Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Эволюция философских взглядов на материю. А что такое материя? Отвечая на вопрос, следует отметить фундаментальность



А что такое материя? Отвечая на вопрос, следует отметить фундаментальность

этого понятия в философии, имеющего длительную историю своего развития.

В античной философии причиной и основой мира считались некоторые

первоначала (вода, воздух, огонь, земля и т.д.), заключавшие в себе, по

мнению древних, источник порождения качественно различающихся вещей. Фалес

из Милета, например, считал таким первоначалом воду, Гераклит из Эфеса -

огонь и т.д. Примечательно, что сами первоначала античных философов

являлись так же некими вещами. Кладя в основу всего сущего отдельно взятые

вещи либо некоторую их совокупность, древние философы пытались понять

природу мира, взятого самого по себе.

В дальнейшем развитии философии вещь как форма предметности в осмыслении

сущности бытия уступила место другому пониманию, а именно: материя стала

пониматься как совокупность свойств. Например, философы Нового времени

отождествляли материю с одним из всеобщих свойств материальных вещей - с

протяженностью (Декарт), с плотностью и протяженностью (Дж. Локк). А

французские материалисты XVIII века, отождествляя материю с природой,

считали, что ей присущи такиесвойства, как протяженность, плотность, вес,

непроницаемость, фигура. Их заслуга в том, что они дали определение материи

на основе выделения субъекта и объекта познания: Гольбах, например,

подчеркивал, что материя вообще есть все то, что воздействует каким-либо

образом на наши чувства.

На грани XIX и XX в.в. в результате открытия электрона, рентгеновского

излучения, радиоактивности, разработки идей теории относительности в физике

возникла кризисная ситуация, которая со всей очевидностью показала, что

прежнее понимание материи как совокупности механических свойств неизменного

атома (а именно таковое было характерно для метафизического материализма и

значительной части естествоиспытателей) перестало соответствовать новому

уровню научных знаний об объективной реальности.

Перед учеными остро встал вопрос прежде всего о предметном аналоге понятия

"материя".

Если материя - это не вещественный атом с его характеристиками, то что же

следует под ней понимать? Вся трудность создавшегося положения хорошо была

выражена в мысли физика Ульвига: "атом дематериализуется, материя

исчезает".

Однако "исчезновение материи" на деле означало, что в физике произошло

изменение объекта познания, что на самом деле исчез предел, до которого до

сих пор знали материю, что знание пошло глубже. Материя - это прежде всего

философская категория, которая выработана для обозначения объективной

реальности, т.е. мира, существующего независимо от человека и отражающегося

в его ощущениях. Такое понимание материи не предполагает указания на ту или

иную конкретную вещь, либо то или иное конкретное свойство: предметным

аналогом категории "материя" оказывается объективная реальность. Из этого

следует, что в рамках определения материи как объективной реальности под

материей необходимо понимать не просто весь внешний мир, а

''объективную природу вещей", т.е. их всеобщую сущность. Объективная

реальность, таким образом, выступает не в аспекте вещи и свойства, а в

аспекте отношения - она существует вне и независимо от сознания и в то же

время отражается в последнем.

Таким образом, качественный скачок в понимании материи, связанный с

новейшей революцией в естествознании, заключался прежде всего в

принципиально новом осмыслении предметного содержания категории "материя".

29. Философское учение о структурных связях: принцип системности

Системность - объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущие целому новые свойства.

За видимой простотой афоризма, гласящего, что «целое больше своих частей», скрыт широкий спектр вопросов, как философских, так и конкретно-научных. Ответы на них побуждают выяснить, по каким критериям и на каких началах из великого множества явлений обособляется особая категория объектов, приобретающих значение и характер системных.

Внутреннее строение этих объектов описывается в таких понятиях, как элемент, связь, структура, функция, организация, управление, саморегуляция, стабильность, развитие, открытость, активность, среда и др.

Идея системности проходит через многовековую историю познания. Словосочетания: «солнечная система» или «нервная система» давно вошли в повседневный язык. От древних представлений о космосе как упорядоченном и гармоничном целом (в отличие от хаоса) до современного триумфа систем типа человек-компьютер и трагедий, порождаемых деградацией экосистем, человеческая мысль следует принципу системности.

Системный подход как методологический регулятив не был «изобретен» философами. Он направлял исследовательскую практику (включая лабораторную, экспериментальную работу) реально, прежде чем был теоретически осмыслен. Сами естествоиспытатели выделяли его в качестве одного из тех рабочих принципов науки, оперируя которым, можно обнаружить новые феномены, прийти к важным открытиям. Так, например, великий американский физиолог нынешнего столетия Уолтер Кеннон считал синонимом системности принцип гомеостаза как динамического постоянства состава и свойств системы, ее стремление к сохранению стабильного состояния вопреки действию факторов, которые его нарушают. Рабочий смысл этого принципа в том, что, руководствуясь им, исследователь в любом компоненте и отправлении системы усматривает одно из приспособлений, решающее главную задачу - удержать ее в равновесном состоянии.

Такой общий взгляд позволяет делать настоящие открытия. Под открытием при этом следует иметь в виду не только частный феномен (например, открытие адреналина как секрета надпочечников или торможения мышечной активности при раздражении определенных нервов или нервных центров). Это скорее предоткрытия, поскольку не выявлена роль установленных фактов в «телесной экономии». Только ответив на вопрос, в чем смысл выброса адреналина или торможения деятельности мышцы, можно говорить о подлинном открытии. Ответ же способен дать общий системный подход. Он, позволяя объяснить факты, обнаруживаемые на чисто эмпирическом. уровне, имеет и прогностическую ценность, направляя на поиск еще неизвестных регуляторов, незримо действующих в системе с целью обеспечить ее устойчивость.

Из исследований биологического гомеостаза Кеннон вывел «общие принципы организаций», действительные для любых «сложных объединений» (систем в отличие от «не-систем»): дифференциация и интеграция функций «сотрудничающих частей» с целью решения общей для всей системы задачи, согласование внешних и внутренних отношений, саморегуляция, обеспечиваемая своевременным поступлением сигналов об отклонениях от «средней позиции» и принятого курса с последующим включением механизмов, которые восстанавливают стабильность и др.

Принцип системности в образе гомеостаза оказался весьма продуктивным не только в физиологии, но и в других науках: в учении о биоценозах (совокупности живых организмов, населяющих данный участок суши или водоема), генетике, кибернетике, социологии и психологии. Принцип системности не исчерпывается гомеостазом, хотя и служит одним из его важных, эвристически сильных воплощений. Психическая организация — это системный объект, живущий сам по себе, независимо от его познанности. В многовековой эволюции научной мысли возникали различные теоретические конструкты, объясняющие, как эта организация устроена, из каких частей состоит, как они между собой связаны, как сопряженно работают и т. д.

От научной мысли требуется, чтобы это знание было выстроено по определенной логике, чтобы его различные фрагменты складывались в целостную картину, удовлетворяющую принципу системности. Не все концепции выдерживают испытание этим критерием. Чтобы выяснить специфику знаний, адекватных принципу системности, следует сопоставить их с несколькими типами «несистемных» теорий.

Таких типов пять: холизм, элементаризм, эклектизм, редукционизм, внешний методологизм.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 566 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...