Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сведения из биографии. Оноре Бальзак родился в 1799 г



Оноре Бальзак родился в 1799 г. и про­жил 50 лет — первую половину XIX столетия, бурную, на­сыщенную событиями в жизни Франции.

Он был свидетелем начала эпохи Реставрации, которая дала яркий пример социального компромисса. За четверть века, истекшую после Великой французской революции, фактическим хозяином страны стал класс буржуазии. Однако в 1813 г., после падения Наполеона, вместе с королем Людовиком XVIII во Францию вернулась старая дворянская знать; ей были возвра­щены все права и привилегии, номинально ей снова принадле­жала ведущая общественная роль. Капитал иполитическая власть неминуемо должны были вступить в сделку, и сделка состоялась.

Выходцы из третьего сословия покупали дворянское зва­ние, всеми правдами и неправдами выискивая возможность придать своей фамилии благородное звучание, за большие деньги приобретали титулы. Отпрыски старинных родов жени­лись на дочерях вчерашних торговцев, чтобы приобрести состояние. Сделок не скрывали и не стеснялись, даже когда речь шла о человеческих чувствах и судьбах. Буржуазия «пре­вратила личное достоинство человека в меновую стоимость и поставила на место бесчисленных пожалованных и благопри­обретенных свобод одну бессовестную свободу торговли»

Таков был мир, в который вступал молодой Оноре Бальзак. Дух этого мира он ощутил еще в родительском доме. Его отец, выходец из крестьян, ставший канцелярским служащим, когда-то изменил свою плебейскую фамилию — Бальса — на дворянский лад: де Бальзак. Семья Бальзака много лет жила мечтой разбогатеть — мечтой, навеянной временем, хотя так и не осуществившейся. С мыслью нажить себе состояние и прославиться начал и он сам свой жизненный путь. Не раз повторяющаяся впоследствии в его произведениях «история бедствующего молодого человека, принужденного жить в мансарде, питаясь только хлебом и молоком, но помышляющего о том, что весь Париж будет у его ног,— это во многих чертах история самого Бальзака, каким он был в начале двадцатых годов».

Он мечтал о писательской деятельности и рано занялся литературным трудом. Ранние его опыты, подражание модным третьесортным романам — о загадочных обитателях старинных замков, о любовных страданиях и необыкновенных приключениях, не представляли художественной ценности. Лишь некоторые их мотивы, характерное для них тяготение к острый, неожиданным ситуациям сохранились в последующем, творчестве Бальзака, в его великих произведениях.

Этап творческой зрелости художника связан с атмосферой Июльской революции. Человеческие типы, рожденные этим временем, появились в первом цикле его повестей и рассказов под названием «Сцены частной жизни» (1830), который получил всеобщее признание. Окончательно обеспечил Бальзаку известность вышедший в 1831 г. роман «Шагреневая кожа.

Не принимая непосредственного участия в политической жизни Франции, писатель, однако, никогда не был безразличен к борьбе политических группировок, имел к ним свое собствен­ное отношение. Бальзак симпатизировал людям аристократи­ческого происхождения, ему нравилась утонченная роскошь дворянского быта. Тяготение к беспечной старой аристократии происходило прежде всего от его отвращения к новому стилю жизни, к буржуазии, страшной в своей деловитости, способной превратить человека в машину. Его возмущал новый король — выскочка Луи-Филипп, и отсюда проистекало его сочувствие к законной династии Бурбонов. Потому Бальзак был легитимистом, разделял позиции партии, которая служила реакции, а не прогрессу.

Приверженность Бальзака старому была оборотной стороной отрицания новой буржуазной системы, упроченной режимом июльской монархии,— в политике, в общественной и частной жизни. Неприятие ее проявилось и в попытке Бальзака по-своему включиться в непосредственную борьбу с властью, при этом уже на стороне прогрессивных сил. В 1830 г. Бальзак становится корреспондентом и соредактором органа республи­канцев, оппозиционного к новому правительству,— сатирической газеты «Карикатура». За два года активного сотрудничества в газете он проявил себя как блестящий мастер очерка, создав Галерею ярких образов тупого напуганного рантье и «героя июля» — рабочего, республиканца, депутата парламента в виде балаганного шута и кровавого карателя.

Годы июльской монархии были временем расцвета творчества Бальзака: с 1833 по 1837 г. были написаны «Евгения Гранде», «Отец Горио», «История величия и падения Цезаря Бирото», первая часть «Утраченных иллюзий». Действительность пре­доставляла писателю огромный материал для размышлений, наблюдений и выводов.

