Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема: Культурология как наука и учебная дисциплина. В центре внимания культурологии находится (-ятся)




В центре внимания культурологии находится (-ятся) …

    общие теоретические проблемы культуры
      исследование конкретных культур
      изучение произведений искусства
      высшие достижения человеческого духа


ЗАДАНИЕ N 2 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культурология в системе наук о человеке, обществе и природе


Место культурологии в современном гуманитарном знании определяется …

    влиянием ее методов и выводов на социологию, историю, экономику
      включением курса «Культурология» в образовательный процесс
      нравственным и эстетическим содержанием культурологии
      ее продолжительной историей

Решение:
Статус науки определяется ее воздействием как на теоретическое знание в целом, так и на практическую деятельность людей. Сама по себе культурная идея, представленная культурологией, является определяющей мыслительной и ментальной тенденцией своего времени, пронизывающей философию, религию и искусство, что, разумеется, влияет на обыденное сознание масс.

Шушкова, Н. В. Учебный словарь по культурологии. – Изд. 1-е. Гриф Рекомендовано Научно-методическим Советом по культурологии Минобр РФ для высших учебных заведений в качестве учебного пособия по дисциплине «Культурология» блока ГСЭ государственного образовательного стандарта» / Н. В. Шушкова, В. В. Яковлева. – Пермь: ПГТУ, 2006. – С.29.


ЗАДАНИЕ N 3 отправить сообщение разработчикам
Тема: Структура культурологии


В культурологии, как отрасли знания, можно выделить ______ и ______ уровни.

    эмпирический
    теоретический
      нормативный
      специализированный


ЗАДАНИЕ N 4 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культура как объект исследования в культурологии


К формам духовной предметности не относятся

    человеческое тело
      знания
      ценности
      проекты


ЗАДАНИЕ N 5 отправить сообщение разработчикам
Тема: Ранние этапы становления культурологического знания


Осознание культуры как сущностная характеристика человека относится к эпохе …

    Возрождения
      Античности
      Средневековья
      Нового времени

Решение:
В эпоху Возрождения рождается новое понимание культуры как чисто человеческого мира, отличного от мира природы, частью которого считалась культура в Античности, и от божественного мира, понимание которого было целью средневековой культуры. Мыслители Возрождения осознают тот факт, что культура – это сущностная характеристика человека.

Садохин А. П. Культурология. Теория культуры: учеб. пособие для вузов / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. – 2-изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С. 28.


ЗАДАНИЕ N 6 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культурологическая мысль XIX в.


К. Маркс расширил понимание культуры, включив в него …

    духовное творчество
    материальную практику
      природу
      общество


ЗАДАНИЕ N 7 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культурологические концепции конца XIX - начала XX вв.


Чертами идеациональной культуры в концепции П. Сорокина являются …

    подчинение науки и философии религии
    преобладание сверхчувственных ценностей
      утилитарная оценка действительности
      ориентация на удовлетворение чувственных потребностей

Решение:
По мнению П. Сорокина, идеациональная культура характеризуется наличием носителей культуры, которые основывают свои ценности на господствующих идеях, даже если эти идеи весьма примитивны. В этой культуре преобладают сверхчувственные ценности, поклонение некоему Абсолюту, Богу, который считается подлинной реальностью, а материальный мир – лишь сотворенное Богом бытие. Этот мир – лишь временное пристанище человеческой души, которая лишь после смерти окажется в божественном вечном мире.
В этом мире наука и философия полностью подчинены религии. Вера господствовала над разумом.

Садохин А. П. Культурология. Теория культуры: учеб. пособие для вузов / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. – 2-изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С. 76.


ЗАДАНИЕ N 8 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культурологические концепции XX - начала XXI вв.


Герменевтическое понимание культуры, по мнению В. Дильтея, не предполагает

    логического анализа
      сопереживания
      сочувствия
      эмоциональной настроенности

Решение:
Герменевтическое понимание, основанное на психологической интерпретации, по сути дела, представляет собой непосредственный, интуитивный процесс постижения смысла. В этих случаях значительна роль сопереживания, соучастия, эмоциональной настроенности и нет необходимости обращаться к логическому анализу, более того, такой анализ только бы затруднил целостное восприятие.

Культурология: учеб. / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М: Высшее образование 2005. – С. 464.


ЗАДАНИЕ N 9 отправить сообщение разработчикам
Тема: Ценности и нормы культуры


Древнейшей формой норм является …

    запрет
      этикет
      мораль
      вира

Решение:
На начальных этапах становления культуры и цивилизации нормы появились в виде запретов, так называемых табу. Считалось, что нарушение табу наносит вред всему сообществу (роду, племени). Запреты – древнейшие формы норм.

Теория культуры: учеб. пособие / под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. – СПб.: Питер, 2008. – С. 70–71.


