Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тоталитаризм как политический феномен. Истоки тоталитаризма



Тоталитаризм — это феномен XX в. В его становлении и осуществлении значительную роль играют массовые политические движения. Предшествующие диктатуры имели, как правило, довольно узкую социальную базу. Возникновение же тоталитаризма совпадает с политической активизацией масс и во многом ею же и обусловлено. Возникновение связано с ответом общества на процесс индустриализации. Немалую роль в становлении тоталитаризма сыграли технические достижения, поставленные на службу принуждения и подавления, массовой пропаганды и коммуникации.

Большинство исследователей отмечают, что тоталитаризм — это реакция общества на кризисы периода индустриализации.

Предпосылки появления тоталитаризма:

w Крушение старых традиций, коренное изменение устоев общества в условиях отставания в процессе формирования новой социальной и национальной идентичности порождают стремление к сильной централизованной власти, устанавливающей жесткий порядок и гарантирующей быстрое решение самых острых и неотложных социальных проблем

w распад традиционных социальных структур и деморализация общества.

w разрушение рыночной экономики и провозглашение такой организации общественной жизни, которая основывается на едином плане (Ф. Хайек).

Духовными истоками тоталитаризма являются различные концепции «общей воли», которая должна воплотиться в одном классе или нации, нетерпимость к инакомыслию, отсутствие уважения к правам и свободам человека, хилиастические утопии о построении нового общества.

Формированию тоталитаризма в немалой степени способствует выход на политическую авансцену массовых движений, которые, разрушая прежние политические институты, создают поле становления неограниченной власти. Парадокс тоталитаризма заключается в том, что его «творцом» (в отличие от предыдущих диктатур) являются самые широкие народные массы, против которых он потом и оборачивается.

Основные характеристики:

· есть массовая партия, которая осуществляет власть

· власть организована недемократическим образом

· власть выстроена согласно жесткой вертикальной иерархии и замыкается на лидерах

· наличие официальной идеологии (характеризуется тем, что она навязывет только одно восприятие мира)

· беспрепятственно и беспредельно осуществляется вмешательство в жизнь людей

· тотальный контроль над обществом (доходящий до терроризма)

· государственная монополия на СМИ

К СССР применили этот термин в 1929 г. газета Times.

39) Тоталитаризм как политический феномен. «Правый» и «левый» тоталитаризм.

Принято выделять две разновидности тоталитаризма: «левый» и «правый». «Левый» тоталитаризм возник в коммунистических странах — в Советском Союзе, в странах Восточной Европы, Азии (Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам), на Кубе. «Правый» тоталитаризм сформировался в фашистской Италии и Германии.

40) Авторитарные режимы: признаки и основные типы.

Термин «авторитаризм» (от лат. auctoritas — власть, влияние) применяется в политической науке для обозначения режима, характеризующегося монополией на власть какой-то одной партии, группировки, лица или института. Черты авторитаризма:

• монополия на власть одной группы, партии или коалиции, которая ни перед кем не подотчетна;

• полный или частичный запрет на деятельность оппозиции;

• сильно централизованная монистическая структура власти;

• сохранение ограниченного плюрализма, наличие дифференцированных отношений между обществом и государством;

• отсутствие политической конкуренции, наследование и кооптация как главные способы рекрутации правящей элиты;

• отсутствие возможности ненасильственной смены власти;

• активное использование силовых структур для удержания власти.

Отличие авторитаризма от тоталитаризма - дифференциация отношений между обществом и государством. В этом случае в обществе сохраняются автономные области: экономическая, культурная, частная и т. п.

Авторитаризм имеет богатую историю, которая включает в себя древние тирании, деспотии и олигархии, абсолютные монархии периодов режимы наиболее распространены в странах Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки.

Т ипы авторитарных режимов: военный, конкурентной олигархии, популистскообилизационный, авторитаризм развития.

Военные режимы — разновидность авторитарных, в которых власть принадлежит либо военным, либо в действительности осуществляется верхушкой военных за «фасадом» гражданского правительства. Характерной чертой военных режимов является сильная персонализация власти. Таковы режимы генерала Зия уль Хака в Пакистане, Амина в Уганде. Военные или «преторианские» режимы возникают чаще всего в результате государственных переворотов. Причинами захвата власти военными являются кризис политических структур, политическая нестабильность, чреватая острыми социальными конфликтами.

