Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

V ВЕК – СЕРЕДИНА VII ВЕКА



АЛЬ‑МУХАЛЬХИЛЬ (умер около 530 года)

Один из древнейших арабских поэтов, чьи стихи дошли до наших дней. Согласно преданию, поэт вел жизнь странствующего фариса (бедуинского воина), кочевал по пустыне и принимал участие в набегах. Получив известие, что его брат Кулейб, вождь двух родственных племен таглиб и бакр, убит одним из бакритских воинов, аль‑Мухальхиль поклялся отомстить и возглавил таглибитов в их войне с бакритами. В своих стихах поэт оплакивал брата и призывал соплеменников к мести.

«Слепят воспоминанья, как песок…» (стр. 11). – Все племена Низара… – Легенда гласит, что родоначальником племен Северной Аравии (аднанитов) был некий Низар, сын Маадда, сына Аднана. Зухль и кайс – аравийские племена.

АШ‑ШАНФАРА (умер в первом десятилетии VI века)

Древнеарабский поэт, подлинность сочинений которого некоторые исследователи ставят под сомнение, считая их позднейшей подделкой. По сообщениям арабских средневековых источников, аш‑Шанфара принадлежал к числу «изгнанников», по каким‑то причинам покинувших племя, и совершал набеги на бедуинские кочевья. Кочевой жизни в пустыне и посвящена предлагаемая читателю поэма.

«В дорогу, сородичи!..» (стр. 15). – …как быстрые стрелы в азартных руках игрока… – – Речь идет о майсире, азартной бедуинской игре на мясо верблюда, в которой игрок, вытащивший из песка стрелу, отмеченную определенным знаком, получал соответствующую часть разделанной туши. Гумейса – кочевье, на которое аш‑Шанфара совершил набег.

ТААББАТА ШАРРАН (VI век)

Поэт‑воин, большая часть жизни которого, согласно легенде, прошла в странствиях по пустыне и в набегах на вражеские племена. Настоящее имя поэта – Сабит ибн Джабир, а прозвищем своим «Тааббата Шарран» (буквально: «Несущий под мышкой зло») он обязан тому обстоятельству, что постоянно носил под мышкой острый меч.

«Друга и брата любимого я воспою…» (стр. 20). – Шамс ибн Малик – двоюродный брат поэта.

ИМРУУЛЬКАЙС (около 500 – середина VI века)

По единодушному мнению арабской средневековой критики, наиболее выдающийся поэт древности. Сын одного из вождей киндитской коалиции племен в Неджде, в состав которой входили племена асад и гатафан, он, согласно преданию, был изгнан отцом из дома за разгульное поведение и сочинительство стихов – занятие, по мнению отца, несовместимое с высоким званием княжича. В скитании поэт узнает, что отец его убит асадитами, и, опираясь на племена бакр и таглиб, он начинает мстить за отца, но терпит поражение, обращается даже за поддержкой к византийскому императору, но и конце концов умирает в изгнании. Арабские средневековые филологи считали Имруулькайса создателем касыдной композиции.

«Спешимся здесь, постоим над золою в печали…» (стр. 25). – Дарат Джулъджуль – местность в Аравии, где разыгрался эпизод, явившийся поводом для написания муаллаки. Согласно преданию, Имруулькайс, влюбленный в соплеменницу по имени Унейза, как‑то подстерег отправившихся на купание к ручью девушек племени и, дождавшись, когда они войдут в воду, собрал их одежду и возвратил ее купальщицам лишь после того, как они, замерзшие, стали одна за другой выходить нагими из воды. Когда же девушки стали упрекать поэта, он зарезал верблюда и, зажарив мясо, щедро их угостил; затем все возвратились в становище, причем девушки понесли седло верблюда на себе.

«Поплачем над прежней любовью…» (стр. 32). – (Стихотворение написано больным поэтом незадолго до смерти. Джабир – друг поэта и его спутник. …подобных долине Химара… – Согласно легенде, у Химара, владельца плодородной долины, грозой убило десятерых сыновей. В гневе Химар отрекся от Аллаха, проклял его и стал поклоняться идолам, за что Аллах сжег его долину небесным огнем.

«Предателем судьбу я называл не раз…» (стр. 34). – Зу‑Рияш – йеменский царь. Гог и Магог. – Согласно библейскому преданию, Гог, царь народа магог, в союзе с персами нападал на Палестину. Имена Гог и Магог из Библии проникли в мусульманскую традицию (в Коране Яджудж и Маджудж) и стали обозначать легендарные народы Восточной Азии, набеги которых, по убеждению мусульман, Александр Македонский сдерживал посредством огромных железных глыб, которыми он наваливал перевалы между горами.

«Нам быть соседями…» (стр. 35). – Асиб – наименование горы.

«Друзья, мимо дома прекрасной Умм Джундаб пройдем…» (стр. 37). – Согласно преданию, стихотворение было сочинено во время поэтического состязания с поэтом Алькамой ибн Абад.

«Мир вам, останки жилища!..» (стр. 38). – Азруат – местность в Сирии. Ясриб (позднее Медина) – селение в Аравии. Ифрит – злой дух.