ЗАДАНИЕ N 10 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культура как система знаков. Языки культуры


Под культурным кодом понимается …

    набор символов, передающих информацию внутри группы
      тайный язык творческой элиты
      каллиграфическое письмо
      система специальных шифров


ЗАДАНИЕ N 11 отправить сообщение разработчикам
Тема: Динамика культуры


Типами культурной изменчивости, помимо развития, являются …

    деградация
    десемантизация
      актуальность
      эффективность

Решение:
Культурная изменчивость – свойство инициированного или спонтанного самообновления культуры, включая развитие, деградацию или десемантизацию отдельных ее черт или целых комплексов. Изменчивость может иметь и деградирующую направленность, связанную с утратой функциональной эффективности или социальной актуальности тех или иных объектов и структур, изменением практической функции, а также с их физической изношенностью или потерей. И, наконец, третий характерный тип культурной изменчивости – десемантизация объекта или структуры, утрата его первоначального смысла, перемена этого смысла, интерпретации и оценки объекта в общественном мнении.

Флиер А. Я. Культурология для культурологов / А. Я. Флиер. – 2-е изд. – М.: МГУКИ, 2009. – С. 414–415.


ЗАДАНИЕ N 12 отправить сообщение разработчикам
Тема: Природа, общество, человек, культура как формы бытия


Устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в единую систему, называется _______ институтом.

    социальным
      политическим
      культурным
      традиционным


ЗАДАНИЕ N 13 отправить сообщение разработчикам
Тема: Основания типологии культуры


Характерной чертой региональных культур является то, что …

    каждая из них существует в определенном географическом ареале
      они несут в себе традиции предков
      их богатство приумножается на основе письменности
      их постижение требует серьезных интеллектуальных усилий


ЗАДАНИЕ N 14 отправить сообщение разработчикам
Тема: Восточный и западный типы культуры


Для западного склада ума характерны …

    логическое развитие мысли
    практическая направленность
      поэтические обороты и фантастические образы
      сосредоточенное погружение в себя

Решение:
Западный склад ума требует логического развития мысли, при котором отдельные положения или силлогизмы следуют один за другим в определенной связи, делая понятной новую мысль или аргумент.
Образованный, но движимый лишь практическими соображениями, европеец «живет разумом».

Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2005. – С. 304.
Гуревич П.С. Культурология: учебник для вузов / П. С. Гуревич. – М.: Проект, 2003. – С. 206.


ЗАДАНИЕ N 15 отправить сообщение разработчикам
Тема: Исторические типы культуры


В средневековой культуре греховной считалась …

    телесная красота
      куртуазная литература
      книжная миниатюра
      любовь к Богу

Решение:
Телесная, чувственная красота, особенно красота обнаженного тела, считалась в средневековой культуре греховной. В искусстве вообще и в живописи в частности культивировался аскетизм, утонченность, изысканность форм и линий. Не грешное тело, а душа прежде всего привлекала внимание живописцев, делавших акцент, главным образом, на выразительности глаз как зеркале души.

Толпыкина Т. В. Культурология: учебник / Т. В. Толпыкина, В. Е. Толпыкин. – М.: Гардарики, 2005. – С. 70.


ЗАДАНИЕ N 16 отправить сообщение разработчикам
Тема: Место и роль России в мировой культуре


Представление о данном от Бога великом предназначении России нашло отражение в …

    мессианском сознании
      социокультурной адаптации
      вестернизации
      децентрализации культуры

Решение:
Представление о данном от Бога великом предназначении России в истории человечества выражалось в мессианском сознании. В своих крайних формах мессианство доходит до воинствующего шовинизма и высокомерного национализма, граничащего с манией величия.

Культурология: учеб. / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М: Высшее образование, 2008. – С. 342.


ЗАДАНИЕ N 17 отправить сообщение разработчикам
Тема: Традиционная культура первобытности


Установите соответствие между формами религиозных верований и их определениями:
1) тотемизм;
2) фетишизм;
3) шаманизм.

      вера в родство группы людей и каких-либо животных или растений
      поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства
      вера в возможность общения особых служителей культа с миром духов
      вера в существование духов и душ

Решение:
Тотемизм (от сев.-индейского – ototem – его род) основан на идее родства группы людей (рода) и каких-либо животных или растений.
Фетишизм (от франц. fetiche – талисман, амулет, идол) – поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Объектами поклонения – фетишами – могут быть камни, палки, деревья, любые предметы. Они могут быть как естественного происхождения, так и созданные человеком.
Шаманство – наивысшая форма развития анимистического культа. Члены общины полагали, что шаманы способны общаться духами во время ритуалов, сопровождавшихся пением, плясками и ударами в бубен.

Культурология: История мировой культуры: учеб. пособие / под ред. А. Н. Марковой. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – С. 17-18.


ЗАДАНИЕ N 18 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культура Востока


В древнем Двуречье писали на …

    глине
      шёлке
      папирусе
      пергаменте


ЗАДАНИЕ N 19 отправить сообщение разработчикам
Тема: Основные этапы развития западноевропейской культуры


Установите соответствие между произведением и его автором.
1) «О природе вещей»;
2) «О земледелии»;
3) «Записки о галльской войне».

