Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Проблема бытия в философии



Проблема бытия – важнейшая проблема философии. Антология – учение о бытии. Философия с глубокой древности билась над этой проблемой. Впервые категория бытия появилась у элиатов. При осмыслении проблем реальности люди фиксируют две части: я и не я. Мир выступает как нечто, состоящее из двух частей– я и не я – все это бытие. Категория бытия противостоит категории небытия. У элиатов бытие определяется как мышление. Бытие отождествляется иногда с сознанием. В экзестенционазизме философия отождествляется с полной свободой.

Существует несколько подходов к трактовке бытия и небытия:

* Небытия нет, есть только бытие. Небытие – разновидность бытия (Зенон).
* Существует и бытие, и небытие (представители этого подхода – атомисты). По Платону бытие – мир идей, небытие – это чувстсвенный мир. Для Героклита, бытие и небытие – это две категории, перетекающие друг в друга.
* Есть только небытие (Чанышев).

Есть такая категория - существование, т.е. мышление, восприятие (по Беркли), возможность быть выраженным в логических терминах. В физике существование определяется как то, что может быть описано физическими законами. В Древнем Китае считали, что существовать– значит действовать. В математике существование связано с непротиворечивостью, в другом направлении матаматики существование связано с возможностью конструирования модели чего-либо. В философии жизни существование связано с волей жизни (Шопенгауэр), с волей к власти (Нитше). В экзестенциализме существование определяется через бунт, существование– напряженное внутренние переживание. В диалектико-материалистической философии существование и сущность связаны. Сущность – это качественная определенность любого явления. Для характеристики бытия очень важной является категория субстанции, которая связана с акциденцией (свойство, признак).

Для понятия субстанции можно выделить следующие подходы:
А. Субстанция – неизменная реальность.
Б. Субстанция – изменчивая и подвижная реальность.

Аспекты бытия:
1. Вещи.
2. Свойства.
3. Отношения.

Другой важной категорией бытия является категория материи, которая соотносится с категорией сознания. Материя – фундаментальная философская категория. С позиции идеализма материя – это произвольное образование от духовной субстанции. Для субъективного идеализма материя – это постоянная возможность ощущения.

Существует три концепции материи:
1. Субстанциональная: материя определяется через вещи. На этой позиции были первые философы (Демокрит). Они понимали материю через вещество.
2. Атрибутивная: материя определялась через свойства, через первичные качества (масса, размеры) и через субъективные свойства, т.е. через вторичные качества (вкус, цвет).
3. Диалектико-материалистическая: материя определяется через отношение с сознанием. Представитель этой концепции – Ленин. Материя – это философская категория для обозначения реальности, которая существует независимо от нашего сознания и которая копируется нашими органами чувств. Это определение устраняет противоречия между философией и наукой. Эта концепция возникла в конце 19 века вместе с прорывом научного знания. Вместе с открытием электрона произошел крах материализма. В материю входят не только вещества, но и поля.

Основными свойствами материи являются:
* Обьективность.
* Познаваемость.
* Структурность.
* Субстанциональность.

  1. Бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на природное бытие во всем его многообразии, и материальное бытие, созданное человеком;
  2. Материальное бытие человека, в котором можно выделить телесное существование человека как части природы и существование человека как мыслящего и одновременно социально-исторического существа;
  3. Духовное бытие. Включающее в себя индивидуализированную духовность и общечеловеческую духовность;
  4. Бытие общества или иначе, социальное бытие.

21.Философское учение о материи. Современная наука о единстве и многообразии мира.

