Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Работа с текстами



1. В тексте В. А. Сухомлинского аргументация не развернута. Попробуйте выдвинуть доказательства справедливости мысли педагога и запишите их тезисно.

Кладбище – человеческая святыня. Умей оберегать эту святыню. Иди на кладбище в день поминания предков. Это важно для воспитания твоей гражданственности и твоей совести. Даже если там никто не похоронен из твоих близких, иди, чтобы научиться беречь в сердце славу и мудрость предков. Кладбище – страж человеческой совести.

2. В своей работе «Иметь или быть?» один из наиболее крупных мыслителей-гуманистов ХХ в. Эрих Фромм пишет:

Люди с рыночным характером не умеют ни любить, ни ненавидеть. Эти «старомодные» эмоции не соответствуют структуре характера, функционирующего почти целиком на рассудочном уровне и избегающего любых чувств, как положительных, так и отрицательных, потому что они служат помехой для достижения основной цели рыночного характера – продажи и обмена, а точнее, для ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ в соответствии с логикой «мегамашины», частью которой они являются. Они не задаются никакими вопросами, кроме одного – насколько хорошо они функционируют…

Как вы думаете, не слишком ли категоричен Э. Фромм? Как вы понимаете термин «рыночный характер»? Могли бы вы возразить Фромму?

В этой же книге Э. Фромм перечисляет качества, которые, по его мнению, входят в структуру характера нового Человека. Вот некоторые из этих качеств:

1. Готовность отказаться от всех форм обладания ради того, чтобы в полной мере быть.

2. Чувство безопасности, чувство идентичности и уверенности в себе, основанные на вере в то, что он существует, что он есть, на внутренней потребности человека в предвзятости, заинтересованности, любви, единения с миром, пришедшей на смену желанию иметь, обладать, властвовать над миром и таким образом стать рабом своей собственности.

3. Радость, получаемая от служения людям, а не от стяжательства и эксплуатации.

4. Развитие способности к любви нарядэ со способностью к критическому, реалистическому мышлению.

5. Освобождение от нарциссизма и принятие всех трагических ограничений, которые внутренне присущи человеческому существованию.

6. Развитие воображения, но не как бегство от невыносимых условий жизни, а как предвидение реальных возможностей, как средство положить конец этим невыносимым условиям.

7. Все более глубокое и всестороннее самопознание.

8. Свобода, но не как произвол, а как возможность быть самим собой: не клубком алчных страстей, а тонко сбалансированной структурой, которая в любой момент может столкнуться с альтернативой (развитие или разрушение, жизнь или смерть).

9. Понимание того, что зло и разрушение – неизбежные следствия неправильного развития.

10. Счастье всевозрастающей любви к жизни, независимо от того, что уготовано нам судьбой, ибо жизнь в меру своих сил приносит человеку такое удовлетворение, что едва ли остается место для беспокойства о том, чего он мог бы или не мог бы еще достичь.

Какими чертами вы могли бы дополнить этот список? Обоснуйте свое мнение.

3. Следующие три отрывка посвящены эстетическому воспитанию. Как вы думаете, что в них общего? Сформулируйте соответствующий этой идее педагогический принцип.

А. Очень больно видеть, как педагоги, не придавая никакого значения среде обитания ребенка, невольно унижают его достоинство, убивают возможность чувствовать себя уважаемым человеком, и все еще приходится доказывать, что между универсальной алюминиевой ложкой, предлагаемой на все блюда в школьной столовой, и двойкой в учебном классе существует связь, что костюм учителя вносит свой корректив в атмосферу урока и что интерьер класса – это материализованное отношение педагогов к познанию, науке и человеку как мыслителю.

Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой.– М., 1998.– С. 54.

Б. Я бы назвал красоту гимнастикой души – она выпрямляет наш дух, нашу совесть, наши чувства и убеждения (В. А. Сухомлинский).

