Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Богослужение во временах Патриархальных



Чтобы раскрыть состояние патриархальной Церкви мы должны сказать о тогдашнем Богослужении. Богослужение того времени, как и вообще жизнь патриархальная, отличалась большим духом свободы, нежели в подзаконные времена, не было определённых правил как приносить жертвы, или чтобы совершать неотменно то или другое действие в то или другое время. Совершение действия зависело от благодарящего или кающегося сердца, которое само вызывало совершить ту или другую жертву. Это главный отличительный характер Богослужения Патриархального от подзаконного. Только со времён Авраама неотменным законом было поставлено, чтобы все принадлежащие к избранному роду совершали обрезание. Обрезание физическое, освобождая от нечистоты плотской, в то же время символически выражало отнятие нечистоты душевной. Так как народ, имевший произойти от Авраама, должен был составить народ Божий, то очевидно необходима была (101об) чистота всех членов его. Каждый член избранного народа, рождённый таким образом, как бы особенным образом приготовлялся к произведению священного потомства; это духовное значение обрезания не в первый раз сообщено нам Апостолом, но было известно при самом учреждении обрезания, по крайней мере, мы знаем несомненно, что такое значение сообщено ему во времена Моисея. Он прямо применяет этот обряд к обрезанию сердца, когда говорит: обрежьте жестокосердие ваше, и выя вашея не ожесточите к тому (Второз. X, 16.). С исторжением злых похотей обрезание сердца значить будет отвращение от злых похотей, нечистот. По установлению Божественному подвергалось обрезанию общее орудие похоти вместо самого сердца.

Хотя в действиях Богослужения мы и не видим, чтобы были определённые законы, но встречаем в истории Патриархов иногда в том же виде, в каком в подзаконные времена, а иногда в особенном виде к Богослужению принадлежат молитвы и жертвы. (102)

На молитвы встречается указание у Авраама. Это выражается словом: и призвал Авраам Господа. Призвание есть ни что иное, как молитва. Лишь только Авраам вступил в Землю Обетованную, поставил жертвенник и призвал Господа. Такое выражение встречается и в истории Исаака; в 16 главе Книги Бытия говорится об Агари, что она призвала имя Господа (13 ст.). Обращение к Богу с молитвами видим в таком случае, когда отправляется Елиезер для избрания супруги Исааку, и по совершении сего посольства, первым делом было преклонение колена в присутствии всего семейства и совершено было благодарение Богу.

С этим призыванием Господа соединялись и жертвоприношения, но не всегда. Жертвоприношение совершал, как видно, всякий в главных и торжественных случаях Отец семейства, но не воспрещено было и другим, например, Иаков ещё при жизни Исаака совершил жертвоприношение, когда находился вдали от (102об) отеческого города. Так совершать жертвоприношение, или видимым образом изъявлять чувствования благоговения и благодарения Бога дозволялось всякому по той свободе, которою пользовалась Церковь патриархальная. В установлении Моисеевом видим различие животных, которых можно приносить, - животных чистых от нечистых. Хотя во времена патриархальные этого не замечается по-видимому, но нет никакого сомнения, что различие животных было. Различие это встречаем у Ноя. Когда собрались животные в ковчег, то одних берёт больше, других меньше и приносит в жертву только от чистых животных.

Для совершения жертвоприношений везде видим употребление жертвенников. Их много было в различных местах. Определённого места и определённого времени, как после учреждено было Законом Моисеевым, не видим. (103) Местами Богослужения и жертвоприношения, как видно из истории Авраама, были избираемы или дубравы, или холмы и горы. В одном месте говорится, что он насадил дубраву, поставил жертвенник и призвал имя Господа. Впоследствии, когда Моисей ввёл законы для Богослужения, тогда и на дубравах или на холмах приносить жертвы было запрещено. Это допущено было для того, чтобы соблюсти единство Богослужения, и это тем более было нужно, что Евреи, живя в Палестине, могли находить подобные учреждения для язычников, а у них с этими учреждениями соединялись многие безнравственные обряды. Но во времена патриархальные дух (естественно), располагался невольно к особенным чувствам, ни мало не терпел от того, что где угодно избирал место для Богослужения. Мы сказали, что жертвоприношения совершались на высотах, но на это можно указать только один пример, - на гору Мориа. Но впоследствии видим, что приносить жертву на высотах во времена подзаконные считалось делом незаконным.

