Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Работа с текстами. 1.Попробуйте подтвердить тезис автора примерами культурных заимствований



1. Попробуйте подтвердить тезис автора примерами культурных заимствований.

Культуры взаимозависимы. В ходе истории возникло огромное количество культурных заимствований и взаимопроникновений… Если бы такая взаимозависимость признавалась более широко, мы, возможно, сумели бы преодолеть ограниченность наших установок, порожденную нашей специфической культурой и убедились бы в том, что другие культуры могут иметь не меньше достоинств.

Клайнберг О. Культура и культуры // Курьер ЮНЕСКО.– 1982.– VIII.– С. 15–16.

2. Можно ли согласиться с мыслью Д. Андреева о предопределенности народов к «колоссальным» и «частным» ролям? Обоснуйте свое согласие или возражения.

…Есть народы – обычно они бывают и численно весьма велики,– предопределенные к колоссальным ролям планетарного значения; другие – к заданиям более частным, более узким. Но кому больше дано, с того больше и спросится. Как для личности, так и для народа повышенная одаренность и масштаб суть основания не для повышенных требованиям к другим, а только к самому себе. Одаренность и масштаб ОБЯЗЫВАЮТ к большему, а вовсе не дают права на то, на что остальные смертные не имеют права. Вообще, исключительность не дает абсолютно никаких дополнительных прав: она накладывает только дополнительные обязанности. Именно такое понимание заключает в себе опровержение любых расистских или националистических теорий.

Андреев Д. Л. Роза мира.– М., 1991.– С. 241.

3. Подумайте, как связаны «душевные наследия», о которых говорит автор, с понятием менталитет и с национальными традициями воспитания.

…Русские – по Ключевскому – соединяют три душевных наследия: славянское, финское и тюркское.

Что от кого?

Пойдем от последнего, самого очевидного: от тюрок. От них у русских – государственный инстинкт, вселенский размах – замах (греками в свой час маркированный). Он финнов – мистика, таинственность (варягами маркированная): «мысли, тайны от туманов».

Что же от славян?

Я бы сказал (опираясь не только на Ключевского, но и на всех историков, описавших дотатарскую Русь): от славян в нас – любовь к нестандартным ситуациям. Эмоциональная взрывчатость, мгновенная мобилизация сил с мгновенной же демобилизацией. И – заражаемость. И – открытость. То, что русской классикой маркировано как всеотзывчивость, непредсказуемость, широта души…

Анненский Л. Взаимность // Родина.– 2001.– Янв.–февр.– С. 113.

4. Испанский философ Х. Ортега-и-Гассет отмечал:

Взаимодействия культур в принципе могут быть: а) нейтральными (культуры сосуществуют, не мешают друг другу и не смешиваются); б) альтернативными или контркультурными (культуры активно теснят друг друга, поскольку каждая стремится занять доминирующее положение и насадить в общности свои ценности и стандарты); в) конкурентными, состязательными (в процессе саморазвития и борьбы за привлечение новых сторонников культуры могут смещаться в области конфликтных отношений).

Используя предложенную классификацию, оцените характер взаимодействия между:

а) западным и мусульманским миром;

б) театральной культурой и кинокультурой;

в) ценностям советского поколения 60-х годов и поколения россиян 90-х годов ХХ в.

5. Продолжите мысль Г. Гачева, развивая его метафору «мировой оркестр».

Все народы равно ценны именно своей непохожестью и друг на друга, и как инструменты мирового оркестра Культуры.

Гачев Г. Д. Национальные образы мира.– М., 1988.– С. 7.

6. Проанализируйте данное ниже высказывание.

Если истребить в нации личностные начала, которые вненациональны, являются историческими началами человека как такового, не зависимо от его этнической принадлежности, то лучшие черты нации исчезнут. А между тем это основа любой духовности, ибо ее суть в том, что выше родины всегда стоит истина (это, кстати, христианская заповедь); лишь личность способна – превыше всего – искать ее и в последней прямоте высказывать.

Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию // Хрестоматия по культурологии. Т. 2: Самосознание русской культуры.– СПб., 2000.– С. 461–462.

Согласны ли вы с позицией философа? Почему? Можно ли возразить М. К. Мамардашвили? Приведите свои аргументы.

7. Как вы думаете, изменилась ли ситуация с национальным самосознанием со времен Н. М. Карамзина?

Я не смею думать, чтобы у нас в России было немного патриотов; но мне кажется, что мы излишне смиренны в мыслях о народном своем достоинстве,– а смирение в политике вредно. Кто самого себя не уважает, того, без сомнения, и другие уважать не будут. Не говорю, чтобы любовь к отечеству долженствовала ослеплять нас и уверять, что мы всех и во всем лучше; но русский должен по крайней мере знать цену свою.

Карамзин Н. М. О любви к отечеству и народной гордости // Хрестоматия по культурологии. Т. 2: Самосознание русской культуры.– СПб., 2000.– С. 10–11.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 553 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...