Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия джайнов



42. У них божество — повелитель джайнов, свобод­ный от привязанности [к предметам] и отвращения [к ним], победитель заблуждения, великий подвижник, [обладатель] совершенного знания и видения (кевала-джняна-даршана), достойный почитания богов и демо­нов, учитель истинной природы вещей, достигший выс­шей цели разрушением всех карм.

43. В их учении девять категорий: живое (джива) и неживое (аджива), а также добродетель, грех, ашра-ва, самвара, зависимость, нирджара, освобождение.

[Существующее подразделяется в джайнизме на живые субстанции, отождествляемые с душами (джива), которыми обладают все предметы, а не только человек (у него самая совершенная душа), и субстанции неживые (аджива), куда включаются: материя (пудгала — то, что поддается соедине­нию и разъединению), состоящая из атомов (ану), простран­ство (акаша), время (кала) и условия движения и покоя (дхарма и адхарма). Остальные категории объясняются в по­следующих шлоках].

44. Здесь, [у джайнов], джива и отличима, и неот­личима от свойств (дхарма), [таких, как] знание и т. д., подвержена изменению, совершает добрые и дурные поступки, пользуется их плодами и имеет [своим] при­знаком сознание. Противоположное этому — аджива.

45. Добродетель есть воплощение добрых поступ­ков, а грех — противоположное этому. Ложь и другие подобные [пороки] — причина зависимости, они извест­ны в учении джайнов как ашрава.

[А шрава — прилив материи в душу, т. е. (согласно джай­низму) воздействие дурных поступков на душу].


46. Прекращение этого есть самвара. Зависимость есть связь души и поступков, которые проникают друг в друга.

47. То, что разрушает связывающие кармы, назы­вается нирджара. Полное же разъединение [души] и тела называется освобождением.

48. Укрепивший себя признанием этих девяти кате­горий становится на путь правильного поведения (ча-ритра), сочетая правильную веру (шраддха) и правиль­ное знание (джняна).

[Правильная вера, правильное знание и правильное пове­дение известны в джайнизме как «три жемчужины» (три-ратна)].

49. Приобретши эти три — [правильную веру, знание и поведение], он после созревания бхавъятвы становит­ся готовым к освобождению через сочетание правиль­ного знания и действия.

[Бхавьятва— то, что есть и наступит].

50. В этом учении признаются два средства позна­ния: непосредственное познавание (пратьякша) и опосредованное (парокша). Объект познания — все ре­ально существующее, обладающее множеством свойств.

[У джайнистов в непосредственное знание включено не только чувственное восприятие (собственно пратьякша), но и непосредственное постижение душой, очищенной от плодов кармы, внутренней сути бытия — как отдельных предметов, так и*всей их совокупности].

51. Знание от непосредственного схватывания объ­екта есть пратъякша. Отличное от него знание назы­вается парокша.

[Различают пять видов опосредованного познавания (па­рокша): воспоминание, узнавание, индукция, умозаключение и свидетельство. Фактически же джайнисты, как и санкхья, признают три вида познания: восприятие, вывод (умозаклю­чение) и свидетельство авторитета].

52. На основе положения «реально все то, что воз­никает, уничтожается и длится» утверждается наличие множества признаков у каждой вещи.

53. Таково краткое изложение философии джайнов, свободной от ошибок и от противоречий между сказан­ным прежде и сказанным теперь.





Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 185 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...