Определённых сроков времени Богослужения во времена патриархальные так же не видно, (103об) но знаем, что и во времена патриархальные соблюдаемо было уважение к субботе. История ясно показывает, что дни собственно посвящённые Богу преимущественно были избираемы для действий Богослужебных. Уважение к субботе во времена патриархальные может быть доказано не совсем прямо. Оно может быть доказано тем: 1) что во время Моисеево не было положительного закона о введении субботы. В первый раз встречается упоминание о субботе по случаю преступлений. Моисей по повелению Божию запрещает собирать манну в субботу, и говорит об этом, как уже давно существовавшем обычае. Далее, уважение к субботе во времена патриархальные примечается и в счислении времени по седмицам. Это мы видим в истории потопа. Когда вода была, Ной посылает птиц по истечении семи дней. Отсчёт времени по седмицам заставляет предполагать, что последний день седмицы особенным чем-то был отличаем от других дней.

К действиям Богослужения можно отнести клятвы, посвящённые Богу некоторых особенных памятников из камней, обеты и десятины. (104) Клятвы, сколько можно примечать из истории патриархов, совершались одинаково. Иногда совершались с поднятием руки к небу, иногда с подложением руки под (нрзб.1сл.) того, кому даётся клятва. В первом случае естественно видим указание на призвание Бога в свидетели, так как вообще простержие рук есть выражение молящегося духа, издревле видим из книг священных и даже из языческих примеров. Что же означало подложение руки? Действие подложения руки встречается в двух случаях и только. В первом случае, когда Авраам посылал Елиезера для сыскания Исааку супруги; во 2-ом – когда Иаков даёт повеление Иосифу взять его кости из земли чужой. Естественно положение руки под (нрзб.1сл.) того, кому даётся клятва, (нрзб.1сл.) выражалась зависимость и подчинённость того, кто давал клятву. В первом случае раб господину, во втором сын – отцу. Давая таким образом клятву, он обязывался быть верным исполнителем воли, а первый образ клятвы с поднятием руки к небу мы встречаем в другом обстоятельстве, так Авраам клянётся пред Мельхиседеком, как равный с равным, потому поднимая (104об) руку, смело призывает во свидетельство Господа.

Посвящение Богу памятников встречается в Св. истории Патриархов один раз – именно в истории Иакова, им одним было совершено, так как место это впоследствии стало известно под именем Вефиля по известному явлению, бывшему тут для Иакова, и так как у соседственных народов находят подобные наименования – (др.яз.2сл.), то думают, что наименование это усвоено язычниками от известного происшествия с Иаковом, но находят у язычников другие показания об этих Ветилеях. Ветилеями назывались у язычников, по свидетельству языческих историков, камни, ниспадающие с неба, в которых, как думали язычники, обитали Боги. Вефиль значит дом Божий. Язык финикийский сходен с Еврейским; то немудрено, что усвоено было камням этим подобное наименование, но от других причин. Камни, ниспадающие с неба, могли казаться язычникам исполненными силы Божественной. Такие камни встречаются и в других местах; они известны под именем (нрзб.1сл.).

Молитвы и жертвоприношения соединялись (105) иногда с обетами, иногда с действительным посвящением Богу десятин. Известны из истории Иакова и Авраама обеты; та же жертва в другом виде посвящается Богу, в ней то, что собственно не шло на жертву, в другом виде посвящается она на всесожжение. Посвящение десятин встречаем в истории Авраама, мы относим к действиям Богослужения, хотя десятина дана была Мельхиседеку, а не прямо определялась для Бога; но потому и относим к действиям Богослужения, что сам Авраам признал Мельхиседека священником Бога Вышнего.

