Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Экономика. Деятельность как понятие и внутренняя форма экономики



Подобно этике экономика может также быть рассмотрена как целостная форма образа жизни, отличающаяся от этики прежде всего своей деятельностной природой.

Деятельность как понятие и внутренняя форма экономики

Образ жизни, в предметности его образа существования и действования представлен потребностями и ресурсами. Образ жизни, как деятельность человечества по удовлетворению собственных потребностей на основе имеющихся ресурсов становится способом воспроизводства человечества. Способ воспроизводства в своём движении представляет собой экономическую форму образа жизни человечества.

Невозможно полагаться на стихийное формирование экономических отношений, которые изначально являются отношениями по поводу результатов, но не существования и его форм. Декартовское “мыслю” обращено на себя, на факт существования, а потому это мышление должно осуществляться во внутренних, а не внешних формах. Пример тому - этические размышления, которые не имеют внешних форм, а совершаются внутри субъекта.

Опредмечивание результатов размышлений, представление их на всеобщее обозрение и последующее их обсуждение, является фактом существования уже не индивидуальной, а общественной субъективности.

Формирование общественных, в том числе экономических отношений (включая сюда и рыночные), происходит всегда за счёт прямого размышления индивидуальных субъектов, включая и их совместные обсуждения, не обязательно в научной или государственной сфере, но вообще на всём рыночном пространстве, что происходит как при выборе партнёра и типа взаимоотношения с ним, так и при размышлении о выборе номенклатуры и объёмов продукции, найма рабочей силы или приобретении иных ресурсов.

Субъективность экономики

Экономический субъект развивает себя под воздействием страсти к богатству. Развитие это происходит в форме движения фаз образа жизни. В это движение постоянно втягиваются и внешние ему, но непременные условия осуществления образа жизни: природа и общество в целом, представленное формами культуры. Экономическое пространство является пространством, навороченным на субъекта.

При таком подходе необходимым моментом экономики становится субъективность, действующая под влиянием страсти к существованию и богатству. Внешние (объективные) обстоятельства являются для нее случайными. Они могут препятствовать либо содействовать человеку в осуществлении его страстей, но человек достиг уже определенного уровня самостоятельности, в том числе в своем подходе к миру. Эта точка зрения позволяет рассматривать развитие экономики как саморазвитие человечества, каковым оно и является в действительности. Нельзя объяснить факт развития цивилизаций внешними для них обстоятельствами. Эти обстоятельства существенны лишь на этапе становления цивилизации и богатости, то есть когда внешняя предметность совершенно случайна для человека, когда у человека нет созданной им для себя внешней предметности. Единственной объективной случайностью, влияющей на развитие цивилизаций можно принять специфический для каждой цивилизации баланс структуры внешних условий и структуры внутренней культуры общества. Не объективные обстоятельства определяют развитие цивилизаций, а субъективные их свойства, их потенциал субъективности, её структура и её страсти.

Экономика как бытие образа жизни.

Проведенный анализ особенностей взаимодействия человеческой субъективности с миром, позволяет рассмотреть экономические категории как формы реализации всеобщего понятия человечности и его сущности - страсти к существованию. Иначе говоря, выстроить экономические категории адекватно человеческой практике, человеческому действованию. В логике развертывания образа жизни человечества.

Развертывание человеческих определений в процессе развития образа жизни осуществляется как развитие внутренних форм человечности, представляющих особые, объективированные формы человеческих взаимоотношений, становящиеся в процессе опредмечивания формами культуры. Именно анализ развития этих форм позволяет понять специфику развития человечности, так как в них она прежде всего и явлена.

Человечность, развившись в своих определениях до конкретной всеобщности своего понятия, реализованного в образе жизни, приобрела в нём самостоятельность. С точки зрения сущности человечности, становление её самостоятельности означает подчинение природы потребностям человечества. Но если рассмотреть человечность в её реальном бытии, в её включённости в природные взаимосвязи, которые она осуществляет в экономическом пространстве, то обнаруживается необходимый момент её образа действий - технологии, то есть формы, в которых человечество использует природную энергию ради воспроизводства собственного образа жизни.