Социальной предпосылкой военных переворотов выступает «преторианское общество», специфические черты которого, сформулированные Д. Раппопортом, сводятся к следующему: 1) отсутствие консенсуса среди наиболее влиятельных группировок относительно правил игры; 2) острый конфликт по поводу перераспределения власти и ресурсов между основными политическими силами; 3) резкая социальная поляризация общества; 4) низкий уровень легитимности и институционализации власти.

Установление военных диктатур, как правило, сопровождается отменой прежней конституции, роспуском парламента, полным запретом любых оппозиционных сил, концентрацией законодательной и исполнительной власти в руках военного совета. Подобные режимы существовали во многих странах Африки, Востока, Латинской Америки. Отличительной чертой военных диктатур является широкий размах террористической деятельности, которая осуществляется армией, полицией и спецслужбами. Как правило, военные режимы оказываются не в состоянии обеспечить экономическую эффективность.

Разновидностью военного режима считается авторитарно-бюрократический режим. Его особенности были подробно проанализированы Г. О'Доннеллом. С его точки зрения, власть при бюрократически авторитарном режиме осуществляется блоком, состоящим из трех политических сил: бюрократии, преобладающее место в которой занимают технократы; национальной буржуазии, контролирующей крупнейшие национальные компании и одновременно связанной с международным капиталом, и военных. Две главные цели режима: восстановление порядка и стабильности в обществе и нормализацию экономической жизни.

Методы режима: исключение масс из политической жизни и понижение социальной и политической активности до минимума путем ликвидации гражданских и политических прав, «перекрытия» всех каналов представительства социальных интересов; «оздоровление» экономики с помощью «шокотерапии» — резкого сокращения государственных дотаций в убыточных секторах экономики, массового банкротства нерентабельных предприятий, активной приватизации государственной собственности, урезания социальных расходов; насильственное подавление любых форм социального протеста. Поэтому при бюрократическом авторитаризме исключительную роль играют армия и спецслужбы. Бюрократический авторитаризм сохраняется до тех пор, пока существует правящий блок. По мере укрепления национальной буржуазии и стабилизации экономики политический союз правящих сил начинает распадаться, армия «уходит в казармы», наступает период либерализации. Пример - пиночетовский режим в Чили.

Конкурентная олигархия (современный олигархический режим) характеризуется достаточной открытостью и легитимностью при сохранении монополии на власть наиболее могущественных экономических кланов. Для него характерны такие политические институты, как парламент, выборы, партии. Однако за фасадом демократических институтов скрывается власть наиболее влиятельных национальных экономических групп, чьи интересы и учитывает в первую очередь политическая система. Примером современного олигархического режима может служить правление в Колумбии, где начиная с 1957 г. две партии — консервативная и либеральная — договаривались о распределении государственных постов и проведении на выборах определенной кандидатуры президента. Социальной основой современного олигархического режима являются социально и политически пассивные слои населения. Так как законодательные органы создаются «сверху», они не имеют массовой поддержки и нелегитимны в глазах народа. Экономическая эффективность таких режимов весьма ограничена. Социальным результатом политики олигархического блока становится резкая поляризация населения: дифференциация общества на нищающее большинство и стремительно богатеющее меньшинство.

Популистский, или мобилизационный, режим основывается на правлении единой партии, провозглашающей своей целью модернизацию. Такая партия, как правило, возглавляется харизматическим лидером. В отличии от тоталитаризма, популистский режим основывается не на идеологии, а на национализме. Он в большей степени опирается на этнические, чем на социальные группы. Для этого типа режима характерна мобилизация масс, направленная на поддержание общенационального лидера. Средства власти: манипулирование плебисцитом; приобщение народа к политике через массовые манифестации, демонстрации, митинги поддержки; возвеличивание «маленьких людей»; сплочение общества перед лицом «международного империализма» и космополитического капитализма. Власть склонна искать поддержку в средних слоях, не испытывающих симпатии к олигархии. Специфическая черта популистского режима — усиление этатистских начал в экономической, социальной и духовной жизни — отражает патерналистские ожидания самых широких народных масс. Яркими примерами могут служить режимы Варгаса в Бразилии, Насера в Египте, Каддафи в Ливии.

41. Демократический режим. Признаки демократии (от греческих слов demos – "народ" и kratos – "власть"), термин "демократия" стал самым распространенным в политике.