«Меткий лучник из бану суаль…» (стр. 44). – Бану суаль – бедуинское племя.

ТАРАФА (середина VI века)

Тарафа ибн аль‑Абд – выдающийся поэт из племени бакр. Согласно преданию, вел легкомысленный образ жизни, «проматывая имущество рода», за что был изгнан из племени, «словно вымазанный дегтем чесоточный верблюд». В небольшой поэме, относимой арабской критикой к числу муаллак, поэт пытается оправдать свой образ жизни и всячески восхваляет свои бедуинские подвиги.

«В песчаной долине следы пепелищ уцелели…» (стр. 47). – Ибн, Ямин – прославленный моряк и строитель кораблей в древней Аравии. Фияль – детская игра бедуинов, состоящая в том, что в песок закапывалась стрела или другой какой‑либо предмет и нужно было угадать, в какой из кучек песка этот предмет находится. С румийскою каменной аркою… – Рум – так арабы именовали Византию. Мабад – брат поэта.

AMP ИБН КУЛЬСУМ (умер в конце VI века)

Вождь и выдающийся поэт племени таглиб. Как говорилось выше, между двумя родственными племенами бакр и таглиб шла непрерывная многолетняя война. Однажды, дабы разрешить давний спор, племена обратились к арбитру в лице Амра ибн Хинд. В качестве представителя племени таглиб был отправлен Амр ибн Кульсум; как гласит предание, речь в защиту своего племени он произнес перед арбитром в форме небольшой поэмы, которую арабская критика относит к числу муаллак.

«Налей‑ка нам в чаши вина из кувшина!..» (стр. 53). – Андарин – селение около Алеппо, славившееся своим вином. Ямама – местность и селение в Центральной Аравии. Царь Амр – Амр ибн Хинд (554–570), правитель небольшого княжества в северной части Аравии, столица которого Хира находилась близ иракско‑аравийской границы.

АЛЬ‑ХАРИС ИБН ХИЛЛИЗА (умер в конце VI века)

Выдающийся поэт племени бакр; согласно преданию, взял на себя миссию защищать свое племя бакр в споре его с таглибитами. Его поэтическая речь перед арбитром – хирским князем – также относится арабской критикой к числу муаллак.

«Порешила Асма, что расстаться нам надо…» (стр. 58). – Араким – род из племени таглиб. Бахрейн – в средние века так именовалась область Аравийского полуострова, лежащая против Бахрейнских островов на побережье Персидского залива. Тамим – бедуинское племя. Мунзир – хирский князь Мунзир III (514–554), отец Амра ибн Хинд. Куджр… сын Умм Катама… – один из таглибитских вождей. Имруулькайс – брат Амра ибн Хинд. Аус – одно из племен Аравии. Гассанид. – Речь идет о правителе небольшого гассанидского княжества, расположенного в районе сирийско‑аравийской границы, правители которого постоянно враждовали с хирскими князьями. Поэт похваляется тем, что его племя в отместку за убийство хирского правителя Мунзира убило гассанидского князя. Кинд. – Имеется в виду киндитский племенной союз.

ЗУХАЙР (около 530 – около 627)

Зухайр ибн Аби Сульма – выдающийся поэт из племени гатафап, от которого отпочковались два родственных племени – абс и зубьян, постоянно враждовавшие между собой. Умеренный и рассудительный, Зухайр прославился тем, что выступил против межплеменной розни и в своей знаменитой касыде, причисляемой арабами к числу муаллак, прославил двух зубьянитов – Харима и аль‑Хариса, выплативших из собственного имущества виру верблюдами вражескому племени и тем положивших конец междоусобице.

АНТАРА (умер около 615 года)

Антара ибн IIIаддад – выдающийся доисламский поэт и воин, сын одного из вождей племени абс и эфиопки‑рабыни. Отец отказывался долгое время включить его «в свою родословную», ибо в качестве сына чернокожей рабыни поэт не мог претендовать на равное положение с другими воинами. Поэту не помогли даже его бесчисленные подвиги, которые он совершал на поле боя, защищая абситов от врагов. В своих стихотворениях, так же как в поэме, причисляемой арабами к муаллакам, Антара рассказывает о своей ратной доблести и жалуется на равнодушие к нему своей двоюродной сестры Аблы, которой он, согласно преданию, был верен всю жизнь.

«О чем нам писать, если мир многократно воспет?..» (стр. 69). – …кровью драконовой… – Имеется в виду растение «драконова кровь», сок которого имеет ярко‑красный цвет и идет на изготовление красной краски. Майсир. – См. прим. к стр. 15. …срываю над лавкой флажок. – Торговцы вином, переезжавшие из одного кочевья в другое, в Аравии имели обыкновение вывешивать над своим шатром‑лавкой флажок, дабы все знали, что они «при товаре». Бедуинские поэты любили горделиво сообщать, что они этот флажок «срывали», то есть выпивали у виноторговца все спиртное. …отпрыском Дамдама… – Харим и Хусейн, сыновья убитого Антарой зубьянита Дамдама, угрожали Антаре расплатой.

