Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Наука и техника как сферы культуры



Понятие «техника» столь же многозначно, как и понятие «культура».

Существует огромное количество определений техники – способ подчинения природы, ср-во освобождения ограничений природы, создание искусств. среды и др.

В широком смысле техника – это продукт человеч. цивилизации, технич. знание, часть общественного прогресса, в узком - инструментальные средства, используемые чел. в своей деят-ти по преобразованию природы, искусств. объекты, созданные чел., имеющие свою внутр. природу и логику действий.

Взаимодействие техники и культуры носит противоречивый характер. Но это замечено недавно. До этого тех. прогресс воспринимался оптимистично, развитие науки и техники вписывалось в систему культурных ценностей, с их развитием связывались надежды на лучшее экономич. и культурное будущее. Техника обогащ. человеч. существование, позволяла расширять среду обитания, облегчать жизнь.

Техника, включенная в культуру, имеет в совр. цивилизации приоритетное значение. Без техники культура (как искусственная среда) невозможна. Именно техника создавала новую действит-ть, созидала то, чего природа достичь не могла, но при этом техника все более отрывала чел. от природы, естественного фона жизни.

Обеспечивая богатство, экономическую мощь, техника активно помогала человеку утверждать свое господство над природой, вселяла ощущение независимости от природных и иных обстоятельств, укрепляла веру в безграничные возможности преобразовательной человеческой деят-ти. В рез-те ускоренного процесса технизации (постоянного увеличения и совершенствования мира инструментальных средств) человеч. цивилизация (прежде всего европейская) стала приобретать техногенный характер. Сложность техники и ее объем стали превосходить контролирующие возможности человека. Возросла непредсказуемость последствий для природы и чел. процесса бурного разв. техники.

Во взаимоотношениях чел. как творца культуры и техники появились нов. аспекты. Все более стирались границы между чел. и машиной, изменялся образ жизни человека в техномире, а проблема создания искусственного интеллекта обозначила предел собственно человеческому существованию. Культ науки и техники привел к духовной односторонности человеческого существования, это понизило возмож-ти общекультурн. развития, гармоничн. взаимодействия техники и культуры.

Техника - любые средства и способы деятельности, которые придумываются людьми для достижения какой-либо цели (всегда артефакт, нечто, искусственно созданное).

Предметная - материальные средства человеческой деятельности.

Исполнительская - способы, приемы, мастерство выполнения действий (технология).

Функции техники в культуре

1. Создание культурной среды обитания человека, «материального тела» культуры.

2. Ср-во приложения достижений культуры к решению практич. задач - ответ на «социальный заказ» культуры.

3. Создание инструментария культуры — средств и способов деятельности.

4. Техника явл-ся культурным кодом, «аккумулятором инф.», ср-вом ее хран. и передачи.

Образ техники в культуре. Образ техники — существующее в культуре представление о ней.

? В первобытной культуре: наделяется магическими свойствами.

? В античные времена: творение разума, изобретательский талант - дар богов.

? В Средневек.: технич. новации осужд-ся как попытки отойти от установл-х Богом канонов.

? С эпохи Возрож. на технику начин. смотреть как на важн. фактор общественного прогресса.

? Волна негативного отношения к технике в первой трети XIX века (луддизм).

? Национальные различия образа техники.

? В России чужая, «басурманская» техника вызывает подозрение и недоверие у крестьян.

? После Октябрьской революции — восхваление могущества техники.

? В 20 в.- борьба 2 тенденций. Техницизм изображ.технику как благо, антитехницизм-как зло.

Опасности технического прогресса:

1. Обеднение духовной жизни человечества.

2. Превращение человека в раба техники.

3. Разрушение природной основы человеч. бытия, чел. - не часть природы, а ее господин.

4. Опасность самоуничтожения человеч. вследствие неосторожного обращения с техникой.

5. Угроза самоотравления человеч. в рез-те использования искусственных заменителей.

Пути преодоления негативных тенденций технического прогресса:

1. Развитие науки и инженерии. 2. Развитие духовной и социальной культуры.

3. Совершенствование системы управления обществом.

26. Символический аспект культуры. Для понимания существа и особенностей культуры в XX в. очень важным оказалось развитие символизма и семиотики на основе философии и лингвистики. С семиотических позиций культура - это совок-ть знаковых систем, с помощью кот. человечество или данный народ поддерживает свою сплоченность, оберегает свои ценности и своеобразие своей культуры и ее связи с окружающим миром.

При этом знак понимается как «чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), кот. выступает как представитель др. предмета, свойства или отношения». Культура порой понимается и как совок-ть знаков–символов, особых условных многозначных смыслов. Так, у неокантианца Э. Кассирера все формы культуры рассматривались как иерархия «символических форм». Усвоение и передача знания по своей природе суть операции. Они требуют опредмечивания знания, превращения его в операциональную единицу. Так рождается символ. Если символ стабилен, т.е. постоянно указывает на одно и то же значение, он превращается в архетип. Повседневная жизнь чел. наполнена символами и знаками, кот. регулируют поведение, что-то разрешая или запрещая, олицетворяя и наполняя смыслом. Вокруг символов человечество развернуло бурную деят-ть. Символы конструируются, описываются, с помощью одних символов создаются новые символы, целые символические системы, наконец, изучается сама эта деят-ть по созданию и использованию символических систем. Этот символический мир, параллельный реальному, и образуют культуру. Культура предст. собой попытку подвести единое смысловое основание под восприятие мира. Она дает людям готовые смыслы. Эта смыслополагающая функция делает равноправными любые культуры, не взирая на время и расстояния. Система общепринятых ответов не останавливает вопрошания. Культура бессильна дать подлинные смыслы бытия: она содержит лишь возможные смыслы. Если смысл все-таки врывается в жизнь чел., он приходит помимо культуры - личностно, адресуясь к конкретному чел. Польза культуры - лишь в предуготовлении к смыслу. Научая чел. видеть символы, она может адресовать его к тому, что стоит за символикой. Но она может и запутать его. Чел. может принять смыслы за реальность и довольствоваться культурным бытием, не зная, что такое подлинная реальность.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 1496 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...