1) расширительно, как общ сист, основанная на добровольности всех форм жизнедеятельности индивида;

2) более узко, как форма гос-ва, у граждан-равные права на власть (в отличие от монархии, где власть принадлежит одному лицу или аристократии - группе лиц). Это античная традиция трактовки демократии, берущая начало с Геродота (V в. до н.э.);

3) как идеальная модель общ устройства, как определенное мировоззрение, основанное на ценностях свободы, равноправия, прав человека. Индивиды, группы, исповедующие данные ценности, формируют движение за их реализацию. В этом значении термин "демократия" трактуется как соц движение, как тип полит ориентации, воплощенный в программах определенных партий.

4) совр термин демократия - определенная сист власти, т.е организация полит жизни, отражающая свободный и конкурентный выбор населением альтернативы общ развития. За счет соучастия во власти всех слоев населения демократия открыта одновременно всем вариантам соц выбора. Д - это способ функционирования полит сист, организации общ жизни, основанный на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении гос и общ дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.

Общие признаки демократии:

- народ-источник власти. Он выборами формирует гос власть и участвует в ее осуществлении прямо (с помощью референдумов, местного самоуправления, а также, главным образом, через выбираемые им представительные органы); - периодическая выборность и сменяемость центральных и местных органов гос власти, их подотчетность избирателям;

- обеспечение прав и свобод человека и гражданина. - на участие в управлении гос-вом – избирательного права, права на создание политических партий и других объединений, свободы слова, мнений, права на информацию и т.п.;

- принятие решений большинством и подчинение меньшинства

- демократический контроль об-ва над силовыми структурами, используемыми только по прямому предназначению и строго в рамках законов;

- доминирование методов убеждения, согласования, компромисса; отказ от методов насилия, принуждения, пресечения;

- осуществление принципов правового гос-ва, в т.ч. принципа разделения властей.

Д об-во - развитие ассоциативных связей общ жизни.

институциональный и политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения, союзы, кружки, секции, об-ва, клубы объединяют людей по различным интересам и склонностям.

Интеграционные процессы способствуют развитию гос-венности и свободы личности. Референдумы, плебисциты, народные инициативы, митинги, демонстрации, собрания становятся необходимыми атрибутами общ жизни. Объединения граждан участвуют и в управлении делами гос-ва.

Наряду с исполнительной властью на местах создается параллельная сист прямого представительства, общ органы участвуют в выработке решений, советов, рекомендаций, а также осуществляют контроль за исполнительной властью. Таким образом, участие народа в управлении делами об-ва становится поистине массовым и идет по двум линиям: выборы управленцев-профессионалов и прямое участие в решении общ дел (самоуправление), а также контроль за исполнительной властью.

42) Современные демократические режимы: достоинства и недостатки.

США Россия Швеция

Плюсы:

1) поддерживает гражданское об-во (то есть, при демократии гос-во заботится о правах и обязанностях всех граждан).

2) даёт шанс каждому гражданину пробиться в высшие эшелоны власти.

3) создает относительную стабильность в гос-ве (а на данном этапе истории – в мире).

Поскольку д - сист свободы, значит, господствует принцип относительности, терпимости, широчайших допущений и признаний.

В этом сила, жизнеспособность и одновременно слабость демократии. В стремлении же избавиться от заложенных в ней слабостей, исправить, заменить формальную демократию сущностной, социальной или иными формами "истинной" демократии имманентно присутствует опасность тотализации путем слияния об-ва и гос-ва и соответственно уничтожения самой демократии. Не случайно Ж.Ж. Руссо, кот говорил об освобождении человека, обеспечении его безграничной свободы путем стирания границ м\д управляющими и управляемыми, некоторые авторы не без определенных оснований причисляют к духовным предтечам тоталитаризма. Так, он провозглашал: "Каждый из нас отдает свою личность и всю свою мощь под верховное руководство об-вом, и мы вместе принимаем каждого члена как нераздельную часть целого".

При такой постановке вопроса не существует какой бы то ни было оппозиции правящему большинству, равно как и подчинения управляемых управляющим. Властвует абстрактная общая воля, кот должны подчиняться и те, и другие.

Многие мыслители прошлого, будучи не всегда противниками демократии, предупреждали об ее недостатках и таящихся в ней угрозах. Примечательно, что Платон считал демократию самой коррумпированной после тирании формой правления. Аристотель называл демократию самой низшей из всех законных форм правления, в наибольшей степени склонной перерождаться в тиранию.

