Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

К. Маркс как создатель диалектического материализма. Социальная философия К. Маркса



Карл Маркс (1818-1883 гг.) – немецкий социолог, философ, экономист. Маркса нередко рассматривают как одного из последователей Гегеля. Он продолжил развитие гегелевской диалектики и концепции отчуждения; предложил понимание истории на основе учения о базисе и надстройке.

Наиболее известные работы: «Экономическо-философские рукописи 1844 года», «Немецкая идеология», «Капитал».

Идея практики. Маркс утверждал, что жизнь людей, в которой и обнаруживается человеческая сущность, носит преимущественно практический характер. Человек не просто «находится» в природе, а преобразует, изменяет ее. Труд как преобразование природы и активное одновременное преобразование людьми своих собственных общественных отношений и составляет бытие человека в обществе.

Практика:

1) исходна и первична по отношению ко всему духовному миру, культуре в ее даже самых далеких от практики проявлениях.

2) практика носит общественный характер, ее нет вне общения и связей между людьми.

3) практика – исторична, она состоит в непрерывном преобразовании людьми условий, обстоятельств и самих себя.

4) практика есть предметная деятельность, поскольку люди действуют не в «чистом мышлении», а в реальности, где приходится преобразовывать то, что дает природа, и то, что уже создано другими людьми, то есть различные предметы.

Именно в исторической практике в конечном счете и решаются все те теоретические проблемы, которые кажутся мыслителям исключительно делом просвещенного философского разума.

Материалистическая диалектика. В марксизме диалектика выступает как учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития бытия и мышления. Это вытекает из того, что человеческое мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам, поэтому не могут противоречить друг другу в своих результатах. Основными системообразующими принципами являются следующие:

1) принцип единства и целостности бытия как развивающейся универсальной системы, включая все формы действительности от объективной (материя) до субъективной (мышление).

2) принцип материальности мира. Утверждение, что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание;

3) принцип познаваемости мира. Мера его познанности, определяющей степень соответствия наших знаний объективной реальности, является практика;

4) принцип развития. Весь мир находится в непрерывном, постоянном диалектическом развитии, источник которого - возникновение и разрешение противоречий;

5) принцип преобразования мира в целях достижения свободы личности на основе преобразования жизни общества и достижения равенства и братства.

Диалектический материализм впервые распространяет мат понимание не только на природу, но и на общество. Отсюда теория прибавочной стоимости и теория исторического процесса.

Основ достижения диалектико-материалистического способы мышления:

1) критика недостатков капитализма;

2) разработка проблемы практики, как критерия истины;

3) уяснение природы общественного.

Материалистическое понимание истории. Маркс разделяет точку зрения на человека как на человека-в-сообществе. Именно в сообществе человек впервые способен показать путем самореализации в различных социальных группах то, кем он является. Но для Маркса труд - это формирующий процесс. С помощью труда, говорит Маркс, социальные институты так изменяются, что на новых исторических этапах могут быть реализованы другие человеческие качества. История - это процесс, посредством которого человечество реализует себя. История является процессом формирования, в котором человек становится человеком.

Этот необратимый процесс проходит через следующие экономические стадии: первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капитализм, коммунизм. Переход от одной экономической стадии к другой представляет собой качественный скачок, который необходимо совершается по мере развития экономики до некоторой точки насыщения.

Для Маркса фундаментальной является экономика, а не дух, как для Гегеля. Поэтому экономико-материальные факторы называются базисом, а культурные феномены, подобные религии, философии, этике, литературе и т.д., - надстройкой.

В своей крайней форме исторический материализм влечет за собой следующие положения.

1) Базис, а не надстройка, является движущей силой истории.

2) Базис определяет надстройку, а не наоборот. Однако у Маркса противоречия сглажены и он, скорее утверждает, что экономика и мышление взаимно определяют друг друга, но экономике принадлежит решающая роль.

Концепция отчуждения (философская антропология Маркса). Сама по себе мысль об отчуждении человека уже была глубоко проанализирована в немецкой классической философии. Основная идея Маркса - идея отчуждения человека в обществе господства частной собственности и преодоление отчуждения в исторической перспективе коммунистического будущего. Базисным для всякого отчуждения человека является экономическое отчуждение или отчужденный труд. Отчуждение по Марксу - процесс превращение деятельности человека и продуктов этой деятельности в самостоятельную, довлеющую над человеком силу. Субъект превращается в объект манипуляций, что появляется в апатии, атрофии гуманитарных ценностей.

Отчужденный труд равнозначен существованию частной собственности. Это значит, что эконом история - ключ к пониманию человеческой жизни как таковой. Преодолеть отчуждение можно только посредствам уничтожения частной собственности, что возможно в связи с революционными преобразованиями общества и самого человека. Отчуждение должно быть преодолено в самой своей основе - в труде, производительной деятельности. Процесс, обратный отчуждению - присвоение человеком собств. подлинной человеческой сущности. Маркс связывает его с общественными преобразованиями, с освобождением кот в основе имеет уничтожение отчужденного труда. Что будет, если чел начнет производить как человек, т.е. не подневольно. В этом случае труд станет средством саморазвития человека, в реализацию человеком своих лучших сторон.

Марксистская социология сформулировала четыре основных объективных закона развития общества: 1) об определяющей роли способа производства; 2) о соответствии производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил; 3) об определяющей роли экономического базиса по отношению к надстройке; 4) о первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 352 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...