«Что грустишь, о голубка, на древе высоком!» (стр. 74). – Согласно преданию, стихотворение было сочинено Антарой, когда родичи его возлюбленной Аблы увезли ее в Хиджаз (Аравия) и поэт, уединившись, оплакивал разлуку и сочинял стихи.

«Я из Лакика спешил…» (стр. 74). – …машрафийских мечей… – Имеются в виду прославленные мечи, производившиеся йеменскими мастерами.

«Ветерок из Хиджаза…» (стр. 79). – …царство Хосроев» – Хосрой – титул персидских царей.

АЛЬКАМА (умер около 598 года)

Алькама ибн Абада – выдающийся доисламский поэт, современник и соперник Имруулькайса. Выходец из племени тамим, он, однако, значительную часть жизпи провел при дворе хирского, а позднее и гассанидского князей, которым посвящал свои панегирики.

«Видно, тайное скрыла глухая стена…» (стр. 81). – Румийцы – византийцы.

АБИД ИБН АЛЬ‑АБРАС (VI век)

Бедуинский поэт из племени асад.

«Плененные люди из племени асад…» (стр. 84). – Согласно преданию, стихотворение было сочинено поэтом после того, как киндитский князь Худжр захватил и разграбил становище племени отказавшегося от уплаты дани.

«Когда восставшими отец твой был убит…» (стр. 84). – Стихотворение обращено к поэту Имруулькайсу, поклявшемуся отомстить асадитам за убийство его отца Худжра.

АС‑САМАВАЛЬ (середина VI века)

Поэт‑воин еврейского происхождения; его верность данному слову вошла у средневековых арабов в поговорку. Согласно легенде, поэт был военачальником в крепости аль‑Аблак около селения Тайма в Недждс и предпочел пожертвовать своим сыном, чем нарушить слово и отдать оружие, оставленное ему на хранение поэтом Имруулькайсом, отправившимся в Сирию и Византию.

АДИ ИБН ЗАЙД (умер около 600 года)

Выходец из племени тамим, поэт значительную часть жизни провел в Ктесифоне, столице иранских Сасанидов, где получил иранское образование и был советником царя Парвиза (590–628) в делах, касавшихся бедуинских племен Аравии. Существует предание, будто Парвиз за что‑то рассердился на поэта и заточил его в темницу, где тот и умер.

«Разве ты средство такое нашел…» (стр. 88). – Хосрой. – См. прим. к стр. 79. Шапур – имя нескольких сасанидских царей в Иране; из них самый знаменитый – Шапур II Великий (309–379). Хадр – город на Тигре, разрушенный наводнением. Тигр и Евфрат – реки в Ираке. Хаварнак – замок в Ираке возле Хиры.

УРВА ИБН АЛЬ‑ВАРД (VI век)

Бедуинский поэт из племени абс. Предание гласит, что поэт отличался удивительной щедростью, собирал вокруг себя бедняков своего и соседних племен, кормил их и водил в набеги на вражеские становища.

АЛЬ‑ХАНСА (умерла около 644 года)

Поэтесса из племени сулейм, прославившаяся стихами‑заплачками, в которых она оплакивала погибших в сражении двух своих братьев – Сахра и Муавийю.

ЛАБИД (умер в 661 году)

Лабид ибн Рабиа – поэт из племени амир, сочинявший стихи во всех традиционных жанрах. К концу жизни принял ислам и отказался после этого от сочинительства. Одну из поэм‑касыд Лабида средневековая критика причисляла к числу муаллак.

АН‑НАБИГА АЗ‑ЗУБЬЯНИ (середина VI века – около 604 года)

Поэт из племени зубьян, большая часть жизни которого прошла при дворе хирских и гассанидских князей, где он состоял в должности придворного панегириста.

«Тише, Умейма! Я горькою думой объят…» (стр. 101). – Касыда‑панегирик, сочиненная поэтом в честь гассанидского князя Амра ибн аль‑Хариса. Слово господне живет в их Священном писанье… – Гассанидские князья исповедовали христианство.

«Спешьтесь, друзья, возле этих развалин с поклоном…» (стр. 102). – Зу‑Кар – долина на севере Аравийского полуострова.

АЛЬ‑АША (умер около 630 года)

Аль‑Аша Маймун – поэт‑павегирист, прославившийся восхвалениями племенных вождей Аравии, хирских князей и различных высокопоставленных лиц.

«Я Кайса навестить хочу, как брата…» (стр. 109). – Стихотворение посвящено известному древнеарабскому бедуинскому герою Кайсу нбн Мадикарибу. Муавия – один из племенных вождей древней Аравии.

АЛЬ‑ХУТАЙА (умер около 678 года)

Поэт из племени абс. Мать поэта была невольницей, и в детство ему пришлось вынести множество унижений. Аль‑Хутайа много скитался по Аравии, сочиняя панегирики высокопоставленным лицам, но прославился своими ядовитыми поношениями в адрес своих врагов, за которые не раз наказывался и даже попадал в темницу.

ПОЭЗИЯ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 456 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...