Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Работа с текстами. 1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы после него:



1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы после него:

Каковы общие мировые тенденции развития педагогического знания, общечеловеческие ценности в педагогике? Педагогика как отрасль науч­ного знания выросла в рамках философии еще в глубокой древности, но, конечно, много раньше возникла педагогическая практика как отражение сначала неосознанной, а затем и вполне определенной потребности в передаче опыта поколе­ний младшим. И уже тогда, в доисторическое время, о котором мы можем все же судить по археологическим и этнографическим данным, по изучению современных обществ в разных районах мира, оставшихся на первобытной стадии развития, гуманность практической педагогики была фактом. У аборигенов Австралии, бушменов Африки, например, полностью отсутствуют наказания. Фольклор многих народов, который дает представление о ха­рактере жизни на ранних этапах их развития, отражает и отношение к де­тям. Это отношение, как правило, мягкое и гуманное. В те же време­на были и человеческие жертвоприношения, и людоедство. Но это уже воп­рос не педагогики, а морали. Жестокостью ни то, ни другое не считалось.

Развитие педагогики не было линейным и постепенным восхождением по пути гуманности. Случались взлеты и падения, были расхождения теории с практикой. Эти моменты отмечает А. В. Петровский в работе, посвященной новому педагогическому мышлению. Гуманный подход в воспитании находил отражение и в методах обуче­ния, в частности, в сократических беседах, в майевтике. Сократ не ве­щает истины, которые должен лишь запомнить и беспрекословно принять ученик, но вызывает его на творческую беседу, в ходе которой идет совместный поиск. Диалоги Сократа, записанные Платоном, достаточно из­вестны. Но любой, перечитав их, без труда отметит, что помимо дидакти­ческого достоинства они четко проявляют гуманное, уважительное отноше­ние к ученику, ориентируют на сотрудничество с ним.

В эпоху средневековья эти идеи не отвечали общему духу времени. В этом смысле идея действительно " терпела поражение", а практика в пол­ном соответствии со схоластикой была авторитарна и выражалась формулой "Magister dixit" - "учитель сказал", за ним же было последнее и оконча­тельное слово в обучении.

Положение стало меняться в эпоху Возрождения и особенно на рубеже Нового времени. Леонардо до Винчи, на сотню лет раньше Ф. Бэкона зало­живший основы опытного исследования природы при ведущей роли теории, вполне определенно выражал такие мысли, которые выдают истинного гума­ниста. "Где недостает разумных доводов, там их заменяет крик, - писал он, -...там, где кричат, истинной науки нет". Опора на память без мышления и диалога - признаки авторитарного, догматического, т.е. антигуманного, обучения и воспитания, которое критиковал и М. Монтень. Полагая, что схоластическое учение не разви­вает разум ребенка, что книжная ученость - это жалкая ученость, он пи­сал: "Постоянно кричат ученику в уши, как будто льют в воронку, а обязанность ученика состоит только в повторении сказанного... Сократ, а потом Архесилай сначала заставляли говорить своих учеников, а потом уже сами говорили им".

Некоторые педагоги называли XYII век - веком дидактическим, а XY­III век - педагогическим. Действительно, гуманные взгляды на процесс воспитания, соединенные, как правило, со стремлением преувеличить его роль в переустройстве общества, были свойственны таким философам и пе­дагогам разных стран, как К. Гельвеций, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, И. Песталоцци, А. Н. Радищев, Н. И. Новиков и другие, которых интересовали прежде всего, хотя и не исключительно, вопросы воспитания. Гуманный подход, считали они, важен не только для воспитуемого, но и для всего общества и государства.

Идеи гуманной педагогики в России XIX века отстаивали и проводили в своей практике К. Д. Ушинский и Л. Н. Толстой. Их педагогические системы хорошо известны, и стоит лишь напомнить, что принцип народности в вос­питании, само содержание обучения, зафиксированное в учебниках К. Д. Ушинского, в разработках и дневниках Яснополянской школы, - все это дает нам надежное свидетельство гуманистической направленности российской педагогики.

Новое мышление в педагогике / Под ред. А. В. Петровского. - М., 1989.

Вопросы:

- Как Вы можете сформулировать главную линию развития идей гуманистической педагогики?

- Какую роль в развитии российской гуманистической педагогики сыграли идеи Л. Н. Толстого?

2. Прочитайте текст и ответьте на вопросы после него:

"Активные дискуссии велись вокруг определения педагогики как науки и (или) искусства. Такие педагоги, как Я.-А. Коменский, И.-Г. Песталоцци и другие, подчеркивали, что конечный результат вос­питания всегда зависит от правильности метода; следовательно, важ­нейшая задача - создание такого метода. Другая концепция обосновы­валась представителями так называемой педагогики личности, которые в центр воспитательной деятельности ставили личность педагога. Для этой шко­лы типично противопоставление науки и искусства; ее основой был так называемый интуитивизм (А. Бергсон, В. Дильтей), согласно кото­рому творческий процесс целиком зависит от индивидуальности творца и не подчиняется никаким законам. Отсюда и общий вывод - педагоги­ка не может быть наукой [...]

Плодотворные идеи о сочетании науки и искусства в труде воспи­тателя можно найти в работах В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Д. И. Писарева…"

Кан-Калик Н.Д., Никандров В.А. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990.

Вопросы:

1. Какой точки зрения придерживаетесь вы?

2. Почему, на ваш взгляд, велись (и ведутся) эти дискуссии?

П. Работа в малых группах (по выбору преподавателя могут быть даны и индивидуальные задания).





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 837 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...