Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Школа и воспитание в Междуречье (Месопотамия)
Первые школы такого типа возникли, очевидно, при семьях писцов. Затем появились дворцовые и храмовые «дома табличек». Получить представление об этих школах позволяют глиняные таблички с клинописью, являющиеся материальным свидетельством развития цивилизации, в том числе и школы, в Междуречье. Десятки тысяч таких табличек обнаружены в развалинах дворцов, храмов и жилищ. Таковы, к примеру, таблички из библиотеки и архива г. Ншхпура, среди которых следует назвать прежде всего летописи Ашшурбанипала (668—626 до н.э.), законы царя Вавилона Хаммурапи (1792—1750 до н.э.), законы Ассирии второй половины 2-го тысячелетия до н.э. и др.
Постепенно эдуббы приобретали автономию. В основном эти школы были небольшими, с одним учителем, в обязанности которого входило и управление школой, и изготовление новых табличек-образцов, которые ученики заучивали, переписывая их в таблички-упражнения. В крупных «домах табличек», по-видимому, имелись особые учителя письма, счета, рисования, а также специальный управитель, следивший за порядком и ходом занятий. Обучение в школах было платным. Чтобы заручиться дополнительным вниманием учителя, родители делали ему подношения.
Вначале цели школьного обучения были узкоутилитарными: подготовка необходимых для хозяйственной жизни писцов. Позднее эдуббы стали постепенно превращаться в центры культуры и просвещения. При них возникали крупные книгохранилища, например Ниппурская библиотека во 2-м тысячелетии до н.э. и Ниневийская библиотека в 1-м тысячелетии до н.э.
Складывавшуюся школу как образовательное учреждение питали традиции патриархально-семейного воспитания и одновременно ремесленного ученичества. Влияние семейно-об-щинного уклада жизни на школу сохранялось на протяжении всей истории древнейших государств Междуречья. Главную роль -в воспитании детей по-прежнему играла семья. Как следует из «Кодекса Хаммурапи», отец должен был отвечать за подготовку сына к жизни и был обязан обучать его своему ремеслу. Основным методом воспитания в семье и школе являлся пример старших. В одной из глиняных табличек, где содержится обращение отца к сыну, отец призывает его следовать положительным примерам сородичей, друзей и мудрых правителей.
Возглавлял эдуббу «отец», учителей именовали «братьями OTi ia». Ученики делились на старших и младших «детей эдуббы». Обучс! ше в эдуббе рассматривалось прежде всего как подготовка к ремеслу писца. Ученикам надлежало научиться технике изго-тош1С1 шя ram (яных табличек, освоить систему клинописи. За годы обучения ученик должен был изготовить полный комплект таб-
личек с предусмотренными текстами. На протяжении всей истории «домов табличек» универсальными приемами обучения в них являлись заучивание и переписывание. Урок состоял в запоминании «табличек-моделей» и их копировании в «табличках-упражнениях». Сырые таблички-упражнения корректировал учитель. Позже иногда стали применяться упражнения типа «диктантов». В.основе методики обучения лежало, таким образом, многократное повторение, запоминание столбцов слов, текстов,;вдач и их решений. Однако применялся и.метод разъяснения учителем трудных слов и текстов. Можно предположить, что в обучении использовался также и прием диалога-спора, причем i не только с учителем или учеником, но и с воображаемым предметом. Ученики делились на пары и под руководством учителя.показывали или опровергали те или иные положения.
О том, каким был уклад школы и каким хотели его видеть в Междуречье, говорят найденные в развалинах столицы Ассирии — Ниневии таблички «Восславление искусства писцов». В них говорилось: «Истинный писец не тот, кто думает о хлебе насущном, а кто сосредоточен на своем труде». Прилежание, по мнению автора «Восславления...», помогает ученику «выйти на дорогу богатства и благополучия».
Один из клинописных документов 2-го тысячелетия до н.э. позволяет составить представление об учебном дне школьника. Вот что в нем говорится: «Школьник, куда ты ходишь с первых дней?» — спрашивает учитель. «Я хожу в школу», — отвечает ученик. «Что ты делаешь в школе?» — «Я делаю свою ыбличку. Ем завтрак. Мне задают устный урок. Мне задают письменный урок. Когда занятия кончаются, я иду домой, вхожу и вижу моего отца. Я рассказываю отцу о моих уроках, и отец мой радуется. Когда я просыпаюсь утром, то вижу 1 in но мать и говорю ей: скорее дай мне мой завтрак, я иду в школу: в школе надзиратель спрашивает: "Почему ты опаз-мываешь?" Испуганный и с бьющимся сердцем, я вхожу к учителю и кланяюсь ему почтительно».
< >(>учсние в «домах табличек» было сложным и трудоемким.!!,i первом этапе учили читать, писать, считать. При овладе-
п грамотой следовало запомнить множество клинописных ц|.1м>11. Далее ученик переходил к заучиванию поучительных п. торий, сказок, легенд, приобретал известный запас прак-тчееких знаний и умений, необходимых при строительстве, i in i л влепии деловых документов. Прошедший обучение в «доме i и hi и чек» становился обладателем своего рода интегрирован-|цMi профессии, приобретая различные знания и умения.
И школах изучались два языка: аккадский и шумерский. Шу-Mi |" кип язык в первой трети 2-го тысячелетия до н.э. уже
Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 259 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!