Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
32. То, что поистине находится в состоянии равновесия, называется в санкхье материей, обозначаемой также словами прадхана и авьякта; она по своему существу вечна.
[Прадхана — то, что вначале, природа; авьякта — непроявленное].
33. Одни последователи санкхьи — безбожники (ни-ришвара), другие признают своим богом Ишвару. Но все они признают двадцать пять категорий.
34. Саттва, раджас и тамас — так следует знать три качества (гуны). Они своим следствием имеют признаки: спокойствие, удовольствие, страдание и т. п.
35. Из этих [трех гун] возникает сознание (буддхи), которое называется также великим (махат). Из него возникает самосознание (ахамкара), а из него — шестнадцать.
36. Осязание (или кожа — спарша), вкус (или язык — расана), обоняние (или нос — гхрана), зрение (или глаз — чакшу) и пятый — слух (или ухо — шро-тра) — эти пять называются органами познания; пять органов действия: орган выделения, орган деторождения, речь, руки и ноги; ум, а также танматры, которых пять, — таковы шестнадцать.
[Танматры, — тонкие, не воспринимаемые чувствами сущности пяти первоэлементов (бхута), составляющие основу соответствующих им восприятий. Орган восприятия и соответствующее ему восприятие обозначаются в санскрите одним и тем же термином].
37. Из формы (рупа) — свет, из вкуса — вода, из е запаха — земля, из звука — пространство, из осязания — воздух; подобно этому из пяти [танматр возникает] пять первоэлементов.
[Установленное еще в Упанишадах соответствие между чувствами и внешними стихиями используется в санкхье для объяснения возникновения грубых, вещественных первоэлементов (бхута) из тонких сущностей (танматр)].
38. Так в учении санкхьи описываются двадцать четыре категории материи. И еще есть другой — [пуру-ша], не-деятель, без гун, наслаждающийся и созерцающий, с вечным сознанием.
39. Итак, всего в санкхье двадцать пять категорий. Связь между материей и пурушей подобна той, какая есть между слепым и хромым.
[Имеется в виду распространенная в древности притча о содружестве между безногим и слепым: второй переносил на спине первого, а тот указывал ему дорогу. Точно так же пу-
руша (чистая душа) не способен действовать сам по себе, а как бы вовлекается в активность материи (пракрита), оставаясь в действительности совершенно не затронутым ею].
40. Освобождение [пуруши] состоит в избавлении от материи с помощью его различающего знания.
[Санкхья признает] три средства познания: восприятие, вывод и свидетельство.
41. Так рассказано об учении санкхьи. Теперь расскажем о существе глубоко продуманной философии джайнов.
Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 159 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!