Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Традиционное воззрение



С дохристианских времен и до начала девятнадцатого столетия почти все призна- вали, что Моисей был автором почти всего Пятикнижия. Это естественный вывод, ко- торый вытекает из непосредственного прочтения Пятикнижия от Бытия до Второза- кония. Начиная с Исх. 2, Моисей — главное действующее лицо этого рассказа. Гос- подь явился Моисею в неопалимой купине (Исх. 3); затем Моисей убедил фараона освобоить Израиль и привел народ через Чермное море к Синаю. Там он лично полу- чил Десять заповедей, другие законы и указания по сооружению скинии. Повествова- ние подчеркивает тот факт, что законы не были провозглашены во всеуслышание пе- ред всем народом, ибо явление Господа на горе было слишком устрашающим. Напро- тив, они были открыты только Моисею (Исх. 20:19–21; Втор. 5:5), который затем пе- редал их народу.

Роль Моисея как посредника подчеркивается на протяжении всего Пятикнижия. Законы то и дело предваряются формулой «И сказал Господь Моисею». За этим скрывается особая близость к Богу, подразумевающая, что если Бог — высший источ- ник закона, то Моисей — его проводник, если не смертный автор закона. Это впеча- тление еще больше подкрепляется Книгой Второзаконие, где Моисей обращается к народу, разъясняя законы, дарованные на Синае и призывая Израиль соблюдать их на обетованной земле.

Во Второзаконии приводятся последние слова Моисея Израилю перед смертью. Моисей говорит о себе в первом лице: «Слово это мне понравилось» (1:23); иногда он отождествляет себя с Израилем: «И отправились мы… как повелел Господь, Бог наш» (1:19). В другом месте он противопоставляет себя народу: «Я говорил вам, но вы не послушали» (1:43). В гл. 1 — 11 описывается большинство тех же событий от исхода из Египта до завоевания Трансиордании, что и в книгах Исход и Числа, но если в этих книгах они излагаются с точки зрения постороннего наблюдателя, то во Второзако- нии — с точки зрения Моисея. Утверждение о том, что во Второзаконии говорит Мои- сей, неопровержимо.

Если бы Второзаконие заканчивалось на 31:8, то можно было бы предположить, что Моисей проповедовал закон, а кто–то другой, возможно, значительно позже, за- печатлел его мысли в письменной форме. Однако 31:9 гласит: «И написал Моисей за- кон сей, и отдал его священникам», а в 31:24 сказано: «Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца», что, по–видимому, исключает столь расплывчатое воз- зрение на авторство Моисея. Но если Моисей написал Второзаконие, то представляет- ся вероятным, что Исход и Числа были написаны им ранее, а Бытие, как совершенно необходимое введение к остальным книгам, вполне могло быть создано им же.


Таковы аргументы, которые приводили древних еврейских авторов, авторов Ново- го Завета и почти всех, кто изучал Библию примерно до 1800 г., к заключению, что Моисей был автором Пятикнижия. В результате Бытие часто называли «Первой кни- гой Моисеевой» и т. д. Однако в девятнадцатом веке это первоначальное согласие на- чало разрушаться, и теперь мы должны обратиться к данному изменению в подходе к этому вопросу.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 178 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...