Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятие стиля в культуре. Исторические стили искусства



Стиль - фундаментальная и универс. категория искусства. Стиль - наиболее общая категория художеств. мышления. Все стили связаны с историей, характерны для определ-х этапов историч. развития. Содержание стилей определяется способом видения и понимания свойств времени и пространства, в кот. живет и действует чел. конкретной историч. эпохи и социальной среды. Именно стиль выражает уникальную суть художеств.творчества определенной эпохи. Смена духов. стилей - один из типов культурных изменений, наиб. отчетливо заметный в истории западноевроп. культуры (романский, готический, ренессансный стили, барокко, классицизм, рококо, ампир, романтизм, неоклассицизм, реализм, модернизм).

Направл-я, течения и стили в иск-ве явл-ся своеобраз-ми «визитными карточками», отмечающими духов.жизнь каждой эпохи, поиски прекрасного, его взлеты и падения. Так как лицо - «зеркало души» отдельного чел., иск-во - зеркало души своего народа и своего времени. В самом общем виде стили в иск-ве можно определить как исторически сложившуюся общность художеств. признаков.

Романский стиль (лат. - римский) - стилевое направл. в западноевроп. иск-ве 10-13вв., проявив. в архитектуре и скульптурном декоре, в росписях соборов. Религиоз. сооружения отличаются монументальностью и рациональностью, использованием полукруглых арок и сводов, опирающихся на колонны, многофигурными скульптурн. композициями, создавая впечатление мощности

Готический - в Европе 13-16вв., связан с религиоз. архитектурой скульптурой и декоративно-приклад. ис-вом (мебель, одежда, витражи и т.п.). Для готич.соборов характерны вертикальность композиций, устремленность ввысь, к Богу, стрельчатые (а не полукруглые) арки, обширные интерьеры с огромн. прорезными окнами, украшен. витражами, пышный декор с использов. золотой краски, резьбы по дереву. Прим. - Собор Париж. Богоматери, Кельнский собор.

Барокко (итал. - странный, причудл.) - стиль в западноевроп. иск-ве - архитектуре, музыке, живописи, лит-ре, декорат. иск-ве кон.16 - сер. 8вв., для кот. характерны: стремление к пышности; богатство декоратив. элементов, криволинейные формы (завитки, спирали). Прим. - Зимний дворец (С.-Петерб.).

Классицизм (от лат.- образцовый) стиль и направл. в иск-ве и лит-ре 17-нач.19 вв. Для этого направления характерны рационализм, нормативность, тяготение к гармонии, ясности и простоте выражения, уравновешенность композиции. К сер. 19 в. классицизм, отставая от разв. общест. эстетич. чувства, переродился в академизм.

Рококо (франц. - раковина) - стиль в искусстве Зап.Европы, преимущ.Франции 18в., занимающий «промежуточное положение» между барокко и классицизмом. Наиб.ярко выразился в архитектуре, живописи и декоративно-приклад. иск-ве (мебель, росписи на фарфоре и тканях, мелкая пластика и т.п.). Черта стиля - стремление к изяществу, мелкая деталировка формы, яркие и чистые краски в сочетании с белым и золотым, контраст между внешней строгостью зданий и изысканностью их внутр. убранства.

Сентиментализм (франц.-чувство) – худож. течение в западноевроп. и Америк. иск-ве и лит-ре во вт.пол. 18в., сложивш. в рез-те разочарования в положительной роли «цивилизации», «царства разума». Сентим-зм идейно восходит к высказыванию Ж.-Ж. Руссо: «Разум может ошибаться, чувство - никогда!». Сентим-зм не выработал собств.эстетики, занимая положение между классицизмом и романтизмом.

Романтизм - идейное и худож. направление в запад. и русск. культуре, охватив. все виды иск-ва и гуманит. науку в кон. 17-нач.20 вв., как реакция на Вел. Франц. револ. Романтики проявляли интерес к фольклору, народн. явлениям средневековой и ренессансной культуры, нередко наследуя из них сказочный элемент, дух карнавальной вольности, склонность к гротеску. Центром движения стала Германия в лице ее филос. и поэтов - братьев Шлегелей, Новалиса, Шеллинга и др. Предст. рус. ром-зма в лит-ре - Жуковский, Лермонтов и Тютчев; в живописи - Кипренский и др.

Реализм (позднелат. - вещественный, действительный) - в лит-ре и изобразит. иск-ве. Он может толковаться двояко: в самом широком смысле - изображение жизни в такой, какой она реально видится чел.; и в более узком - как творческий метод, вводимый к определенным эстетич. принципам.

Натурализм (лат.-природа) – творч-е направл. в лит-ре, изобраз. иск-ве, театре, кино, появ. последней трети 19в. в Европе и Америке под влиянием его предст-лей –франц. Огюст Конт, англич. Герберт Спенсер и др. Художник должен отражать окруж. мир без прикрас, объективно, подчиняясь правде «позитивной». Писатели и художники претендовали на то, чтобы сказать о чел. «всю подноготную», проявляя внимание к биологич. сторонам его жизни, как позднее в науке это сделал 3. Фрейд.