В. Эстетическое воспитание в традиционном представлении – это пропаганда предпочтительных образцов за счет сокращения диапазона выбора художественной продукции с тем, чтобы все, как один, читали, слушали и смотрели только то, что надо, и чтобы этому «что надо» ничего по возможности не мешало.

На самом же деле, уровень культуры определяется вовсе не правильным ответом на вопрос: «Хорошее или плохое произведение “Война и мир”?», а способностью культивировать в себе восприимчивость к самым разным процессам и формам художественной культуры, в том числе и в международном, общемировом плане. В этом смысле одинаково нецивилизованным оказывается и юный гражданин, увлекающийся только последней сенсацией отечественного или мирового рока, и увенчанный лаврами писатель, который не приемлет никого, кроме протопопа Аввакума, Льва Толстого и самого себя.

Разлогов К. Э. Феномен массовой культуры // Культура – традиции – образование.– М., 1990.– С. 149.

4. Размышляя о достоинстве личности, его воспитании, В. А. Сухомлинский писал:

Вот ДЕВЯТЬ НЕДОСТОЙНЫХ ВЕЩЕЙ, на презрении к которым строится убежденность и эмоциональный мир нравственно порядочного, духовно красивого человека.

НЕДОСТОЙНО добывать свое благополучие, спокойствие за счет притеснения, неустроенности, огорчения другого человека...

НЕДОСТОЙНО пользоваться результатами труда других людей, прятаться за чужую спину...

НЕДОСТОЙНО быть боязливым, проявлять нерешительность, отступать перед опасностью, хныкать...

НЕДОСТОЙНО давать волю потребностям и страстям, как бы освободившимся из-под контроля человеческого духа...

НЕДОСТОЙНО молчать, когда твое слово – это честность, благородство и мужество, а молчание – малодушие и подлость. Недостойно говорить, когда твое молчание – честность, благородство и мужество, а слово – малодушие, подлость и даже предательство...

НЕДОСТОЙНО настоящего человека не только лгать, лицемерить, пресмыкаться, подстраиваться под чью-то волю, но и не иметь собственного взгляда, потерять свое лицо...

НЕДОСТОЙНО легкомысленно бросаться словами, давать невыполнимые обещания...

НЕДОСТОЙНА чрезмерная жалость к самому себе, как и безжалостное отношение, равнодушие к другому человеку, быть спокойным и невозмутимым, когда рядом с тобой трудно женщине.

НЕДОСТОЙНО пьянство и чревоугодие...

Как вы думаете, почему В. А. Сухомлинский пишет не о том, что любит «нравственно порядочный, духовно красивый человек», а о том, что он презирает?

5. Прочтите фрагмент из работы французского педагога С. Френе. Подумайте, что бы вы могли добавить в качестве комментария к п. 2, 4, 5.

Перечислим лишь вкратце то новое, что вносит наша методика в нравственное и гражданское воспитание:

1. Вместо того, чтобы навязывать пришедшему в школу ребенку интересы и идеи взрослых, мы даемему возможность свободно выразить себя в любой области.

2. С помощью школьной типографии, наших газет и переписки между школьниками мы постоянно знакомим детей с работой и жизнью их сверстников, живущих в другой среде. Таким образом мы пробуждаем трудовую активность детей...

4. Вместо обязательныхуроков и одинаковых заданий для всех учеников мы вводим:

а) индивидуальную работу с картотекой, состоящей из карточек для самопроверки;

б) рабочие планы, где расписание индивидуальной работы ученика на неделю;

в) исследования, наблюдения и рефераты.

5. Мы отвергаем устоявшуюся традицию заучивания наизусть. И прежде всего отказываемся от отметок как главного критерия работы учеников...

6. Школу, которая была раньше крайне замкнутой и изолированной, мы включаем в общественную жизнь.

Френе С. Избранные педагогические сочинения.– М., 1990.– С. 153–156.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 1050 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...