Остаётся заметить о степени духовного совершенства, на котором мы видим Церковь во времена патриархальные. Представляется в духе Патриархов много чувственного, видим, что сам Бог принужден был применяться к их чувственным требованиям: обетование даст им на большой части чувственные. Конечно, это занимало от тогдашнего состояния рода человеческого, но при этом не должно забывать, что те времена все вообще гораздо менее отделены от внутреннего, нежели впоследствии. Таким образом, когда видим в Патриархах (105об) желание наружных благ, с этим вместе соединяли желание невидимых внутренних благ. Такое сочетание благ духовных и чувственных, и коль естественное в первом состоянии, очевидно принадлежит временам менее испорченным, и потому оно не может свидетельствовать о низости духовной степени, на котором стоит дух такого человека. Духовное совершенство подобного рода мы примечаем в детском возрасте: так, когда мы хотим выразить искреннюю любовь, то обыкновенно говорим: он имеет детскую любовь. Главное что здесь – это свойственная ему сильная преданность, и для дитяти бывает дорог подарок не сам по себе, а потому, что он даётся от матери. Ласковый взгляд матери его веселит, а гневный его печалит. Это можно перенести и на времена Патриархов. Дары чувственные не потому дороги были, что были чувственные, а потому что с ними соединялись обетования духовные. Но той мысли и Моисей не закрывает, что во времена Патриархальные было много слабостей, приличных этому первоначальному (106) более чувственному раскрытию природы человеческой. Хотя Моисей не даёт суждения о безнравственных поступках некоторых лиц, но это не значит, как некоторые думают, чтобы в то время Моисей судил об них совершенно равнодушно, не считал их пороками, злом. Вообще, Моисей в своей истории при сём имеет ту цель, чтобы представить Бога действующим везде, а не ту, чтобы прославлять людей. Потому, хотя он касается и поступков этих людей, противных чистой нравственности, это не вредит его цели, и хотя не присовокупляет своих отзывов, но из главной цели его видим, как должно смотреть на те, или другие поступки. Например, когда он говорит, как Авраам, Исаак старались сохранить свою жизнь от голода, рассказывает о их хитростях не для славы их, а для того, чтобы показать, как Бог не пользуясь этим их благоразумием, Сам Собою привёл их в безопасность. Он говорит, как Авраам и Сарра согласились выполнить обет Божий, - именно тем, чтобы Авраам принял к себе Агарь не для того, чтобы похвалить благоразумие Авраама или уступчивость Сарры; далее хотя Моисей не делает отзывов (106об) о таких поступках, но в самой истории даёт видеть суд Божий о таких произвольных мерах. Так, например, он замечает, как дорого обошлось Сарре, что она согласилась принять Агарь, какие свои от того неудовольствия терпела. Иаков получает первенство хитростью, хотя он был и достоин этого, но Моисей в путях провидения раскрывает, как эта хитрость была орудием к вразумлению Иакова. И сам Иаков терпит много от хитрости Лавана; сам подвергается обману и от своих детей. Например, когда они Иосифа объявили умерщвлённым, так что этот обман составлял в продолжении всей его жизни тягчайший крест, хотя, правда, Моисей умалчивает о том, как надобно судить о том и другом поступке. Иаков не любит Лию и особенное пристрастие питает к Рахили. Лия многочадна, а Рахиль долгое время не рождает. Ревекка питает особенную любовь к своему сыну и за это она должна была разлучиться с сыном на долгое время. Исаак питает особенное пристрастие к старшему сыну, но он него же он терпит большие неудовольствия. Так Моисей, хотя ничего не говорит о нравственном достоинстве сих (107) поступков, но из самых путей провидения мы видим, как должно судить о таких поступках. Как сами патриархи судили о поступках, можно видеть некоторые доказательства в благословении Иакова. Иаков лишил первенства сына своего Рувима за преступления. Говоря о Симоне и Левии, он прямо говорит: да не внидет… Это показывает, как смотрели патриархи на поступки противные нравственности.

Особенному нареканию подвергалось многожёнство Патриархов: оно видимо в Аврааме и Иакове. Впрочем, об Аврааме можно сказать в отношении к Агари, - и это обыкновенная из особенных обстоятельств. Что касается до Иакова и других примеров того времени, не нужно опускать из виду желания размножить потомство, которое было сообразно с целью Промысла Божия. Это было не собственно удовлетворение чувственности; ибо нигде не видим, чтобы права супружества были употребляемы безразлично. Многожёнство было дозволено, но не позволено было одной жене иметь многих мужей. Понятия об единобрачии были, только особенные обстоятельства того времени заставляли делать исключением в отношении к мужскому полу. (107об)

