляда люди могли понять, что находилось под голубым покро- вом. И тот, кто смотрел или прикасался, не имел никакого оправдания и должен быть умерщвлен.

Указания, которые получили левиты, учили их благоговению перед Богом. Ка- ждый из мужей левитских должен был исполнять свои обязанности, не превышая при этом своих прав. Служителям Господа следовало прославлять Бога и бояться Его. Иногда спрашивают: «Как это можно примирить с любовью Божьей? И почему эти страшные вещи не случаются в наши дни?» Заходя в подобных рассуждениях еще дальше, спрашивают: «Разве не следует отсюда, что Ветхий Завет не совсем соверше- нен?», «Может ли Бог Ветхого Завета быть Богом Отцом Господа нашего Иисуса Хри- ста?» Подобные вопросы обнаруживают фундаментальное, коренное заблуждение в понимании природы Бога. Ветхий и Новый Заветы согласуются между собой абсо- лютно: наш Бог есть огнь поядающий и Бог поругаем не бывает (Деян. 5:1–11; Гал. 6:7; Евр. 12:29). Хотя любовь Божья и Его всепрощение безмерны, Он не позволит людям бесчестить Себя. Прежде всего — слава Божья, потом благо человеков.

Только чудом благодати и то и другое совершается в подвиге Христа. Интересная дискуссия на эту тему помещена во втором томе биографии доктора Мартина Ллойд–Джонса (Murrey I. H. David Martyn Lloyd–Jones. The Fight of Faith [1939–1981] [The Banner of Truth Trust, 1990], vol. 2. P. 319). Эта идея заставляет всех, кто любит Господа, служить со страхом и радоваться с трепетом (Пс. 2:11). Здесь заключен и второй урок, который нам также следует усвоить. Когда дары народа Божьего употре- бляются в полном соответствии с требованиями Бога, место находится для каждого. Каждое дарование Божье, действуя на своем месте, служит обществу. Апостол Павел настойчиво внушал эту мысль церкви в Коринфе. Церковь уподобляется телу, в кото- ром множество органов и членов его помогают друг другу и всякий орган и всякий член необходим другому (1 Кор. 12–14; Еф. 4:7–16).

4:34—49 Исчисление завершается. В итоге 8 580 левитов назначены на дея- тельное служение. Несомненно, обеспечивать транспортировку скинии и ее принад- лежностей было важным заданием.

Примечание. Первому поколению левитов выпало провести свою жизнь во вре- мя странствования израильтян через пустыню в исполнении этих повелений Божьих. Однако после того, как Израиль водворился в Ханаане, их роль переменилась. Леви- ты жили в Израиле повсюду (см. ком. к 35:6–34). Когда Иерусалим стал постоянным местом пребывания скинии (а позднее и Храма), левитские кланы получили новые задания. Давид возложил на них отправление музыкального и иных служений в ски- нии; священники по чину Аарона по–прежнему приносили Богу жертвы (1 Пар. 6:31–49).





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 340 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...