МАТЕРИАЛЬНОЕ И ИДЕАЛЬНОЕ

Понятие "материальное" и "идеальное" широко используется различными науками, оно является производным от понятий материя, дух и идея.
Исторически взгляды на материальное и идеальное изменялись, согласно классической науке материальное отождествлялось с природным (вещественным), а идеальное с внутренним миром духовным миром человека, сознания.
Современная наука говорит об ограниченности такой точки зрения, по нашему мнению материальное и идеальное является двумя природными началами.
Это говорит о несостоятельности отождествления идеального со знанием. Идеальное существует природе до появления сознания -> сознание является одной из форм проявления идеального.
Какие же аргументы указывают на необходимость расширения понятие идеальное?
1) Аргументы историко-философского порядка. Поиски природного идеального пронизывают всю историю развития философской мысли. Согласно Аристотелю. Кроме материи существует форма. Форма у Аристотеля - идеальное начало ->единство материи и формы. Не что подобное содержится и в философии Платона, на ряду с материей. У Платона матеря со вечно с идеями.
2) Признания материального и идеального в качестве двух природных начал заставляет учение о единстве противоположности. Противоположности: теплое - холодное. и.т.д. Материальное и идеальное является безусловно противоположностями материальное нечто противоположное идеальное, и наоборот.
3) Неклассическая наука (квантовая механика, теория относительности, синергетика) указывают тоже на единство материального и идеального. Признание материального и идеального в качестве двух природных начал позволяет:
1) снять основной вопрос в философии и преодолеть односторонность материального и идеального.
2) Доказать что человеческая психика имеет глубокие основания в бытие. Иначе говоря, человеческая психика является формой развития идеального, причем в органической связи с материальным. Такая постановка вопроса проливает свет на проблему возникновения сознания.
3) Взаимодействие материального и идеального начал следует рассматривать универсальным законом бытия. Философское определение материи дал Ленин: "материя есть философская категория, для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которые копируются, фотографируются, отображаются нашими ощущениями, существуя независимо от них."
Это определение Лениным было связано на основе следующего:
1) На основе критического анализа идеалистических воззрений на материю (Беркли, Юма, Милля) Согласно Миллю материя есть постоянная возможность ощущений. Не состоятельность этого определения заключается в том что существование материи ставится в зависимость от существования субъекта: есть субъект есть материя; нет субъекта нет материи. Это определение отрицает материю как объективное существование материи.
2) На основе анализа сложной ситуации в области физики, которая сложилась на рубеже 19-20 столетия, в это время в физике произошла революция: был открыт электрон, явление радиоактивности, рентгеновские лучи, была обнаружена зависимость массы тела от скорости. Ряд ученных опираясь на данные этих открытий (не верно их интерпретировали) пришли к выводу: материя исчезла.
1) Опираясь на явления радиоактивности, ряд физиков стали говорить о об дематериализации (исчезновении) атома. К такому неправильному выводу они приходят на основе отождествления материи с атомами, и используя явления радиоактивного распада. Материя - это атомы.
2) Пуанкаре писал прежде, мы называли материю всю массу, это было самое надежное и вместе осязательное, а теперь вдруг оказывается, что массы нет совсем. Отсюда вывод: материи нет. Все что не мысли, есть ничто
3) На основе отождествления материи с массой и используя факт зависимости массы от скорости движения:
Односторонние представления о материи Естественно научные факты Вывод
Материя = атомы Явление радиоактивности Материя исчезла

В современной науке проблема единства окружающего нас мира рассматривается в трех основных отношениях. Во-первых, это его субстанциальное единство, т. е. в какой мере он имеет единую основу. Во-вторых, единство законов, которые действуют в этом мире. В-третьих, единство с точки зрения возникновения, развития, генезиса всех форм реальности в доступном нам мире.

Классическая наука вплоть до XX в. исходила из того, что субстанциальное единство мира определяется тем, что все вещи состоят из известных науке атомов. В XX в. благодаря развитию квантовой механики выяснилось, что атомы состоят из элементарных частиц, хотя этих частиц оказалось большое количество, их теперь насчитывают более пятисот, и число их постоянно растет, все же устойчивых частиц немного. Именно эти частицы образуют субстанциальное единство реальности в доступной нам части Вселенной. Они подразделяются на частицы и античастицы. При взаимодействии частицы и античастицы аннигилируют, т. е. исчезают, превращаясь в излучение.

Обобщая свойства элементарных частиц, можно выделить их общую двоякую основу. Во-первых, все физические объекты обладают массой и энергией, так что энергия физического объекта равна mc2. В то же время все элементарные частицы делятся на две группы: частицы вещества, которые обладают массой покоя, и частицы поля, обладающие только массой движения. На каждом уровне организации реальности существует своя специфическая субстанция, имеющая определенную дискретную, т.е. атомистическую структуру. На химическом уровне — это молекулы, на биологическом — это особи, на социальном — люди.