24. Понятие и взаимосвязь культуры и цивилизации. Типы цивилиз.: традиц., динамическая и адаптивная.

В науч. лит-ре по вопросу о взаимоотнош. понятий «культура» и «цивилизация» сущ-ет неск. позиций - отождествление, противопоставление и взаимообусловлен-ть. Первоначально эти понятия использовались как синонимы. С эпохи Просвещения философы настаивали на взаимосвязи этих понятий - только высокая культура могла порождать цивилизацию, а цивилизация, соотв-но, была показателем культурной развитости общества. Данные понятия использ. в трудах Гумбольдта, Тейлора. По мнению Фрейда, культура и цивилиз. отличают чел. от животного. По мнению Шпенглера, цивилиз. – последний этап развития культуры, этап ее упадка и гибели. По Бердяеву культура имеет душу, цивилиз.– лишь методы и орудия. По Маркузе цивилиз. – повседневная реальность, культура – праздник.

И «культура», и «цивилиз.» могут в одинаковой степени означать общее отличие человека от природы. Оба слова могут указывать на процесс развития человечества.

Различия между значениями понятий «культура» и «цивилизация» связаны с их происхождением. Понятие «культура» происходит (если не рассм. первонач. знач. «земледелие») из сферы религии («почитание богов»), педагогики («образование, воспитание, обучение»), оно прим-ся к явлениям «духовной культуры»: образованию, науке, иск-ву, философии, религии, морали. Понятие «цивилизация» происх. из политич. и юридич. словаря Др.Рима. Слово «цивилизация» обычно относится к явлениям «материальной культуры» (техника, производит. силы экономики, жилища, транспорт и связь и т.д.) и к общественной жизни. Характерно, что, когда говорят о «цивилизованных странах», имеют в виду страны с высоким уровнем эконом., технич. и социального развития - США, западноевроп. госуд-ва, Япония. С др. стороны, «культурной страной» могут назвать и страну с низким или средним уровнем социально-экономич. и тех. развития.

Традиц. цивил. - это монотонные цивилиз., повторяющие культурный опыт. Под трад.цивил. обычно понимают общество, для кот. характерны высокая степень завис-ти от природных условий бытия, жесткая связь индивида со своей социальн. группой.

К трад. относят древневосточные, античные и средневековые цивилизации. Эпоха их - с V-IV тыс. до Р.Х. по 1492г. по Р.Х. и включ. периоды древности и средневек-я.

Индивид, сформиров-й в условиях этих цивилиз., явл-ся "групповым человеком" с глубоко укорененным в психике чувством завис-ти чел. от сил природы и социального порядка. Основа трад.цивил. - община. Основа экономики - сельское хозяйство экстенсивного типа, направл-е на овладение природными ресурсами. Подавляющая часть населения проживает в деревне. Города - центры ремесла и торговли, но доля городского населения невелика. Политич. и культурную жизнь организуют традиции и обычаи. Верховная власть связана с владением землей и носит личностный хар-р. В рез-те складывается иерархическое устройство общества. Несмотря на развитые системы письменности, большинство людей в традиц. цивил. было неграмотно.

К динам. цивил. относят социальные саморегулирующиеся организмы, кот. имеют возможность взаимодействовать не только с опытом собственной культуры, но и опытом внешним, инородным, привходящим. К этому типу относят европейскую цивилиз. с характерным для нее рационализмом и техницизмом, уходящими корнями в античность. К специфич. характ-кам динам. цивил. кроме рационализма относят:

а) накопление науч. знаний и технологий, превышающие актуальную потребность;

б) появл. нов. лидеров, способных и готовых перестроить мир на новых началах;

в) постоянные экономические и социальные трансформации;

г) интеграцию индивидов и социальных групп в национальные общества.

В искусстве присутствует установка на новаторство, оно берет на себя функцию обновления традиции, ее критики в соот-вии с изменившимися условиями быта.

Адаптивный тип цивил. Социокультурный комплекс адаптив.типа характерен для вторичных цивилизаций, возникших на почве более древних, часто более развитых культур либо на периферии, в сфере влияния «сильных» цивилизаций. Классическим образцом счит-ся арабо-мусульманская цивилиз. в период ее возникнов. и расцвета.

На завоеванных территориях арабы, как прав. оставляли без особых изменений хозяйственно-экономич. отношения и социальные структуры. Они лишь насаждали сверху своих резидентов. Мусульм. цивилиз. ассимилировала все лучшее в более древних и более высоких культурах. Арабоязычная культура сохраняла независ-ть по отношению к господ-щей религии, терпимость и даже известно любопытство к духовной культуре «неверных» как к экзотике. Арабо-мусульм. худож. стиль - запрет на изображ-е чел. Кораном предопределяли разв. орнаментально-декоративн. ис-ва.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 4052 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...