Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные тенденции и особенности культуры 19 века



XIXв. - век романтизма. Вместе с тем это время социальных катаклизмов – противоречия капиталистич. производства, рост классовой борьбы, развития промышленной революции. Таковы глав. особ-ти формирования нового буржуазного общества. XIX в. заставлял людей пересматривать систему культурных ценностей.

Разнообразны научные достижения. Открытие принципа историзма и диалектичность мышления позволяют выражать научные принципы истории (Гизо), успехи языкознания дают возможность Шампольону (1790-1832) расшифровать египетские иероглифы. Складывается комплекс гуманит. науч. дисциплин; получают развитие экономич. теории (Рикардо, Маркс) и зарождается социология (Конт, Спенсер). Новых высот достигают и физико-матем. науки (Дизель, Карно, Фарадей). Успехи в естественных науках. Ч. Дарвин выдвигает теории происхождения чел. и естеств. отбора в природе, формируется клеточная теория в биологии (Шлейден и Шванн). Гегель и Шеллинг разрабатывают концепцию поступательного развития человечества и принципа историзма, сформулированы осн. законы диалектики. К.Марксом и Ф.Энгельсом создается материалистическое учение - «марксизм».

В XIX в. зародился позитивизм - учение, утверждающее, что подлинным знанием м.быть только научно обоснованное эмпирич. знание (основоположник - О. Конт).

Для романтизма этого периода были характерны: во-первых, уход в природу: во-вторых, уход от действит-ти - переход в иное время (рыцарские романы В.Скотта, оперы Вагнера), патриархальный быт крестьян (Кольридж, Ж.Санд и др.); в-третьих, уход в собственный внутренний мир (сказки Э.Гофмана, В.Гауфа, X.К. Андерсена, портретный жанр у Т.Жерико, Э.Делакруа и др.).

Музыка. (произведения Шуберта, Шумана, Листа, Вагнера и др.).

Наряду с романтизмом в 40-е гг. 19в. утверждается реализм. Предметом худож. Культуры становится действит-ть. Реализм 19 в. принято называть критическим (в отличие от реализма просветительского), т.к. его мироощущение основывалось, как и у романтизма, на неприятии буржуаз. общества, но реалисты не мистифицировали его как романтики, а критиковали. На передний план выдвигается социальный роман, и как отмечал О.Бальзак, франц. лит-ра создала тип общественного человека в многочисленных его проявлениях (Стендаль, Ги де Мопассан, Г.Флобер). Англ. социальный роман представлен мастерами как Ч.Диккенс, У. Теккерей, Т.Гард и др.

Барбизонская школа художников (Т.Руссо, Ж.Дюпре, Н.В.Диаз, Ш.Ф.Добиньи) открыла новые принципы пейзажной живописи, были найдены новые возможности передачи света и воздуха. Черты реализма нашли яркое выражение в музыкальных произведениях Дж.Верди, Ш.Ф.Гуно, Ж. Бизе и др.

Кризис реалистической традиции нашел выражение в постимпрессионизме П.Сезанна, В.Ван-Гога, П.Гогена и др. Для него характерны черты субъективизма, мистицизма, символичности в отображении действит-ти.

На базе реализма в 80-е гг. XIX в. возникает натурализм (братья Гонкур, А.Доде, Э.Золя). Но если реализм был пропитан «тоской по идеалу», натурализм совершенно лишен к.-либо идеальной поэзии человеческих ценностей.

Осн. вклад реализма 19в. в развитие худож. культуры сост. в углубленном исследовании судьбы личности, зависящей от социальной среды.

XIX в. - «золотой век» русской культуры, время мощного куль­турного подъема. Особую роль играла лит-ра. Многие просвещенные люди русского общества строили свою жизнь, ориентируясь на высокие литерат. образы. Наиб. выдающиеся - Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Крылов, Грибоедов, Белинский, Герцен, Гончаров, Тургенев, Достоевский, Салтыков-Щедрин, Фет, Л.Н.Толстой, Чехов.

В музыкальном искусстве - это Глинка, Даргомыжский, Чайковский, предст-ли «Могучей кучки»: Бородин, Балакирев, Мусоргский, Римский-Корсаков.

В живописи - Айвазовский, Перов, Саврасов, Шишкин, Савицкий, Репин, Суриков, Васнецов, Левитан и др.

Прославили отеч. науку такие выдающиеся ученые, как естествоиспытатели Менделеев, Сеченов, Тимирязев, математики - Лобачевский, Чебышев, изобретатели - Попов, Жуковский и др.

42. Культура конца 19 – начала 20 века.

«Серебряный век» - это историч. время с 90-х гг. 19 в. до 1922г. На культуру этого периода оказали влияние культура Запада, Шекспир и Гете, античная и православная мифология, франц. символизм, христианская и азиатская религии.