Поскольку субстанция не только непрерывна, но и дискретна, то между ее элементами существуют определенные связи и отношения. Общие и устойчивые отношения, существующие как необходимые, проявляются в законах. В каждой специфической области реальности существуют как специфические для нее, так и универсальные законы. Кроме того, философия формулирует и такие законы, которые равным образом действуют на всех уровнях организации объективной реальности. Необходимость использовать знания о таких законах, тенденция к интеграции научного знания заставляет самих ученых разрабатывать концепции, имеющие общенаучный характер. К таким общенаучным теориям относятся такие, как общая теория систем, которая формулирует закономерности, действующие в любых системах.

Кроме того, существуют и такие законы, которые действуют лишь в некоторых качественно различающихся областях реальности, например, закон сохранения энергии. Знание таких достаточно общих законов позволяет глубже понять единство окружающего нас мира. Правда, в тех космологических моделях, которые пользуются в настоящее время всеобщим признанием, предполагается, что область действия известных нам законов природы ограничена и конечна. Например, расчеты некоторых космологов показывают, что они действуют лишь в области 1 см3 х 1084. С точки зрения традиционной релятивистской космологии говорить о существовании чего-либо вне этой области просто бессмысленно. Известные нам физические законы действуют только в этой конечной области, но так как пространственно-временной континуум замкнут, то вне этой области просто ничего не существует. Поэтому, по их мнению, мир является конечным, но он не ограничен жестко заданными пределами. Стремление мыслить что-либо, находящееся вне этого мира, — это просто попытка наглядно представить то, что не представимо.

22.Сознание его происхождение и сущность.

Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представления о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолжаются споры о сущности сознания и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости, другие что попытки понять сознание тщетно также как попытка из окна увидеть себя идущим по улице.

Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и материя независимы друг от друга.

Материализм - материя первична и исторически и гносеологически. Она носитель и причина его возникновения, сознание - производное от материи. Сознание вязано не со всей материей, а только с частью мозга и только в определенные периоды времени. Причем мыслит не мозг, а человек при помощи мозга.

Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности. Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках основного вопроса, за ними - нет. За этими пределами противопоставление относительно, ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и, следовательно, неразрывно связано с материей. Абсолютное противопоставление материи и сознания ведет к тому, что сознание выступает как некая самостоятельная субстанция, существующая наряду с материей. Сознание есть одно из свойств движущийся материи, есть особое свойство высокоорганизованной материи. Это означает, что между сознанием и материей существует и различие, и связь, и единство. Различие - сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств. Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме от этих объектов, как идеальные их копии.

Единство и связь - Психические явления и мозг тесно вязаны как свойство и материальный субстрат, которому это свойство принадлежит и без которого оно не существует. С другой стороны возникающие в сознании психические образы сходны по содержанию с вызывающими их материальными объектами. Сущностью сознания является его идеальность, которая выражается в том, что составляющие сознательные образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе которых они возникли. Идеальное выступает как момент практического отношения человека к миру, отношения, опосредованного формами, созданными предшествующим поколениями - прежде всего способностью отражать в матер формах языка, знаков, и превращать их посредством деятельности в реальные предметы. Идеальное не является чем-то самостоятельным по отношению к сознанию в целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения. Такое понимание имеет смысл только при изучении соотношения материи и сознания, отношения сознания к материальному миру. Сознание существует не всегда. Оно возникло в ходе исторического развития материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганизованных материальных систем. Материи присуще свойство, сходное с сознанием - отражение. Отражением обладают все материальные образования. Оно является моментом любого взаимодействия. Отражение - это изменение одного явления под воздействием другого. В неживой природе распространены изоморфные отражения - отпечатки, следы... Как свойство живых организмов выступает раздражимость. Дальнейший этап развития форм отражения после раздражимости связан с возникновением чувствительности, т.е. способности иметь ощущения, отражающие свойства предметов, воздействующих на организм. Ощущения составляют начальную форму психики.

Это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщении, оценивании и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле.

23.Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. 3 закона диалектики.

Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:законы диалектики;категории;принципы.

Главная проблема диалектика – что такое развитие?

Развитие – общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.

Развитие – высшая форма движения. В свою очередь, движение – основа развития.

Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве – в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.





Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 380 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...