Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Первичные формы комических представлений



Сами древние не имели единого мнения о происхождении комедии. Дорийцы производили название ее от слова «коме» — «деревня» и заключали из этого, что в основе ее были насмешливые песни крестьян, которые высмеивали своих земляков, чем-нибудь им досадивших. Но более обоснованным надо считать объяснение Аристотеля, который производил название комедии от слова «комос»1 — веселое шествие подвыпивших гуляк — и начало ее выводил из обрядовых «фаллических» песен (в Др. Греции культовые песни, сопровождавшие процессию в честь бога плодородия Диониса. Участники шествия несли изобр. фалла - муж. органа оплодотворения и осыпали при этом зрителей достаточно вольными насмешками, т. к. считалось, что сквернословие стимулирует производит, силы природы. По свид-ву Аристотеля, Ф. п. послужили источником др.-гр. комедии.) в честь Диониса, исполнявшихся еще и в его время (IV в. до н. э.).

Эти обрядовые песни включали как необходимый элемент шутки, насмешки и даже непристойности.

Аристофан в комедии «Ахарняне» (241—279) в небольшой сценке воспроизводит такое деревенское шествие с песней подобного рода.
Сходные обряды соблюдались в разных концах Греции: о песнях в честь божеств плодородия Дамии и Авксесии в городе Эпидавре и на острове Эгине сообщает Геродот (V, 82 сл.).

К числу таких же шуточных действий принадлежит и упоминаемая Демосфеном (XVIII, 11 и 122) процессия на телегах, с которых проезжавшие осыпали прохожих шутками и насмешками.

В Спарте подобный характер носили выступления так называемых «дикелистов» (с незапамятных времен кочевавшие по Греции акробаты, жонглеры, клоуны, канатные плясуны, скоморохи, показыватели) (Афиней, XIV, 15, р. 621 Е).

А что представляет собой «комос», показывает сценка, описанная Платоном в «Пире» (30): пьяный Алкивиад (афинский полководец) во главе толпы гуляк с песнями врывается в дом поэта Агафона. Уже в самое раннее время в таких обрядовых играх большое место занимал спор (агон), когда на насмешки одной стороны другая отвечала тем же самым, так что дело доходило иногда не только до перебранки, но и до свалки. Черты обрядовых игр мы знаем по русским хороводным песням.

Все эти элементы вошли в состав комедии.

Так, в комедии Аристофана «Лисистрата» представлен спор между двумя хорами — женщин и стариков, а в «Ахарнянах» и «Всадниках» хор разделяется на две части, причем каждая поддерживает одного из действующих лиц против другого. Надо полагать, что с самого же начала при обрядовой игре чувствовалась необходимость в объяснении смысла всего спора, и этому должна была служить специальная песня. Из нее в дальнейшем образовалась так называемая «парабаза» — непосредственное обращение хора к зрителям.

Одним из необходимых элементов комического представления с древнейших времен было ряжение участников, Об этом дают наглядное представление картины на вазах конца VI и начала V в. до н. э. Тут мы находим актеров в виде разных птиц или лошадей (лошадиные головы и хвосты) с всадниками на плечах. Очевидно, Аристофан, как и его предшественники, следовал весьма распространенному приему, когда выводил хоры птиц, ос, лягушек, облаков, всадников.

Веселое настроение на празднике Диониса захватывало участников, перенося их воображение в мир сказок, чудес и необыкновенных приключений, и это давало сюжетную канву для комического действия. Так, и в комедиях Аристофана мы встречаем и полет на небо, и нисхождение в царство мертвых, и птичье государство между небом и землей, и чудесное омоложение старика (во «Всадниках»), превращение бедняка в богатого, установление женского правления и т. п. Излюбленным мотивом, завершающим комическое действие, являются свадебное шествие и пир. Такими сценами заканчиваются, например, комедии Аристофана «Птицы» и «Мир». Это — новая форма «комоса».

В соответствии с сущностью комического жанра ему нужны и подходящие герои, способные потешить зрителей своей глупостью или ловко прикрытой хитростью. Тип шута предстает в комедии в разных образах — ученого, поэта, политического деятеля и т. д. Такой тип имеет в литературе длинную историю — от нищего Ира в «Одиссее» (XVIII п.) и Маргита в одноименной поэме до прихлебателей «параситов» в комедиях IV—III вв. Комедия иногда вводит сценки спора или состязания шутов. Такой вид, например, имеет спор Справедливого слова и Несправедливого в «Облаках» Аристофана. Поскольку комедия ставила целью потешать зрителей, каждое действующее лицо в той или иной степени носит шутовские черты. Этому соответствовала и их внешность — костюмы, маски, нарочито безобразные части тела.
При возникновении литературной комедии к указанным народным основам присоединилось влияние литературной традиции — сатиры3 и личных нападок в «ямбах»4 Архилоха, Гиппонакта и др.

1 Аристотель. Поэтика, 3, р. 1448 а 30—37; неизвестный автор — «О комедии».


2 Там же, 4, р. 1449 а 11 сл.

3 Недавно найденный отрывок из сатировской драмы Пратина показал, что первоначально в этих пьесах были элементы, близкие к комедии.


4 Роль ямбической поэзии в образовании нового жанра Аристотель отмечал в «Поэтике», 4, р. 1449 а 4.





Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 642 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...