Подобных, не совсем лестных оценок демократии выдающимися мыслителями прошлого множество. Но достаточно отметить, что опыт XX в. в целом подтвердил правоту А. де Токвиля, предупреждавшего о таящихся в демократии опасностях для свободы, возможностях "тирании большинства", кот м б не менее, если не более, жестокой, чем тирания немногих или одного. Здесь уместно отметить, что А. де Токвиль был одним из тех, кто рассматривал развитие гос-венно-политических систем по пути демократии как неизбежную закономерность.

У. Черчилль - "демократия - ужасная форма правления, если не считать всех остальных".

Демократия есть прежде всего фундаментальная установка, своего рода шкала ценностей, определенная концепция человека и его места в обществе. В некотором смысле демократия представляет собой также образ жизни, базирующийся на фундаментальном постулате о равенстве всех людей перед законом и праве каждого члена об-ва на жизнь, свободу и частную собственность. Очевидно, что демократия предполагает определенные условия для своего утверждения и нормального функционирования. Важно, чтобы каждый человек сознавал не только пределы своих интересов и прав, но также пределы своей ответственности и обязанности к самоограничению.

Демократическая форма правления сохраняет жизнеспособность и эффективно функционирует в силу активного участия граждан в делах об-ва, обеспечения высокого уровня информации о состоянии общ дел и глубокого чувства гражданской ответственности. Очевидно, что в современных условиях парламентской демократии, всеобщего голосования, плюрализма партий и политических организаций, представляющих разного рода заинтересованные группы, ни одно правительство не может завоевать власть без согласия и доброй воли большинства избирателей. Здесь состояние умов об-ва, социально-психологический климат, общ мнение имеют немаловажное значение.

В этой связи показательно, что при всех различиях, порой существенных, по широкому спектру идей и концепций общ и гос-венно-полит устройства большинство политически активного населения стран Запада разделяет идеи конституционализма, индивидуализма, свободы вероисповедания, свободы слова и печати и т.д. Соблюдение и реализация этих принципов создавали предпосылки для признания каждой из противоборствующих сторон "законности" существования разнообразных конфликтующих друг с другом интересов, группировок, партий и т.д. В этом контексте важно подчеркнуть, что стабильность в обществе и обеспечение такой законности имеют мало шансов, если политические противоречия совпадают с линиями социального, религиозного, культурного, расового, этнонационального или иного разделения в обществе. Стабильность демократии особенно эффективно обеспечивается в случае, если главные политические партии имеют сторонников среди различных слоев и групп населения.

Демократия имеет недостатки: (более популярно описано, чтобы все стало на свои места))

· Демократия - это очень неустойчивый механизм. Малейшее нарушение инструкции по эксплуатации, и демократия превращается в автократию.

·. Большинство вовсе не -- лучшей частью страны. Ей являются гении - т.е. меньшинство. Например, Пушкин, Циолковский. Но голос этих людей теряется в толпе дураков. Поэтому умные при демократии заинтересованы учить глупых, чтобы не жить по дурацким законам.

· На толпу можно влиять. В современном мире, когда искусство PR превратилось в промышленные технологии, побеждает тот, у кого есть больше возможностей пиарить себя.

· Демократия применима не ко всем народам, а только к достаточно развитым социумам. Народ должен иметь навыки к самоуправлению и волю к защите своих прав от посягательств выбранных им управленцев

· Свобода не только для хороших людей, но и для порочных, порождает всякие некрасивые вещи с коти в условиях демократии трудно бороться - порнографию, маргинальные сооб-ва - нацистов, коммунистов (они не могут появиться при тоталитарном строе), распространение наркотиков

Достоинства демократии:

· Защита от ошибок и случайностей. Просвещенный тиран на поверку может оказаться просто кровавым тираном. И исправить это можно будет только переворотом. Или ждать его естественной смерти. При демократии сменность власти обеспечивает защиту от фатальных ошибок.

· Использование интеллекта всей нации, а не ограниченной группы людей. Выборы, постоянное обсуждение деятельности власти генерируют массу идей. Эти идеи нужны для постоянного развития, оптимального управления страной.

· свободное предпринимательство, которое автоматически следует из демократии и может существовать только при демократии, -- наиболее эффективной экономической моделью из известных и проверенных на практике моделей.

· Свобода и достоинство человека. Это самостоятельная ценность, так же как жизнь и сытость. Надежно обеспечивается только демократией. Поскольку только при ней человек никому не принадлежит.





Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 1079 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...