Технологии включают в себя конкретные формы средств производства, природные ресурсы и формы их использования, необходимые для этого знания и навыки. Погружённостью в природную предметность, как свою необходимую энергетическую составляющую, экономика отличается от прочих пространств культуры. Поэтому рассмотрение форм развития человечности в экономическом пространстве должно включать в себя рассмотрение природных процессов.

Включённость человечества в природу представляет не только сиюминутный и постоянно воспроизводимый факт производственной деятельности человека. Взаимосвязь человека с Природой органична, человек часть её как по своему происхождению, так и по формам существования.

Современные экологические проблемы, вставшие перед человечеством обнаружили, пусть негативно, эту извечную и нерасторжимую связь человека с миром. На определённом этапе своего развития в борьбе за своё существование, отстаивая его перед природными явлениями вовне себя, человек обособил себя от них, и вследствие этого - и от природы вообще. Природа стала внешним предметом, ресурсом.

Но это обособление, дав человечеству возможность обеспечить себе устойчивое положение в мире за счёт использования в собственных целях энергетических источников природы, поставила также перед ним и более сложную задачу - оставаясь самим собой найти формы органичного взаимодействия с Природой с Космосом, войти в их ритм, так как нарушение этого ритма оборачивается нарушением ритма и человеческой жизни.

Ближе всего человечество связано по истории своего развития и структуре существования с биосферой. Это позволило В.И.Вернадскому [4., c. 54] рассматривать биосферу и человеческое существование как единую систему, названную им ноосферой. Этот термин, введённый Ле Руа, по мысли Тейьяра де Шардена представляет духовную оболочку Земли. Он пишет: “Мысль становится множеством, чтобы завоевать всё обитаемое пространство поверх любой другой формы жизни. Другими словами, дух ткёт и развёртывает покров ноосферы” [23.,c.155]. Таким образом, ноосфера предстаёт в этих двух определениях как единство Природы и Человечества как в биологических, так и духовных проявлениях.

Включать духовность в один ряд с биологическими процессами требует логика развития знания. Если отказаться от поиска преемственности, духовность может быть тогда объяснена лишь в понятиях религии, как особая и оторванная от прочего мира.

Но такой разрыв порождает принципиальную невозможность выработки единого подхода к существованию человека как природного и духовного существа, лишает человека единства и спокойной уверенности в разрешимости противоречий между его духовностью, его физиологией и Миром в целом, основанной на знании форм образа жизни, при которых это единство достижимо.

Экономика является той средой, которая будучи погружена в преобразование природного вещёства и энергии, в то же время является формой существования культуры, формой реализации, в частности, этических максим, осознают это субъекты экономики или нет. Но современный этап развития человечества требует осознания и этой связи.

Таким образом, экономика “впитала” в себя как переходная форма проблемы как отношений человека с неживой природой, так и проблемы его жизни как элемента ноосферы.

Экономическая деятельность является в настоящее время, ведущей формой жизни человечества, определяя его образ жизни. В экономике человечество разворачивает свои определения через воспроизводство условий своего существования.

Фазы воспроизводства отражают процесс производства, распределения и потребления внешней предметности мира, включенной в круговорот общественной жизни, обмен вещёств внутри общества так и между ним и природой. Этот обмен вещёств является базовой формой существования человечества, нарушение которой вызывает болезненные процессы в общественном организме, в том числе и в мышлении, которое зачастую демонстрирует бредовые формы.

Если в случае образа жизни рассмотрению подлежит движение, осуществляемое субъектом образа жизни - человечеством, анализируются формы этого движения, его причины и следствия, анализируется жизнь человечества, то в случае воспроизводства анализируется “жизнь” предметов, включенных в процесс жизнедеятельности людей. Движение вещёй становится ведущим моментом рассмотрения. Вещи здесь господствуют над людьми, что демонстрирует природную укорененность человечества и его несамостоятельность в природе. Человеческая жизнь предстаёт как царство необходимости, каковой она и является на определенных этапах развития человечества и в определенных формах деятельности.





Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 194 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...