Среди тех особенностей времени, которые Бальзак под­вергает самому беспощадному разоблачению,— нравственная де­градация дворянства, которое окончательно уподобилось по своему моральному облику буржуазии, потеряв в погоне за деньгами не только былую аристократическую честь, но и че­ловеческое достоинство. Личные склонности, как оказалось, не имели силы над Бальзаком-писателем: он явился обличителем дворянского класса как беспристрастный очевидец и непод­купный судья.

Данью личной симпатии Бальзака дворянству былых времен, не знавшему ожесточенной борьбы за существование, была его давняя мечта жениться на богатой женщине знатного рода. На протяжении последних 18 лет своей жизни он был увлечен польской аристократкой Эвелиной Ганской. Читательница и почитательница Бальзака, Ганская еще задолго до личной встречи с ним очаровала его своими письмами. Мечта Бальзака сбылась, хотя не принесла ему счастья: Ганская, овдовев, стала его женой лишь незадолго до его смерти последовавшей в 1850 г.

Длительные отношения с Ганской были причиной поездок Бальзака в Россию. Он побывал в Петербурге и на Украине. Сблизиться с русскими литературными кругами он не имел возможности, но успел вызвать неудовольствие официальных кругов Российской империи. Разрешая Бальзаку приехать вторично, Николай I распорядился о строгом надзоре за французским литератором.

«Человеческая комедия». Уже в начале творческого пути Бальзак устанавливает связь между отдельными своими произведениями, объединяя их в циклы; «Сцены частной жизни», «Сцены провинциальной жизни», «Сцены парижской жизни».. Эти три цикла (12 томов, написанные на протяжении 1834—1837 гг.) составили «Этюды нравов XIX в.».

В 1842 г. у писателя возник замысел соединить в единое
огромное полотно все, что уже написано и что будет написано в дальнейшем с целью воссоздать историческое движение французского общества — от революции 1789 г. до современности.

Своему огромному труду автор дал название «Человеческая комедия». Над «Человеческой комедией» Бальзак работал до конца жизни. Она насчитывает 87 произведений, по планам писателя, в со­ответствии с рубриками составленного им каталога, сюда долж­ны были войти еще 56.

Бальзак представил живую историю, воплощенную в различ­ных человеческих судьбах, рожденных XIX столетием дал глубокие наблюдения над закономерностями общественной жизни Франции и мрачную перспективу дальнейшего процветания буржуазной морали.

Важнейшая особенность грандиозного создания Бальзака — множество аспектов изображения реальной действительности, в которой живет человек его времени. Об этом свидетельствуют сами названия некоторых из произведений, вошедших в «Человеческую комедию»: «Сельский врач», «Физиология брака», «Банкирский дом Нюсинжен», «Крестьяне», «Деревенский свя­щенник». В поле зрения автора люди, разных социальных слоев, и прежде всего — аристократы и буржуа, разные стороны их повседневности, от деловых предприятий до семейных от­ношений.

Писатель опирается на характерные жизненные ситуации, на реальные факты, которые в изобилии предоставляет ему окружающая жизнь. Он систематизирует их со строгостью ученого, не упуская мелочей. Для него все выразительно, все говорит об устройстве мира, в котором живут его герои, о нравах и •образе мыслей, порожденных властью золота.

Для «Человеческой комедии» характерны и «возвращающиеся» персонажи. Действующие лица повестей и романов Бальзака часто переходят из одного произведения в другое; мы встречаем их в разном возрасте — юных, зрелых, состарившихся, на разной стадии их духовного развития — чистыми душой и переродив­шимися в преступников под давлением мира, в котором они живут. О прошлом того или иного из них в произведении говорится несколькими словами, но читателю «Человеческой комедии» под­робно известно это прошлое — по другому произведению.

Почти все бальзаковские «возвращающиеся персонажи» поочередно оказываются в «Человеческой комедии» центром действия; один и тот же герой в одном романе является глазным, а в других — второстепенным». Тем самым создается цельная картина жизни со всем многообразием складывающихся в этой жизни острых критических ситуаций, как бы слитых в единый водоворот, захватывающий, смешивающий и ломающий множество судеб.

Узловым произведением, в котором упоминается большая часть «возвращающихся персонажей», является роман «Отец Горио». Повесть «Гобсек» особенно тесно связана с ним в центральной ситуации своего сюжета. В нем как бы предваря­ются обстоятельства, которые выступают в повести. Потому он заслуживает особого внимания среди всего включенного Бальзаком в «Человеческую комедию».





Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 708 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...