      Лукреций Кар
      Катон Старший
      Гай Юлий Цезарь
      Тит Ливий


ЗАДАНИЕ N 20 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культура России


Для культуры русского зарубежья не характерна

    централизация
      плюралистичность
      аморфность
      стихийность саморазвития

Решение:
Культура русского зарубежья противостояла организуемой монистически и централизованно советской культуре как плюралистичная, аморфная, стихийно саморазвивающаяся, многомерная в социальном, политическом, религиозном, эстетическом и других отношениях.

Культурология. История мировой культуры: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Г. С. Кнабе, И. В. Кондаков, Т. Ф. Кузнецова и др.; под ред. Т. Ф. Кузнецовой. – 2-е изд. – М.: Академия, 2006. – С. 465.


ЗАДАНИЕ N 21 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 1 подзадача 1
Из работы Н. Я. Данилевского «Россия и Европа»:
«…с политической и так называемой культурной стороны результаты исторической жизни Европы громадны, народы Европы не только основали могущественные государства, распространившие власть свою на все части света, но и установили отвлеченно-правомерные отношения как граждан между собой, так и граждан к государству».

Развитием политической и культурной деятельности, по мнению Н. Я. Данилевского, характеризуется _________ культурно-исторический тип.

    германо-романский
      римский
      славянский
      греческий

Решение:
Развитием политической и культурной деятельности, по мнению Н. Я. Данилевского, характеризуется германо-романский культурно-исторический тип.


ЗАДАНИЕ N 22 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 1 подзадача 2
Из работы Н. Я. Данилевского «Россия и Европа»:
«…с политической и так называемой культурной стороны результаты исторической жизни Европы громадны, народы Европы не только основали могущественные государства, распространившие власть свою на все части света, но и установили отвлеченно-правомерные отношения как граждан между собой, так и граждан к государству».

В европейской (романо-германской) культуре, по мнению Н. Я. Данилевского, не получили развития ___________ стороны деятельности.

    религиозная
    общественно-экономическая
      политическая
      культурная

Решение:
По мнению Н. Я. Данилевского, европейская культура не может рассматриваться как пример успешного развития ни религиозной, ни общественно-экономической деятельности.


ЗАДАНИЕ N 23 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 1 подзадача 3
Из работы Н. Я. Данилевского «Россия и Европа»:
«…с политической и так называемой культурной стороны результаты исторической жизни Европы громадны, народы Европы не только основали могущественные государства, распространившие власть свою на все части света, но и установили отвлеченно-правомерные отношения как граждан между собой, так и граждан к государству».

В работе Н.Я. Данилевского предложена ____________ типология культуры.

 
историческая |

Решение:
Н.Я. Данилевский разработал одну из исторических типологий культуры.


ЗАДАНИЕ N 24 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 2 подзадача 1
В. В. Бычков:
«Византийская эстетика света нашла благодатную почву у славян, с древности почитавших огонь и исходящий от него свет. В отличие от античности и Византии, где наряду с эстетикой была сильно развита метафизика света, на Руси свет, в том числе и духовный, воспринимался в основном эстетическом модусе. Свет во всех его проявлениях доставлял русичам именно духовное, неутилитарное наслаждение («радование») или выступал выражением, чувственно воспринимаемым знаком духовных феноменов».

В русской и византийской иконописи божественный свет обозначался ___________ цветом.

    золотым
      голубым
      красным
      белым


ЗАДАНИЕ N 25 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 2 подзадача 2
В. В. Бычков:
«Византийская эстетика света нашла благодатную почву у славян, с древности почитавших огонь и исходящий от него свет. В отличие от античности и Византии, где наряду с эстетикой была сильно развита метафизика света, на Руси свет, в том числе и духовный, воспринимался в основном эстетическом модусе. Свет во всех его проявлениях доставлял русичам именно духовное, неутилитарное наслаждение («радование») или выступал выражением, чувственно воспринимаемым знаком духовных феноменов».

В русском эстетическом сознании свет воспринимался синонимом …

    славы
    духовности
      власти
      богатства

Решение:
В русском эстетическом сознании свет неотделим от воинской славы. Свет также выступал выражением, чувственно воспринимаемым знаком духовных феноменов.


ЗАДАНИЕ N 26 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 2 подзадача 3
В. В. Бычков:
«Византийская эстетика света нашла благодатную почву у славян, с древности почитавших огонь и исходящий от него свет. В отличие от античности и Византии, где наряду с эстетикой была сильно развита метафизика света, на Руси свет, в том числе и духовный, воспринимался в основном эстетическом модусе. Свет во всех его проявлениях доставлял русичам именно духовное, неутилитарное наслаждение («радование») или выступал выражением, чувственно воспринимаемым знаком духовных феноменов».

Золотой свет, как выражение «радования», присутствует на представленной на фото иконе …

 
 
"богоматерь владимирская" | богоматерь владимирская |

Решение:
Икона «Богоматерь Владимирская» имеет золотой фон, символизирующий небесный свет.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 3352 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...