Развитие культуры в России. В начале столетия создают произведения классики русской лит-ры Л.Н. Толстой, Чехов, Короленко, Куприн. А одновременно возникают модернистические направл. в худ. лит-ре -- символизм, акмеизм, футуризм. Именно символисты -- Брюсов, Мережковский, З. Гиппиус,. Бальмонт, Сологуб, Блок, Белый, акмеисты Городецкий, Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Цветаева, футуристы Хлебников, Каменский, Бурлюк, Крученых, Маяковский создают литерат. творения. Появл-ся шедевры изобраз. искусства, созданные Серовым, Врубелем, Нестеровым, Кустодиевым, Кандинским. Малевичем, Шагалом. Музыкальное иск-во - Скрябин, Рахманинов, Стравинский, Прокофьев. Развивается русская религиозная философия в трудах Бердяева, С.Н.Булгакова, Флоренского, Франка, Розанова, Шестова и философия русского космизма (Федоров, Циолковский, Вернадский).

Развитие культуры "серебр. века" прерывается Октябр. револ. 1917 года, означавшей великий перелом в духовной жизни России. Значит. часть деятелей культуры устремляется в эмиграцию, другая с восторгом воспринимает революцию и ее идеалы. Начинается развитие Советской культуры. Социалистический реализм - основоположник Горький. Создают свои выдающиеся произведения советские писатели Шолохов, А.Н.Толстой, Федин, Булгаков, поэты Маяковский, Есенин, Пастернак, композиторы Шостакович, Дунаевский.

В постсоветский период продолж-ся творчество деятелей рус. культуры Солженицина, В.И.Распутина, И.Бродского, Свиридова, Ростроповича и др. Однако полностью творч. рез-ты разв. культуры в постсоветской России пока не проявились.

Европейская культура 20в. противоречива и многообразна. Люди стали получать огромное кол-во инф-ции через электронные средства связи, изменилось количество, форма социальных контактов

Самое полное воплощение модернизм нашел в архитектуре. Функционализм (20-е гг. 20 в., Германия) - направление, кот. возглавил Вальтер Гропиус. Функционализм дал нов.типы домов (галерейные, коридорного типа со встроенным оборудованием).

Одним из первых направлений модернизма в лит-ре стал символизм, кот. в своем творчестве обращался к классической мифологии, нац. фольклору, эзотерическим учениям. Представители - П. Валерии, Элиот, Йетс.

Были и другие направления в модернизме: дадаизм, имажинизм, экспрессионизм, которые поэтов – Аполлинера, П. Элюара, Л, Арагона, Ф. Гарсия Лорку и др.

По-прежнему сильны традиции реализма, проявившиеся в творчестве Т.Манна, Д.Голсуорси, Р.Олдингтона, Э.М.Ремарка,Э. Хемингуэя и др. Популярна научно-фантастич. лит-ра - С.Лем, Р.Хайнлайн, А.Кларк. Детективная лит-ра - А. Кристи, Ж. Сименона, Д. Чейза, Д. Френсиса и др. Многолик театр. Наряду с реалистич. театром традиций А.Чехова и Г.Ибсена, появл-ся трагедийный театр Г.Крэга, пытающийся раскрыть философию бытия, эпический театр Б.Брехта, истолковывающий уроки истории, театр жестокости А.Арто, мечтающий вернуться в далекое прошлое, когда театр был связан с ритуалом, театр абсурда Э.Ионеско, С.Беккета, не пытающийся вообще ничего выразить, издевающийся над связями человека с обществом.

Говоря о модернизме в изобраз. искусстве, следует отметить, что он начинался с фовизма, который продолжил в худ. культуре линию романтизма, импрессионизма, постимпрессионизма и стиля модерн (Матисс, Вламинк, Дерен, Марке).

Сложным и противоречивым явл-ся экспрессионизм. Его особ-ти: художники в своем творчестве стремились выразить драматическую подавленность чел. в мире (Э. Кирхнер, Э. Нольде, М. Пихштейн, П. Клее).

В первом десятилетии 20в. сформир-ся кубизм. Все предметы и явления включая чел., м.быть изображены в виде суммы геометрич. фигур (Пикассо, Леже, Делоне).

Футуризм (1909г.). Наиб. распростр. получил в Италии, где его предст-ми были Маринетти, Боччони, Руссоло. Футуристы провозгласили полный разрыв не только с иск-вом, но и со всей культурой прошлого. Футуризм просуществ. несколько лет и в 20-е годы исчерпал себя. Сюрреализм возник во Франции после Перв. мировой войны (Аполлинер, Бретон, Дали, Магритт, Мур). Осн. черты: культ фатальной предрешенности социального зла, агрессивных влечений, разрушительных инстинктов, извращенной эротики, патологической психики. Кульминационным направлением в развитии модернизма стал абстракционизм (Кандинский, Малевич). Расцвет абстрактного искусства пришелся на сер.ХХ века.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 3601 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...