Прежде, нежели Евреи вступили в Египет, уже предсказано было Богом, сколько они там пробудут. Следовательно истории развития этих времён, мы не должны опущать из виду и этих двух обстоятельств. Евреи знали сами о приближающемся пределе странствования, следовательно, могли содействовать или возбуждаться к содействию насчёт избавления своего. Пребывание Евреев в Египте от переселения их сюда до исхода в Кн. Исх. XII. 40. по еврейскому счислению определяется 430 лет; но не такое определение в переводе 70 толковников, в и пятокнижии Самаританском. Поелику Самаританского пятокнижия полагается 430 лет; в этом числе заключаются и годы (3 года) странствования Отцев по Хананее Авраама, Исаака и Иакова. Странствование Отцев начинается до переселения Авраама в Египет: было же обыкновение сынов и отцев, (108) кои обитали в Земле Ханаанской, - было обитание 430 лет. Там всё это время с переселения Авраама из Земли Халдейской в Землю Ханаанскую и до исхода Евреев из Египта полагается 330 лет в переводе 70 удержало такое летосчисление, какое и в Самаританском, только не везде одинаково чтение. В известном списке Ветхого Завета Ватиканском читается так: обитание сынов Израилевых, иже обиташа в Земле Египетской и Земле Ханаанской лет 430. Здесь мы видим опущенные слова: и Отцев их, а слова странствование, и которые странствовали в Египте сыны Израилевы поставлены не в порядке. Сначала говорится о странствовании в Египте. Тогда как это было наоборот. В другом списке, называемом Александритским упоминается, как и в Самаританском, уже и об отцах, а в списке 70 толковников читается так: было обитание сынов Израилевых, которые обитали в Земле Ханаанской и в Египте сами они и Отцы их 430 лет. Прочие списки следуют тому или другому. Видно: 1) Что 70 (108об) считали всё время жительства в Ханаане и Египте, а не так, как это читается в еврейском; 2) Показание самоританского списка правильнее и точнее; его вычисление; там слова правильно расставленные; например, сказано: обитание сынов израилевых и отцов их, потом сказано: которые обитали в Земле Ханаанской сыны и отцы их. 3) Можно видеть, что разнообразный порядок слов у 70 произошёл уже от исправления их текста. То же доказывает и неточное выражение их: время обитания сынов Израилевых, которые обитали в Египте и Земле Ханаанской, потому что под сынами Израилевыми приходится разуметь Авраама, Исаака, Иакова, - и других. Выражение такое неточно, потому что об отцах не упоминается в самаританском списке. Как бы то ни было, только текст 70 носит признаки исправления. Одно такое счисление было известно во времена Апостола Павла у Иудеев. Он считает от Авраама до утверждения закона 430 лет, считая в этом числе и годы странствования в Ханаане, как у 70. Это место читается в Послании к Галат. III, 17: Сие же глаголю завета предутверждённого от Бога во Христа бывый (нрзб.1сл.) четыреста и тридесяти и проч. Несмотря на то, что этот закон Хананеев различен был от закона Моисеева, этот (109) закон не уничтожен. А может статься, что такое чтение у 70 образовалось от желания согласить чтение………. в Кн. Исход VI.16. и след. стихах от вступления Евреев в Египет до смерти Моисея считается не более трёх родов. Теперь, ежели допустить, что 430 лет прошли только при продолжении этих трёх родов и отделить от этого 80 лет в преемственном порядке. Поэтому, как кажется, переводчики нашли нужным сократить и то счисление в пребывании Евреев в Египте, и прибавить слово: Отцев их, или где это не читается, прибавить: в Земле Ханаанской. Что касается у Апостола, то хотя им и принимаемо было это летосчисление, но не в строгом смысле. Почему? Потому что тут же Апостол выражается: Закон ли противу обетованиям Божиим, да не будет. Завет утверждён был гораздо позже. Очевидно, что Апостол выражается не совсем строго, допустив это и приняв в соображение, что Св. Стефан Первомученик в речи своей полагает от пребывания и озлобления потомства Аврамова, а не самого Авраама полагает не 215 лет, а 400 лет, или, приняв в соображение, что гораздо разительнее, говорит Сам Бог Аврааму о 400-летнем озлоблении его семени, куда не включаются (109об) сам Авраам, потому что сказано: сам он отойдёт в мире, по сём его 400 лет будет озлоблено. Если всё это говорю принять в соображение, то не должно будет отвергать истины чтения Еврейского. В пользу этого чтения говорит: 1) Необыкновенное размножение потомства Иакова в Египте. Иаков вошёл с 70 душами в Египет, а по исходе мы видим, что там было (нрзб.1сл.) мужей, способных носить оружие, что составляет пятую часть народонаселения. 2) В пользу этого чтения говорит и самая хронология Египта, как мы прежде говорили, при котором пришествие в Евреев полагается при Гексах, и исход при Рамсесе. Следовательно, надобно полагать, более, нежели 215 лет, против этого еврейского счисления (в книге Исход) можно возразить то, что так мало считается родов в Книге Бытия, но несколько последствующих родов было опущено в родословной. Примеры этому мы находим в Евангельской истории – у Матфея. (110)





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 196 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...